Софисты и софистика
Познаваем ли мир?
Познанием мира называют его духовное освоение, направленное на поиск истины.
А что такое истина? Почти библейский вопрос… Данное понятие имеет очень много оттенков. Мы не будем хитрить и условимся, что истина есть правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком. Это цель человеческого познания.В философии существует допущение, что любая истина объективна. Что значит объективность истины, ведь истина не вещь? Это значит, что содержание истины объективно, но по форме выражения истина всегда субъективна, поскольку ее выражают люди. Как же мы можем знать, что наши знания совпадают с объективной действительностью? Материалистическая философия считает, что критерием истины является практика. Практика соотносит объект и действие, производимое в соответствии с мыслью о нем.
Если истина является целью человеческого познания, а как мы говорили раньше, человек ставит перед собой осознанные цели, значит, истина уже известна или, по крайней мере, подразумевается? Скорее всего, это так. Но если истина в принципе известна или подразумевается, то что тогда представляет собой процесс познания? В чем заключается его значение?
Будем рассуждать. Например, когда мы говорим: «я знаю, что после лета наступает осень» или «я знаю таблицу умножения», мы утверждаем, что, во-первых, наши знания основаны на опыте («так было всегда»), во-вторых, наши знания являются доказательными («дважды два – четыре») и, в-третьих, наши знания являются универсальными («это знает каждый»). Казалось бы, все ясно и просто, но не будем столь легкомысленными и самонадеянными. Дело в том, что наши знания никогда не будут полными и исчерпывающими, и на это есть как объективные, так и субъективные причины.
Софисты и софистика
Древнегреческая софистика следствие повышения уровня образованности греческого общества (расширилась сфера познанного и накопилось множество философских учений) и следствие демократической политической системы (риторические умения убедительно и изящно выражать свои мысли).
Задача учителя риторики – уметь убедительно представить любое возможное положение дел, а при случае и сделать слабейшего (как правило, в суде) сильнейшим. Все это вместе с исходными теоретическими позициями софистов ведет к релятивизму(Схема 47) (С. 34 // Философия: dtv-Atlas. М., 2002).
Релятивизм правовых представлений. Софисты установили, что естественное право (фюсис) как правило, противоположно законоположениям (номос), т.е. закон, как тиран, принуждает человека ко многому, что противно его природе. Поэтому закон не цель, а средство. Для сильного – это средство угнетения слабых. Для слабых – это средство защиты от сильного. А внутри гражданского общества закон – средство защиты людей друг от друга.
Релятивизм морали. Моральные ценности не абсолютны, а относительны, поскольку исторически обусловлены, возникают не от природы, а на основе договора.
Релятивизм религии. Божества – это проекции доброго, полезного, справедливого, случающегося в человеческом обществе и обусловленного им.
Релятивизм знания. Знаменитый тезис софиста Протагора «homo mensura» (человек – мера): «Человек – мера всех вещей, существующих, что они существуют, а не существующих, что их нет». Тезис «homo mensura» - ядро софистического мышления: бытие проявляется в человеке, воспринимается им, определяется им и существует только относительно субъекта (его слов, мнений (докса)), а не само по себе.
Три тезиса Горгия:
- ничего нет;
- если что и есть, оно непознаваемо;
- если оно даже и познаваемо, то сообщить об этом невозможно.
Значение софистов для развития гносеологии:
- внимание к проблеме познающего субъекта;
- исследование самого процесса мышления;
- обращение к проблеме языка.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 813;