Вопрос 4. Моральный фактор в профессиональной этике юриста.

Моральный фактор - это мера проявления нравственных сил личности, коллектива, социальной общности при выполнении ими каких-либо задач. Обычно термин "моральный фактор" применяется при оценке поведения людей в экстремальных ситуациях (боевые действия, захват вооруженных преступников, ликвидация последствий природных бедствий или техногенных катастроф и т.п.). Однако данное понятие "имеет право на жизнь" и при характеристике поведения и деятельности человека в трудовых буднях.

Как философская категория "меры" моральный фактор отражает готовность и способность того или иного субъекта деятельности к выполнению конкретной задачи в определенных условиях (воля к победе, чувство служебного долга, взаимовыручка, сплоченность коллектива, способность преодолеть отрицательные эмоции, решимость быстро и качественно выполнить приказ и т.д.). Поскольку проявление этих характеристик у различных субъектов неодинаково, постольку моральный фактор и рассматривается как мера, т.е. диалектическое единство количественных и качественных показателей человека, его нравственного состояния, моральной культуры, нравственного воспитания.

Исходной базовой категорией для анализа морального фактора является понятие "человеческий фактор". Человеческий фактор как многогранное социальное образование включает в себя несколько "срезов".

Во-первых, это биологический, физиологический срез, характеризующий состояние здоровья населения, рождаемость и смертность, продолжительность жизни и трудовой активности граждан, некоторые расовые, антропологические особенности населения, его половозрастной состав и ряд других.

Во-вторых, это социальный срез, отражающий социально-классовую структуру общества, его национальный состав, профессиональные и территориальные социальные группы и т.д.

В-третьих, это интеллектуально-профессиональный срез, представляющий собой уровень образования и культуры населения, его профессиональную подготовку, способность и готовность к смене профессий, к самообразованию, повышению профессионального мастерства и т.п.

В-четвертых, это срез, который условно можно назвать аксиологическим. Он характеризует ценностную ориентацию людей, их общественные потребности и интересы, степень удовлетворения их, приоритеты образа жизни основной массы граждан.

В-пятых, это духовно-нравственный срез, отражающий духовное состояние общества, моральные качества его граждан, морально-политический климат, воспитанность людей, доминирующие мотивы и нормы их поведения и деятельности, обычаи и традиции населения.

В самом моральном факторе выделять два уровня, два тесно взаимосвязанных структурных элемента: теоретико-идеологический и обыденно-психологический.

Теоретико-идеологический уровень морального фактора представлен усвоенными личностью и социальными группами, обществом в целом законами и категориями этики, нравственными принципами и нормами, общественным или групповым моральным идеалом. Данный уровень морального фактора, как правило, отражает официальную идеологию и в силу этого включен в систему контролируемого государством формирования морального фактора в соответствии с состоянием общества, содержанием и характером решаемых задач. Однако официальная идеология, хотя и составляет теоретическую основу общественного сознания, отнюдь не всегда является научной и прогрессивной. При ее помощи можно манипулировать общественным сознанием, использовать моральный фактор против прогрессивных тенденций и отдельных лиц, вопреки интересам участвующих в историческом процессе людей. Этим всегда пользовались реакционные силы в ходе контрреволюционных переворотов, целенаправленно формируя моральный фактор и используя его в своих классовых или кастовых интересах, которые по своей сущности являлись враждебными основной массе населения. Не избежала этого и наша отечественная история: подобные факты имели место в процессе борьбы Сталина со своими политическими противниками, в ходе "раскулачивания", коллективизации, борьбы с "генетикой" и "кибернетикой", при попытке осуществления безрассудных проектов уничтожения природы якобы во имя высоких идеалов и целей, вроде поворотов рек и т.д.

Обыденно-психологический уровень морального фактора проявляется в таких элементах, как настроения и чувства людей, традиции, обычаи, образцы, запреты. Данный уровень морального фактора, как правило, имеет локальное существование (семья, трудовой коллектив, землячество, неформальное объединение). Он гораздо сложнее поддается контролю и управлению, в нем много непредсказуемого, случайного. Однако это вовсе не означает, что в силу данных характеристик обыденно-психологический уровень морального фактора нельзя изучать, прогнозировать, регулировать, согласовывать его с теоретико-идеологическим уровнем.

Как показывает опыт, лидеры неформальных объединений, организаторы конфликтов и несанкционированных митингов и демонстраций главный упор делают на обыденное сознание, широко используют слухи, предрассудки, суеверия, националистические чувства.

Структуру морального фактора можно проследить и на личностном уровне, не выделяя при этом двух уровней морали. В этом случае он включает в себя следующие элементы:

моральные чувства и качества человека или типичные свойства, черты характера;

преобладающие мотивы действий, поступков;

совокупность доминирующих моральных ценностей;

систему морального самостимулирования;

типичные нормы поведения;

моральные потребности и привычки.

Проявление морального фактора существенно зависит от сферы его применения, специфики той или иной системы функционирования моральной стороны духовных сил общества, его различных социальных групп, личности. В этой связи можно выделить следующие уровни проявления морального фактора:

общесоциальный (в масштабе всего общества);

социальный (в масштабе класса, нации, народности, территориальных социальных образований и т.д.);

отраслевой (в масштабе той или иной сферы общественной жизни, отрасли народного хозяйства, профессиональной группы и т.д.);

коллективный (в масштабе того или иного трудового коллектива);

семейный (в масштабе отдельной семьи);

личностный (в масштабе отдельной личности).

Моральный фактор в деятельности правоохранительных органов можно охарактеризовать как конкретное проявление моральных сил личного состава в процессе выполнения им служебных задач. Здоровый моральный фактор способствует успешному решению служебных задач, благоприятствует укреплению всей системы правоохранительных органов, служит повышению ее морального авторитета в обществе. И, напротив, незрелый моральный фактор существенно препятствует решению этих задач, затрудняет нравственное и профессиональное становление сотрудников, способствует моральной деформации определенной части личного состава, что еще более затрудняет формирование здорового, полноценного морального фактора.

Правоохранительные органы, будучи элементом политической системы общества, несут на себе отпечаток морального фактора всей общественной системы, и вместе с тем в силу их специфики моральный фактор имеет здесь своеобразное проявление. Это обусловлено прежде всего особой ролью и ответственностью правоохранительных органов в жизни общества: от их морального здоровья зависит не только состояние правопорядка в стране, но и экономическое благосостояние населения, деятельность демократических институтов, политический режим, морально-политический климат общества и т.д.

Говоря о моральном факторе самих правоохранительных органов, следует подчеркнуть ряд признаков, существенно влияющих на значимость и проявление моральных сил личного состава.

В их числе высокая морально-психологическая и физическая напряженность труда сотрудников правоохранительных органов, нередко связанного с риском для их жизни и здоровья. Правоохранительным органам, как правило, приходится иметь дело отнюдь не с лучшими гранями общественной жизни, что не может не накладывать определенный отпечаток на моральный облик сотрудника, его нравственное здоровье. Заметный след на формировании и проявлении морального фактора в правоохранительных органах оставляют такие их признаки, как жесткое распределение обязанностей, закрепленное в уставах, приказах, инструкциях; система субординации; принцип единоначалия; система санкций за нарушение не только правовых, но и моральных норм.








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 8300;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.