Выразительные средства краткосрочного рисования.
Выполнение набросков линиями.
Один из наиболее распространенных способов выполнения набросков и зарисовок — линейный. В линеарном рисунке характерно использование линий различного характера движения, пластики. Изображение характеризуется линейной трактовкой образа, глубокой степенью обобщения с преобладанием линейной пластики очертаний объекта изображения. Моделировка формы и объема – условна, декоративна. Контур — не какая-то абстрактная геометрическая форма или сумма линий неопределенного очертания. Контур представляет собой границу объемной формы с внешней средой, он тесно связан е конструктивными закономерностями индивидуальной формы, с особенностями перспективных сокращений плоской поверхности, распределением света и тени. Поэтому уже одним контуром можно передать пространственные отношения объекта, его пропорции, величину, движение, объемность.
Хотелось бы отметить, что при равноценности для изобразительного языка всех его моментов ‑ в целом линия, штрих и пятно как производные точки одинаково важны, мы можем говорить об исключительном значении линии, она гораздо более мобильна и универсальна в решении задач графического изображения, чем остальные элементы.
Линия – след движения точки Движение - способ существование материи; в самом общем виде изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов. Движение материи абсолютно, тогда как всякий покой относителен и представляет собой один из моментов движения.
А. Лаптев называет линию «колыбелью рисунка ». Первые детские рисунки – это чаще всего линеарные изображения, в них ребенок не пытается передать форму во всей ее сложности, обычно намечает лишь контур предмета, животного или человека. Более того, одно из энциклопедических определений формы дается как внешнее очертание, наружный вид, контуры предмета.
Одна из основных задач линии - это очерчивание, определение границ формы, отделение изображения предмета от окружающего его зрительного пространства. Протяженность линии может быть любой, функции разнообразны - не только контурное очерчивание, в линеарном рисунке мастер может в какой-то степени передать и объем, и пространство, и движение, и цвет.
По характеру начертания мы различаем линии прямые, кривые, ломаные, зигзагообразные, петельные и комбинированные. Кривые линии, у которых радиус кривизны постоянен, представляют собой окружности и дуги, а кривые с переменным радиусом кривизны представляют собой параболы, спирали и произвольные кривые.
Также линии можно различать по направлению: горизонтальные, вертикальные и наклонные (частный случай - диагональные).
Мы по-разному воспринимаем прямую вертикальную и прямую горизонтальную, волнистую и ломанную. Разные линии вызывают разные ассоциации, ощущения, т.е. линии, в зависимости от их пластического характера и направления, несут эмоционально-образную нагрузку, по-разному воздействуя на зрителя. Прямые горизонтальные линии ассоциируются с горизонтом и вызывают у зрителя чувство устойчивости и покоя. Прямые вертикальные линии, как мачты и деревья, стремятся вверх, они динамичны, придают композиции торжественность и стройность. Композиция «крест» иногда трактуется так: горизонталь - материальное, земное; вертикаль - движение духа.
Прямые наклонные линии вызывают ощущение скольжения, неустойчивости, движения, с увеличением угла наклона эти ощущения усиливаются.
Ломаная линия напряжена и несколько агрессивна, а зигзаг - это удар.
Кривые линии с постоянным радиусом кривизны движутся плавно и спокойно, если они к тому же замкнуты, им присуща статичность, уравновешенность. А вот кривые с переменным радиусом активны, более напряжены, динамичны, движение в них нарастает или убывает.
Итак, линии, как и люди, имеют различный характер. Художники, зная об этом, создавая образ, осознанно используют линии по характеру подходящие изображению. Иногда же, подсознательно выбирают линии соответствующие их личному темпераменту. Вообще роль линейных изображений в истории искусства трудно переоценить. Но осознание самоценности линии, понимание ее значения, теоретическое его обоснование произошло лишь на рубеже XIX-XX веков вместе с признанием графики как самостоятельного вида изобразительного искусства. С этого момента начинает формироваться теория графики, в которой линия, ее специфика и возможности занимают значительное место. Теоретическое осмысление влияло и на практическое использование линии в графическом изображении, оно стало более точным, с более прогнозируемым результатом. Хотя следует отметить, что уже в 1753 году английский художник У. Хогарт в своей книге «Анализ красоты» делал обзор линий в работах известных художников. Больше всего уделено было внимания волнообразной линии - «линии красоты». «Волнообразная линия, как линия красоты, еще более многообразна и состоит из двух изогнутых, противопоставленных линий, а потому становится еще красивее и приятнее; даже рука, изображая такую линию на бумаге, делает живое движение пером или карандашом».
Вспоминая вновь, что линия является траекторией движения точки, можно утверждать, что характер этого движения напрямую зависит от движения нашей души. Именно благодаря этому, наш изобразительный «информационный блок» ‑ рисунок может быть окрашен эмоционально, может нести в себе отношение автора к изображению и к изображаемому, к себе и к миру, может передавать все это зрителю. В итоге мы получаем возможность глядя на работу художника, не только получать информацию о каком-либо предмете, но и почувствовать, понять отношение другого человека к этому предмету, т.е. в полном смысле слова мы можем увидеть этот предмет, явление, мир через призму души и интеллекта другого человека.
Выполнение набросков линиями с тоновой проработкой формы.
Способ выполнения набросков линиями с одновременной проработкой формы тоном являет собой синтез двух совершенно самодостаточных выразительных средств.
Сочетание динамичной, декоративной линиии болеестатичного тонового пятна сообщает иные трактовки образу. Изображение приобретает более реальные пространственные характеристики и более конкретизированные связи между элементами изображения и пространством композиции рисунка. Сочетание линии и пятна в какой либо форме, обогащают выразительный язык рисунка безграничными возможностями двух разных выразительных средств и способствуют наиболее полной и достаточно выразительной характеристике изображаемого.
Выполнение набросков с помощью тона.
Выразительными средствами в тоновом рисунке являются его объемно-пространственные соотношения массы, тяжести материала и характера движения и пластики тоновой массы. Самаструктура тонового пятна (штрих, тоновая заливка и т.д.), ее характер имеет широкие выразительные возможности и может использоваться для решения различных творческих задач.
Дополнительные выразительные возможности открываются с использованием в краткосрочном рисовании сочетания различных графических изобразительных материалов, использованием различных фактур основы для рисунка (тонированная бумага или картон, бумага с тиснеными поверхностями и т.д.).
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1274;