Членораздельность формы
Стиль и жанр
В литературе есть разделение на вокальную и инструментальную музыку, но есть романс-вальс и тому подобное. Музыкальным жанром мы называем разновидность какого-либо произведения.
Жанры могут классифицироваться по разным признакам, например по составу исполнителей, по характеру, обстоятельствам исполнения.
I. А.Н. Сохор предлагает классификацию по формам музицирования:
1) для массового исполнения, где нет разделения на исполнителя и слушателя (исполнение гимнов, хоралов, революционных песен и т.д.);
2) для слушания, с разделением на слушателей и исполнителей.
Эта классификация основана на классификации Бесселера, у которого есть музыка обиходная и музыка преподносимая.
II. Разграничение на первичные и вторичные жанры, предложенное В.А. Цуккерманом:
1) массово-бытовые (часто связанные с народной музыкой; хорал);
2) профессиональные (театральная и концертная музыка, в которой могут быть отражены первичные жанры).
Когда мы говорим о музыке быта, надо помнить, что исторически она первична. Различие первичных жанров между собой определяется практикой бытования (колыбельная предназначена для укачивания, поэтому для нее характерен определенный ритм), которая определяет музыкальные средства. Отсюда – своя ритмическая формула, определяющая жанр и стиль. В первичных жанрах происходит отражение жизненных явлений.
III. В связи с различными условиями исполнения:
1) театральные (опера, балет, оперетта, мюзикл, музыка к драматическим спектаклям);
2) концертные (симфония, соната, квартет);
3) массово-бытовые (песня, танец, марш);
4) культовые (реквием, месса).
IV. По кругу образов (В.А. Цуккерман):
1) Лирические;
2) повествовательно-эпические;
3) моторные (куда включаются разновидности движения – танец, марш и т.д.);
4) картинно-живописные.
С.С. Скребков выделил жанры:
5) речь (декламационные);
6) моторность;
7) пение человека.
А.Н. Сохор добавил:
8) инструментальную сигнальность;
9) звукоизобразительность.
V. В конце концов жанры могут быть:
1) простые (фортепианная пьеса, романс);
2) сложные, включающие в себя простые (опера, балет, симфония и т.д.).
Музыкальный жанр привязан к практике бытования. Но иногда может быть перенос жанра из условий привычного бытования (например, месса исполняется не в храме, а в концерте). Это называется экстраполяцией жанра. Возможно и жанровое смешение (например, вальс-симфония, симфония-балет и т.д.).
Итак, жанр – разновидность музыкального произведения, которая определяется условием бытования произведения.
Музыкальный стиль – это система музыкального мышления; совокупность всех свойств музыки, определенная комплексом выразительных средств(авторский стиль, стиль эпохи, стиль отдельного произведения).
Стиль определяет художественное единство произведения. Элементы того или иного стиля могут существовать в другом стиле. Возможности стилистических связей внутри одного произведения наиболее ярки, когда есть цитата. Возможны два способа введения цитаты:
1. Возвышающее значение цитаты (Р. Щедрин, «Анна Каренина» - цитата из Чайковского).
2. Принижающее значение, создающее комический эффект («Романс» Д. Шостаковича из «Цикла на слова из журнала “Крокодил”» начинается с темы Dies irae).
Членораздельность формы
Музыкальная форма представляет собой нечто целое. В то же время она членораздельна, т.е. состоит из частей, разделов, отграниченных друг от друга, подобно речи. Момент раздела между любыми частями формы называется цезурой, которая может иметь разную глубину.
Признаки цезуры:
1. Пауза.
2. Остановка на более продолжительном звуке.
3. Повторность мелодико-ритмического рисунка.
4. Смена регистра, динамики.
Обычно ярче всего цезура выражена в главном голосе. Часть формы, отграниченная цезурой, называется построением.
Наиболее глубокие цезуры оттенены кадансовым оборотом, который может быть подвержен классификации (рис. 1):
Кадансы
Полные (на Т) | Неполные (не на Т) | ||
Совершенные | Несовершенные | ||
– Т531 | – в случае отсутствия одного из пунктов | ||
– кварто-квинтовый скачок в басу от D к Т | |||
– на сильном времени |
Кроме того, все кадансовые обороты могут быть:
1. Первого рода (без К64).
2. Второго рода (с К64), так как они исторически сложились позже вышеупомянутых.
По местоположению в форме кадансы могут быть серединные, заключительные и вторгающиеся.
Музыкальный язык
Музыкознание использует это понятие метафорически. Под музыкальным языком понимается система музыкальных средств, а также правил их использования.
К музыкальному языку относятся все музыкальные средства, кроме композиции (как и в литературе). Первый уровень средств соответствует фонетике (звукоряд, совокупность аккордов, типы длительностей), второй – грамматике (правила связывания элементов).
Кроме того, существует разделение музыкальных средств на главные(мелодия, ритм, гармония) и побочные (тембр, динамика, штрихи, фактура, регистр). Музыка может быть узнаваема только с помощью неизменных главных средств, побочные могут быть изменяемы.
Музыкальные средства не имеют строго фиксированных значений, но существует круг возможностей для выражения той или иной мысли. Например, пунктирный ритм используется в маршах, мазурках. Некоторые из выразительных средств получили специальные названия: мотив судьбы, мотив вопроса (определение Э. Курта). Но любое средство действует в контексте. Например, пунктирный ритм может не выполнять своей функции в других условиях.
Круг образов зависит от условий, где формируется средство. Может быть параллельное действие музыкальных средств (то есть средства направлены на единое восприятие). Может быть противоположное действие музыкальных средств. Например, в песне В. Гаврилина «Два брата» - с одной стороны, драматическое содержание, с другой – использование частушки, которая лишь углубляет драматизм. Или в предыктах: с одной стороны органный пункт – сдерживающее явление, с другой – доминантовый органный пункт усиливает ожидание тоники.
Существуют высокоорганизованные специфические музыкальные средства. К ним относятся высота и ритм (то, что точно измеряется). К неспецифическим музыкальным средствам относят тембр, громкость, темп. Эти элементы можно варьировать.
ХХ век изменил отношение к этим средствам. Например, высота и ритм могут точно не фиксироваться. С другой стороны, возрастает роль тембра, в частности ударных инструментов. Темп стал выписываться с точным указанием метронома.
Мелодия
Мелодия не является средством. Ей трудно дать определение:
1. Горизонтальное последование звуков (в отличие от вертикального последования – гармонии).
2. Музыкальная мысль, выраженная в линии (Э. Курт, «Основы линеарного контрапункта»).
Для мелодии главное – не сама последовательность звуков, а момент перехода от одного звука к другому. Здесь можно провести параллель с речью: плавное движение от тона к тону, расчлененность построений, ускорение и замедление. Отличие от речи: дифференциация высот в мелодии – глиссандирование в речи. В ритмическом отношении – то же самое.
Мелодия представляет собой единство разных сторон: высоты, ритма, динамики, тембра. Но не все важно для узнавания. Главную роль играют высотная и временная стороны.
В теории существуют два понятия – мелодия и мелодическая линия. Мелодия – комплексное понятие, включающее в том числе и понятие «мелодическая линия».
Мелодическая линия – высотные изменения, извлеченные из контекста. Основа мелодической линии – секундовое движение. Мелодическая линия дает несколько типов мелодических явлений: восходящее или нисходящее движение, движение на месте («нулевая мелодийность», по выражению Климовицкого).
Основа мелодического движения – волна, обращенная волна. Самая высшая точка – обычно самая напряженная, она образует кульминацию. Как правило, есть одна главная кульминация, которая может быть взята сразу или уступами (в этом случае возникают местные кульминации).
Понятие кульминации не всегда совпадает с вершиной. По отношению к форме кульминация может быть расположена в точке золотого сечения[1].
Кульминация может быть:
1. Местной (в теме, построении).
2. Общей (во всей форме).
3. Генеральной (как общая, но подкреплена особой выразительностью).
Кроме того, кульминация может быть не только громкой, но и тихой (романс Рахманинова «Здесь хорошо»).
Бывают бескульминационные мелодии (например, в симфониях Бородина).
Скачки в мелодии должны быть уравновешены. Это связано с вокальной музыкой (напряжение связок и последующее их ослабление).
На рис. 2 представлены типы мелодических линий (по Мазелю):
- вершина-источник; | |
- вершина-горизонт; | |
- волна; | |
- обращенная волна. |
Рис. 2. Типы мелодических линий
Лирические мелодии часто начинаются с вершины-источника (это характерно для Чайковского).
Ритм
Ритм присущ всем явлениям жизни, но в искусстве проявляется особенно сильно. В античности ритмическую теорию связывали со стихом. Для разных национальных культур характерна различная доля ритма (сравните африканскую и русскую культуру). В ХХ веке роль ритма возрастает.
Ритм – временная и акцентная сторона музыкального произведения.
Это понятие имеет широкий смысл, включающий все явления временного параметра: темп, агогика, пропорция формы. В узком смысле это последовательность звуков, их временное соотношение.
В теории существует еще одно понятие – метр, т.е. ритмическая упорядоченность, основанная на соблюдении одной меры.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 963;