Философия и ребенок
Вот типичная ситуация антиномии времени, парадокс «сегодня – завтра»:
- Папа, а когда будет завтра?
- Понимаешь, Саша, будет вечер, потом ночь. Мы ляжем спать, а когда проснемся, то будет «завтра». Понятно?
- Понятно.
На следующий день:
- Папа, а сейчас уже завтра?
- Вообще-то сейчас опять «сегодня».
- Да что же это за «завтра» такое, оно так никогда и не наступит!
Действительно, для ориентации во времени мы его умозрительно представляем в трех измерениях: прошлое, настоящее, будущее. Но поскольку прошлое – это то, что уже было, его уже нет, а будущее – это то, что еще не настало, его еще нет, получается, что нашему непосредственному восприятию дано лишь настоящее. Но что это такое «настоящее»? Где оно, как его ощутить? Ведь о чем бы мы ни думали, что бы мы ни делали, это будет либо в будущем, либо уже в прошлом. Вот и получается, что наше мыслимое «завтра», так и останется завтра и никогда не наступит.
Еще один пример «философского удивления» ребенка. Мы смотрим семейный альбом. Дочка Саша показывает на фотографию моей бабушки:
- Папа, а это что за бабушка?
- Это баба Аня, моя бабушка.
- А почему она к нам никогда не приходит?
- Она уже не сможет к нам прийти, она умерла.
- А куда она умерла?
Вопрос вполне правомерен. Если мы имеем дело с каким-то качеством, то оно не может перестать быть каким-либо качеством и стать ничем. Это немыслимо (и в прямом и в переносном смысле слова).
Вот еще один эпизод из жизни. Саша ест морковку:
- Папа, а что есть внутри морковки?
- Не понял… Как что, морковка и есть.
- А откуда тогда вкус?
Конечно же, ребенок не может согласиться с мыслью о том, что вкус принадлежит к «первичным свойствам» морковки, но, с другой стороны, он и не разделяет мысль о том, что вкус – это только лишь наше субъективное восприятие, не зависящее от свойств морковки.
Таким образом, перед нами примеры «вечных» метафизических вопросов, с которых начинается и которыми заканчивается любая философия и любая наука. И как мы видим, необходимость их осмысления появляется у человека в очень раннем возрасте – «от двух до пяти».
Какую помощь может оказать мне философия, когда я задумываюсь над подобными вопросами? И почему вообще я об этом думаю, ведь это так далеко от привычной жизненной реальности? Начнем с простого утверждения: любое знание может (и должно быть) подвергнуто сомнению. Любое знание нуждается в проверке на состоятельность.Поясним на примере.
«Я знаю, что я ничего не знаю»
Древнегреческий философ Сократ утверждал, что для того, чтобы обрести истину или хотя бы приблизиться к ней, нужно твердо усвоить следующий постулат: «Я знаю, что я ничего не знаю». Но как же данный постулат может помочь в поиске истины? Это утверждение как бы подсказывает нам: доверяй своей интуиции; все, что вызывает сомнение, должно быть подвергнуто сомнению; только так любое знание может быть проверено на состоятельность, ведь любое знание нуждается в тщательном и всестороннем рассмотрении.
(Схема 1) (А, с. 36 // Философия: dtv-Atlas. М., 2002).
Центральный пункт философии Сократа – вопрос о благе и добродетели. Как утверждает Сократ в «Апологии» Платона, стимулом для этого послужила надпись на оракуле в Дельфах: «Познай самого себя».
Сократ толкует это как требование испытывать человеческое знание и определять, какое благо подобает человеку. Чтобы появилось представление о благе или какое-либо знание вообще, человеческая душа должна быть достаточно подготовлена.
В беседах с согражданами Сократ убеждается в том, что хотя все верят, будто уважают благо и добродетели, но для подтверждения этого выдвигают ложные мнения, не выдерживающие проверки разумом в ходе диалога. Испытующими вопросами Сократ расшатывает ложное мнение собеседника, пока тот не начинает признавать, что не знает того, в чем еще недавно был уверен. Такая безвыходность (апория) – поворотная точка, с которой в диалоге могут начаться поиски истинного понимания.
Комментарийантичного философа Аристотеля: «Сократу по праву можно приписать две вещи: во-первых, обоснование через данные опыта, во-вторых, образование общих понятий».
Сократ понимает свою философию как майевтику(повивальное искусство), ибо хочет быть лишь помощником в достижении понимания и самопознания, которые каждому надлежит изыскать в себе самому, поскольку они не могут быть усвоены извне.
Примерно схожую позицию относительно познания занимал и философ позднего Средневековья Николай Кузанский (XV в.). Рассудок в состоянии познавать вещи, сравнивая известное с неизвестным и образуя понятия на основе подобий. Но поскольку в мире все всегда лишь более или менее подобно друг другу, а совершенного мерила подобия нет, ничего не познается так, чтобы нельзя было познать его еще совершеннее.
Таким образом, стремясь к знанию, мы приходим к познанию нашего принципиального незнания. Человек учится этому незнанию благодаря своему разуму, ибо через это незнание он способен коснуться единства всех противоположностей в бесконечном. Значит, думающий человек всегда находится в состоянии ученого незнания (docta ignorantia).
Хосе Ортега-и-Гасет: «Человек ясно осознает, что интеллект имеет дело только с тем, что вызывает сомнение, что истинность идей живет за счет их проблематичности. Истинность идеи заключается в доказательстве, которым мы ее обосновываем. Идее нужна критика, как легким кислород, и поддерживается она и подтверждается другими идеями, которые в свой черед цепляются еще за что-то, образуя целое или систему».
Умение мыслить критически (или, по выражению немецкого философа Георга Гегеля, «саморефлексивно») дает связанность и стройность соотношения понятий и суждений, формирует умение вести конструктивный диалог и находить взвешенное, компромиссное решение, в целом, формирует умение мыслить ответственно. Более того, благодаря этим умениям в постижении любого знания мы всегда будем идти к истине самой короткой дорогой.
Попытаемся, используя метод Сократа, решить следующую интеллектуальную задачу: «Где находится мое «я», или Что определяет мое существование?» Дано три исходных суждения:
1) я – это мое тело;
2) я – это мое положение в обществе;
3) я – это мои мысли.
Итак, «я – это мое тело».
Действительно, трудно с этим не согласиться. Если мы смотрим в зеркало, если мы просматриваем фотоснимки или видеозапись, мы без труда будем отличать себя от других по внешнему облику. Как правило, мы говорим: «Это я». Теперь представим другую ситуацию. Вот мы решили вздремнуть, заснули и видим сны. Возникает вопрос: где наше «я» в данный момент? Было бы неуместно ответить: мое «я» лежит на диване. На диване лежит мое тело, которое в данный момент я не чувствую и не осознаю. Получается, мое «я» как бы «убежало» из моего тела, а когда я проснулся, оно «вернулось».
Хорошо, допустим теперь, что «я» – это мое положение в обществе. Действительно, какая информация о нас будет более определенной: или – я есть индивид, «человек с большой буквы», или – я Иванов Иван Иванович, 1960 года рождения, по профессии – слесарь, проживаю в городе Челябинске? Конечно же, вторая информация о нас более определенная. Но, если задуматься, что конкретно говорит о нашем «я» наш социальный статус, как он может вообще выразить наше «я»? Сколько на свете Ивановых, сколько на свете слесарей, сколько подобных людей проживают в городе Челябинске? Получается, что и социальная принадлежность никак не может целиком выразить наше «я».
Французский философ Рене Декартутверждал, что чтобы понять, что «я» – это наши мысли, или наше сознание, достаточно представить, что мы спим и при этом не видим снов. В этот момент что мы можем сказать о своем «я»? Ровным счетом ничего. Но в том то и дело, нашего «я» без сознания просто нет, а значит: «Мыслю, следовательно, существую». Мы скорее знаем о том, что мыслим, а не о том, что существуем. Да и о самом своем существовании мы знаем только благодаря тому, что у нас есть мышление. Кошка, например, тоже существует, но знает ли она об этом? Скорее всего, нет. Человек – единственное существо в мире, которое благодаря наличию разума может сказать о себе: «Я есть».
Декарт: «Я тотчас обратил внимание на то, что в это самое время, когда я склонялся к мысли об иллюзорности всего на свете, было необходимо, чтобы я сам, таким образом рассуждающий, действительно существовал. И заметив, что истина “Я мыслю, следовательно, существую” столь тверда и верна, что самые сумасбродные предположения скептиков не могут ее поколебать, я заключил, что могу без опасений принять ее за первый принцип искомой мною философии».
Примерно также рассуждал философ Средневековья Бл. Августин в «Исповеди». Я могу заблуждаться относительно вещей вне меня; но, сомневаясь в них, я осознаю себя самого как сомневающегося. То, что я есть, достоверно заложено во всяком суждении, сомнении, заблуждении. «Ведь, заблуждаясь, я есть». Так путь к основам достоверности ведет во внутреннюю сферу сознания. Классическая формулировка Августина гласит: «Не выходи из себя, вернись в себя самого; истина живет во внутреннем человеке» («Noli foras ire, in te ipsum redi; in interiore homine habitat veritas»).
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 808;