Нарушение закона противоречия
Софисты утверждали, что истины не существует. Сократ возражал: «То, что вы утверждаете,– истина или ложь? Если истина, то истина существует. Если ложь, то справедливо обратное. Следовательно, истина опять-таки – существует».
Совет одной деревни издал указ, согласно которому единственный в деревне брадобрей (парикмахер) должен брить тех и только тех мужчин, которые не бреются сами. Единственный человек, который пострадал от этого указа, был сам парикмахер. Почему?
Закон исключения третьего: «Из двух противоречащих суждений одно истинно, другое ложно, а третьего не дано».Данное правило относится прежде всего к противоречивым парам суждений типа А и О, а также Е и I. Почему действие данного закона не распространяется на противоположные суждения типа А и Е? Давайте думать. Например, садясь в самолет, мы можем себя успокаивать: «Все самолеты благополучно приземляются» (А). Хотя мы можем и запаниковать: «Ни один самолет не приземляется благополучно» (Е). Конечно же, Бог даст, истинным будет первое суждение. Но мы будем всегда сомневаться, так как в этой паре (А и Е) ложность Е вовсе не предполагает автоматически истинность А и наоборот. Неопределенность привносит «третий элемент» (например, «Некоторые самолеты не приземляются благополучно (О)). В паре же противоречащих суждений, например, А и О («Все самолеты благополучно приземляются» и «Некоторые самолеты не приземляются благополучно») «третьего элемента» не существует.
Проверка – «Логический квадрат» (Схема 72) (А, с. 212 // Философия: dtv-Atlas. М., 2002).
Закон достаточного основания: «Всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной». В чем суть закона достаточного основания? В формулировке Готфрида Лейбница он звучит так: «Никакой факт не может быть истинным и признаваться существующим, никакое высказывание – правильным, если нет достаточного основания считать, что это так, а не иначе, хотя такие основания по большей части могут оставаться для нас неизвестными».
Критическую позицию относительно закона достаточного основания занимает Ганс Альберт, считая, что следование ему неизбежно ведет к догматизму. Догма, по Альберту, возникает в результате стремления к достоверности, сформулированного в принципе достаточного основания, дающего последнее обоснование всем высказываниям. Так перед исследователем встает «трилемма Мюнхгаузена» (т.е. несбыточная мечта повторить «подвиг» Мюнхгаузена, который вытаскивает сам себя из болота, да еще вместе с лошадью):
- что делать с бесконечным регрессом?, ибо каждая вновь обнаруженная ступень знания в свою очередь требует обоснования, и так ad infinitum;
- как избавиться от логического круга?, ведь то, чем обосновывают, само должно быть обосновано, что невозможно из-за незавершенности познания;
- как определить критерий достаточности?, если не известно то «целое», на которое он опирается, следовательно, процесс обоснования просто прерывается и сводится к тому, что вводится догма, утверждение, истинность которого якобы очевидна и потому не нуждается в обосновании.
Чтобы вытащить себя из этого «болота» исследователь хватается за догму, как спасительную соломинку.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 804;