Главное, существенное и характерное в краткосрочном рисовании.

Ввиду того, что в начале обучения наиболее трудным оказывается овладение основным методом в работе над краткосрочным рисунком — методом наблюдения, анализа и обобщения, необходимо изучить следующие методические замечания.

В обучении краткосрочным рисункам основополагающими понятиями являются: «общее», «обобщенное реалистическое изображение», «главное», «существенное».

Обобщенным следует считать такое реалистическое изображение предметного мира, когда сложная форма решается, верной и достаточной для восприятия целого, передачей только ее основных, типических и характерных признаков без мелкой деталировки. Поэтому набросок часто определяется как «целое, увиденное без частностей».

Главное — это то, что составляет самую суть предмета, основу его внешней видимой формы, ‑ его строение (конструкцию). Сущность конструкции предмета, скрыта под его внешней формой, и не всегда просматривается. Поэтому, чтобы правильно изобразить воспринимаемую форму, необходимо провести качественный анализ изображаемого объекта прежде, выделить существенное и характерное. Существенное заключается в том, что оно является всеобщим, одинаковым для всех аналогичных предметов, то есть типическим.

Индивидуальные особенности формы и пропорции должны быть отнесены к его характерным признакам.

Освоение метода анализа и обобщения, осуществляется по следующей системе вопросов, определяющих последовательность исследования и анализа изображаемого.

1. Идентификация, определение объекта изображения.

2. Каково строение формы? (Анализ конструкции объекта.)

3. Провести сравнительный анализ «общего» с другими, уже известными объектами, со схожими характеристиками. Какие характеристики типические, одинаковые?(Типическое)

4. В чем отличие от аналогичных объектов? (Характерное.)

5. Какие качества можно выделить как случайные, не определяющие, не имеющие решающего значения (и в данном случае лишние), что можно отбросить без ущерба общепонятности и убедительности изображения? (Отбор.)

Из ответов на эти вопросы и слагается обобщенный зрительный образ, результат анализа в котором расставлены приоритеты показателей, ведущих в характеристике объекта и в изображении.

Следующий этап – непосредственно изображение, которое выполняется уже с меньшей опорой на объект, с большей на обобщенный зрительный образ.

При этом учебный рисунок, ориентированный определенной целью и задачами, выполняет в большей или меньшей степени следующие функции:

учебно-познавательную, когда рисунок служит средством изучения натуры, действительности и накопления профессиональных знаний и умений;

творческую, если рисунок является средством выражения творческого
замысла. В этом случае рисунки могут быть самостоятельными художественными произведениями, одним из видов графики, а изучение натуры становится основой для создания художественного образа.

Имея определенную направленность, обе функции органически связаны и представляют собой единство в учебной и творческой изобразительной деятельности.

В каждом отдельном случае набросок имеет свое ярко выраженное, определенное назначение и конкретизируется перечнем учебных задач.

Основными з а д а ч а м и,часто встречающимися в процессе работы над набросками и зарисовками, являются:

- изучение и изображение объектов окружающего мира, объектно-предметная среда и явления во всем своем многообразии (предметов быта, пейзажа, архитектуры, животных, человека)

- поиски линейно-пятнового характера творческой композиции. (положения объектов в пространстве, их движения);

- изучение закономерностей линейной и воздушной перспективы, конструктивного строения предметов, светотени.

Для более подготовленных студентов, могут возникнуть и такие задачи, как:

- поиски психологической характеристики, раскрытия внутреннею мира человека, напряжения его душевных и физических сил — эмоциональная выразительность;

- выявление соответствующих композиционному замыслу закономерностей конструкции, экспрессии движения, жеста и мимики.

Особое значение имеет набросок в понимании и чувстве красоты, и эстетическом ос­воении действительности; набросок развивает чувство гибкости, изящества линии, красоты штриха, симметричности и пропорциональности изображаемых форм, плавности их очертаний, грациозности движения, жеста, поворота человеческой головы или фигуры и т.д.








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1118;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.