Понятие философской традиции. Философские школы и течения. Основной вопрос философии и его аспекты

Философское знание отличает еще одна особенность: оно практически не устаревает. Долговечность философии связана с тем, что она являет собой разные варианты целостного видения мира, пытаясь за меняющимися событиями эмпирической жизни узреть вечные законы бытия. Разные формы философского знания существуют в истории и культуре в виде различных традиций, школ и направлений, полемизирующих друг с другом и несущих на себе отпечаток той или иной культуры, исторической эпохи и личности мыслителей. Философская традиция – это определенный тип философствования, характерный для той или иной культуры, культурно-исторической эпохи или широкого сообщества мыслителей. Каждая философская традиция обладает своим набором излюбленных тем, проблем и вопросов, а также неким общим алгоритмом их решений.

Философская традиция может быть представлена также широким сообществом мыслителей. Так, например, позитивизм, поставивший задачу «онаучивания» философии, придания ей статуса строгой и эмпирически достоверной дисциплины, несомненно, является философской традицией, объединившей в своих рядах мыслителей и ученых разных стран и имевшей в своей истории несколько теоретических школ (например, «первая волна позитивизма», «вторая волна позитивизма» (эмпириокритицизм), неопозитивизм, постпозитивизм). Что касается школ, то каждая значительная философская традиция включает в свой состав школы, которые суть концептуально различные способы осмысления и решения тех или иных мировоззренческих проблем в рамках единой для данной традиции мыслительной и духовной парадигмы.

Теоретическая и духовная борьба внутри одной мыслительной традиции и между традициями – одно из основных условий развития философской мысли. Вследствие этого философия подразделяется не только на традиции и школы, но и на различные направления и течения. Философские направления оказываются как бы сквозными: как правило, они выходят за рамки традиций и школ. К примеру, материализм и идеализм есть наиболее известные и широкие направления в философии, борющиеся друг с другом в различных культурах и эпохах. Могут выделяться и более мелкие философские группировки, объединяющие мыслителей по какому-либо концептуальному критерию. Сенсуализм (эмпиризм) и рационализм представляют собой разные течения в теории познания, отличающиеся друг от друга решением вопроса об источнике познания и критерии истины. Автономная и гетерономная этика по-разному решают вопрос об основаниях морали и источнике морального сознания.

Большая многоплановая проблема «мир – человек», по сути, выступает как универсальная и может рассматриваться как всеобщая формула, абстрактное выражение практически любой философской проблемы. Вот почему она может быть в определенном смысле названа основным вопросом философии. В трактовке немецкого философа XIX в. Фридриха Энгельсаосновной вопрос философии имеет две взаимосвязанные стороны. Первая – это ответ на вопрос, что первично, а что вторично: бытие или мышление, природа или дух. Вторая – вопрос о познаваемости мира, т.е. может ли дух, мышление, сознание без остатка, без границ постичь материю, природу бытия, отразить в понятиях все многообразие универсума. Многие отвечают на этот вопрос положительно, в той или иной форме признавая возможность познания бытия. Те же, кто отрицает принципиальную возможность познания бытия, называются агностиками.

Ответом на основной вопрос философии можно считать четыре главных направления философской мысли. Это материализм, идеализм, дуализм и философия тождества.

Понятие материальногоявляется одним из важных философских понятий. Материальное в философии – это все то, что воспринимается нашими органами чувств, а также имеет физические качества или свойства. Совокупность всего материального называется в философии материей. Раньше считалось, что материя и мировое вещество – это одно и то же. Материю, конечно же, можно назвать веществом, но это не совсем точно. Поэтому правильнее говорить, что материя – это все, что существует вне нас и независимо от нас, т.е. объективно, а также воспринимается или нашими органами чувств, или какими-либо техническими приспособлениями (приборами) и при этом имеет физические качества и свойства. Материя очень широкое понятие; материя вообще, в виде какого-либо предмета, или объекта, который можно было бы потрогать или увидеть, не существует. Что же тогда представляет собой любой предмет окружающего мира? Очень просто: он является разновидностью, или формой, материи. Таким образом, материя существует не в виде какого-то определенного предмета, а в виде огромного и даже бесконечного количества своих форм.

Основная идея материализма состоит в том, что материя ниоткуда не взялась и никогда не может исчезнуть, потому что она существует вечно, является первоначалом мира, самим миром.

Для материи характерны различные уровни сложности. Самой сложной и совершенной формой материи является человеческий мозг, который порождает сознание, а также мышление. Любая мысль является нематериальной, ведь ее нельзя воспринять органами чувств, она не обладает никакими физическими свойствами. Все, что не воспринимается органами чувств и не имеет физических качеств, называется в философии идеальное, т.е. противоположное материальному. Мысль, следовательно, идеальна, но она продукт мозга, а мозг – это форма материи. Значит, материальное первично, а идеальное вторично и существует только на базе материального, благодаря ему и после него. Идеальное же вторично и полностью зависит от материального. Где нет мыслящей формы материи – мозга, там не может быть ничего идеального. Все эти утверждения являются материалистическими, а их сторонники называются материалистами.

Если мы спросим материалиста, что такое Бог или бессмертная душа, он скажет нам, что это всего лишь человеческие мысли, образы нашего сознания, фантазии разума, который может породить какой угодно идеальный объект, не существующий на самом деле. Таким образом, с точки зрения материализма нет ни Бога, ни бессмертной души, ни прочих религиозных объектов.

С точки зрения материализма материя бесконечна не только во времени и пространстве, но также в своих свойствах или качествах, а значит, бесконечно наше познание окружающего мира. Полных знаний о нем, окончательной истины мы не достигнем никогда. Однако главное не в этом, а в том, что мы можем познавать мир и ничто не мешает нам делать это. Поскольку материальный мир бесконечен, то всегда будут оставаться вещи непознанные, но нет и не может быть вещей, непознаваемых вообще. Ведь в мире нет ничего сверхъестественного, потустороннего, полностью недоступного.

Выдающимися представителями материализма были французские философы XVIII в. Жюльен Ламетри, Клод Гельвеций, Поль Гольбах, а также немецкий философ XIX в. Людвиг Фейербах, который утверждал, что основным предметом философии должна быть природа и человек как самое совершенное ее создание. Материализм также представлен именами Карла Марксаи Фридриха Энгельса– немецких философов XIX в., рассматривающих материю как единственную реальность, бесконечную во времени и пространстве, существующую в безграничном количестве форм и видов, проявлений и состояний, способную к саморазвитию.

 








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 1680;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.