Рондо XIX и XX века
Среди западных композиторов-романтиков новый этап в развитии рондо составило творчество Шумана. Композитор придал пьесам в форме рондо программные названия: «Арабески», «Венский карнавал», «Новеллетта». Шуман значительно расширил жанровое наполнение рондо. Излюбленным видом показа разных образов для Шумана стал принцип карнавала с калейдоскопическим мельканием картин, делая рондо подобным сюите[5].
Особенности:
1. Многочастность, но части крупные по размерам.
2. Яркий контраст, выраженный тематически, тонально.
3. Некоторые повторы рефрена даются в подчиненной тональности ради колористического разнообразия и преодоления некоторой статичности, вносимой точными повторами.
4. Рефрен может не сохранять структуру.
5. Рефрен может быть пропущен (два эпизода подряд).
6. Степень замкнутости частей гораздо меньше. Этому способствуют длинные связующие части разработочного характера.
7. Может быть переходящий рефрен[6].
В ХХ веке рондо стало излюбленной формой у Прокофьева, отвечая его идеалу «новой простоты». Он использует рондо даже там, где традиционно должна быть сложная трехчастная форма: гавот fis-moll для фортепиано, Менуэт из «Ромео и Джульетты», Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам».
Для трактовки рондо Прокофьева характерны:
1. 5–7-частные структуры.
2. Составной характер эпизодов («Джульетта-девочка»).
3. Четкость граней.
4. Смелые тональные смещения рефрена, благодаря чему иногда само произведение оказывается тонально разомкнутым.
5. Перенесение классической формы на несвойственные ей ранее два крайних масштабных уровня – микро- (строение темы) и макро- (строение инструментального цикла). Например, микро-рондо – тема «Феи Зимы» в виде 9-частного рондо из фраз около 2 тактов; макро-рондо – 5 фортепианный концерт: части 1, 3, 5 – рефрен, 2 и 4 – эпизоды.
Рондообразные формы
Эти формы не являются формой рондо, но имеют сходные с ним признаки:
1. Трех-пятичастные и двойные трехчастные формы.
2. Сложная трехчастная форма с двумя трио (у Шумана).
3. Четное рондо – разновидность простого рондо с помещением рефрена на втором месте: ARBRCRDR… (Бетховен, экосезы).
4. Форма с добавочным рефреном. Здесь действует принцип четного рондо, но в основе лежит простая или сложная трехчастная форма:
ARBRAR (Моцарт, Соната №11, III часть).
5. Свободно понимаемое рондо[7]: сюитная цепь, скрепленная общей репризой: ABCD…A.
Вариации
Различаются вариационная форма и вариационный метод развития, участвующий в построении других музыкальных форм. И форма вариаций? и вариационный метод развития – самые распространенные явления в музыкальном формообразовании.
Вариационной называется форма, основанная на видоизмененных повторениях одной или более тем.
Число вариаций – обычно от 2–3 до нескольких десятков. Использование чужого материала в качестве тематической основы собственного произведения встречается часто, поэтому вариации на собственную тему называются «оригинальными». Цикл вариаций может начинаться с темы (чаще всего), с первой вариации (типично для вариаций на хорал в XVI–XVIII веках), а также может заканчиваться темой.
Наибольшего расцвета вариационная форма достигла в периоды особого подъема европейского инструментализма:
1. XVI – начало XVII века в Испании (Нарваэс, Кабесон), в Англии (вёрджиналисты), в Италии и Германии (Фрескобальди, Шейдт, Свелинк, Пахельбель).
2. Венская школа.
3. Русская классическая школа XIX века (Глинка, Мусоргский, Римский-Корсаков).
Классификация[8]:
1. Вариации на basso ostinato.
2. Вариации фигурационные (орнаментальные).
3. Вариации на soprano ostinato («глинкинские»).
4. Вариации характерные и свободные.
5. Вариантная форма.
Кроме того, обособляются вариации двойные и многотемные.
Встречаются смешанные виды вариаций, например, в цикл орнаментальных вариаций входят характерные.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1980;