Научная методология
Действенное орудие ученого – метод(путь). От выбора метода зависит очень многое.
Паункаре отмечает: «Метод – это, собственно, и есть выбор фактов; и прежде всего, следовательно, нужно озаботиться изобретением метода».
О единстве предмета и метода рассуждали многие философы, например, Декарт, Бэкон, Гегельи др.
Представитель Баденской школы Вильгельм Виндельбандразличал по используемому методу науки о природе и науки о духе. Естествознание, по Виндельбанду, номотетично; оно исследует всеобщие законы; наука же о духе идиографична – она исследует данные частные факты, прежде всего исторические. Соответствующие термины еще у одного «баденца» Генриха Риккерта – науки «генерализирующие» и «индивидуализирующие». По Риккерту, понятие исторически-индивидуального можно получить, лишь стоя на ценностной точке зрения, в свете которой индивидуальное попадает в поле зрения лишь в своем уникальном значении. Многообразие событий получает свое единство через ценностное восприятие. Однако ценности в понимании Риккерта не следует путать с оценкой. Оценка – это субъективное отношение, не выходящее за пределы установленных фактов. Ценности же – это независимая от субъекта реальность исторически и социокультурно обусловленная.
По мысли Вильгельма Дильтея науки о духе отличаются от естественных наук тем, что изучают действительность, порожденную самим человеком, т.е. в них дух занимается творением самого же духа. Потому различны и методы познания: природу мы объясняем, дух – понимаем. Общественные и творческие достижения людей являются выражением внутренних процессов, душевной жизни. Их можно постичь лишь путем вживания в целостность душевной жизни. Поэтому основы теории познания наук о духе – не абстрактный субъект познания, а целостный человек, т.е. «волящее, чувствующее, понимающее существо».
Метод изучения человека как предмета наук о духе основан на взаимосвязи переживания, выражения и понимания. Переживания – это структурные единицы, из которых строится душевная жизнь. В них актуализирована взаимосвязь сознания и его содержаний. Выражение есть концентрация переживаний во внешних формах (например, в жестах, языке, искусстве и т.д.). Следовательно, все эти формы суть объективации душевной жизни. Понимание есть постижение внутренней жизни на основе ее внешних проявлений. Понимание объективаций чужой душевной жизни есть повторное переживание на основе опыта собственной душевной жизни.
Герменевтика
Учение о понимании называется герменевтикой. Греческий бог Гермес, который выполнял на Олимпе разные посреднические функции. Собственно разработкой методов герменевтики всерьез занялись немецкие идеалисты, в частности Фридрих Шлейермахер. Герменевтику он рассматривает как учение об искусстве, или технику понимания, исследующую условия, при которых возможно взаимное постижение людьми друг друга в их жизненных проявлениях. Поскольку всякий текст в одно и то же время и является индивидуальным проявлением автора, и принадлежит к общей сфере языка, его толкование идет прежде всего по двум путям.
Объективный (грамматический) метод понимает текст исходя из языка как целого, субъективный – из индивидуальности автора, привносимой им в процесс творчества.
Затем следует второе подразделение – на компаративный метод, выводящий смысл из сравнения высказываний в их языковом и историческом контекстах, и дивинационный (угадывающий), ухватывающий смысл интуитивно, путем вчувствования.
Эти методы должны взаимодействовать, постоянно дополняя друг друга в процессе понимания.
Для Ганса Георга Гадамера понимание – это не столько метод, сколько способ бытия самого человека, открывающий ему мир. Процесс понимания идет по герменевтическому кругу, в котором частное должно объясняться, исходя из целого, а целое – исходя из частного. (Схема 75) (В, с. 236 // Философия: dtv-Atlas. М., 2002). Поэтому необходимы нацеленные на смысловое целое «проективные суждения», которые должны быть, однако, осознанными и поддающимися исправлению. Понимание традиции, по Гадамеру, подобно диалогу, ибо ее свидетельства выдвигают притязания на истинность, которые интерпретатор должен заново актуализировать как возможный ответ на свой вопрос. Так в этой встрече меняется его собственный горизонт, как и произведение, оказывая воздействия, приобретает новый смысл по мере роста отделяющей нас от него дистанции.
Итак, если вы специалист в области естественных наук, вас, как правило, совсем не интересует индивидуальная неповторимость предмета; вы во всем будете искать общую закономерность. Если вы гуманитарий, то львиная доля вашего исследования будет посвящена детальному описанию исследуемого предмета; вас будет интересовать полнота прецедента. Для гуманитария полное познание закономерности – убийственно. Например, если бы историки добились абсолютного познания в области закономерностей социальных процессов – история бы погибла, события бы лишились своей уникальной неповторимости, а значит непредсказуемости. Для ученого-естественника все единичные факты равнозначны в свете научной теории, для гуманитария любой единичный факт уникален. Естественник систематизирует факты, гуманитарий их переживает и дает другим «вжиться» в них.
Научное знание делится на два основных уровня: эмпирический и теоретический. Они различаются друг от друга по трем основным критериям: 1) характеру предмета исследования; 2) типу применяемых средств исследования; 3) особенностям методов.
Эмпирическое и теоретическое исследования имеют дело с разными средами одной и той же действительности. Эмпирическое исследование изучает явления и их взаимодействия. На уровне эмпирического познания сущностные связи не выявляются еще в чистом виде. Задача теоретического уровня познания состоит в познании сущности явлений, их закона. Эмпирическая зависимость отличается от теоретического закона. Эмпирическая зависимость является результатом индуктивного обобщения опыта и представляет собой вероятностное знание. Теоретический же закон требует дополнительного рационального обоснования.
К эмпирическим методам относятся: наблюдение, описание, измерение, эксперимент.К теоретическим – формализация или идеализация(построение моделей), аксиоматизация(построение теории на основе аксиом), гипотетико-дедуктивный метод(построение теории на основе дедуктивно связанных гипотез).
Существует и другая классификация научных методов.
Методы бывают всеобщие, общенаучные и конкретно-научные.
Ко всеобщим методам относятся: анализ, синтез, абстрагирование, обобщение, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, классификация (или статистический метод), математический метод.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 514;