Интерактивная сторона общения

В общении люди вступают друг с другом во взаимодействие. Каждое взаимодействие оказывает влияние на тех, кто в нем участвует, изменяя его понимание ситуации, самого себя, другого человека, давая новый опыт и новые навыки установления взаимоотношений, совершенствуя социальное познание человека. Каким образом люди оказывают влияние друг на друга? Г.М. Андреева [7] называет 4 способа влияния людей друг на друга.

1. Заражение. Бессознательная невольная подверженность человека определенным эмоциональным состояниям, чаще всего возникает в ситуации дефицита информации. Высшая степень проявления – паника или экстаз.

2. Внушение. Целенаправленное неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу людей. При внушении информация воспринимается некритично как абсолютно достоверная. Внушение носит вербальный характер.

3. Подражание. Воспроизведение человеком черт и образцов поведения значимого авторитетного лица. Подражание способствует возникновению групповых норм и ценностей. Оно же лежит в основе формирования моды.

4. Убеждение. Построено на том, чтобы с помощью логического обоснования добиться добровольного согласия от человека, принимающего информацию.

Несмотря на кажущуюся предпочтительность убеждения, оно действует только на взрослого интеллектуально развитого человека. На детей, интеллектуально ограниченных и психически больных людей следует действовать внушением. Кроме того, подражание лежит в основе усвоения социальных норм поведения детьми раннего возраста. Поэтому надо знать и уметь применять все способы взаимодействия на человека.

Виды общения

1. Ритуальное общение. Формальное общение, в котором используется набор стандартных фраз, жестов выражений лица. Ритуалы приветствия, прощания, поздравления и др. являются социально закрепленными нормами стандартов внешнего выражения отношений.

2. Формально-ролевое общение. Коммуникация ограничена рамками социальной роли (продавец – покупатель, пассажир – кондуктор, портной - заказчик и т.д.). Личность партнера по общению не является важной, важно выполнение партнером по общению его социально-профессиональных функций.

3. Деловое общение. Учитываются особенности личности собеседника, но ради интересов общего дела.

4. Личностно-ориентированное общение. Доверительное общение между близкими людьми, когда личность партнера по общению важнее всего.

Каждый из этих видов общения имеет место в определенных жизненных ситуациях. Нужно только помнить, что их применение должно быть оправданно и уместно.

Уровни общения

1. Внутриличностное общение. Психологи утверждают, что всякое размышление есть многоголосое обсуждение проблемы, которое человек проводит сам с собой. В таком обсуждении представлены разные точки зрения на проблему, разные мнения, иногда дополняющие, а иногда противоречащие друг другу.

По мнению В.В. Столина[8] в многоголосье внутриличностного общения можно зафиксировать голоса, выражающие позиции, которые были присвоены человеком от родителей, учителей, знакомых, начальников и т.д. Во внутриличностном диалоге человек спорит с разными позициями, представленными этими голосами, и пытается среди них найти ту позицию, которая для него наиболее значима.

Т.А. Флоренская [9] писала, что многоголосье присвоенных мнений – лишь перекличка масок, за которыми прячется наличное Я человека. Внутриличностный диалог, по ее мнению – это средство восхождения к своему духовному Я, голосом которого является голос нравственной интуиции, голос совести. Поэтому внутриличностный диалог – это, прежде всего, диалог между разноголосицей мнений, представленных в человеческом сознании, и его совестью.

2. Межличностное общение. Оно происходит между двумя людьми или между человеком и малой группой людей.

3. Межгрупповое общение. Это общение между двумя группами людей.

Стили общения

1. Императивное общение. Это авторитарная, директивная форма взаимодействия с партнером по общению. Его цель: установить прямой подавляющий контроль над партнером, над его мыслями, поведением, мотивами принятия решений и т.д. Для достижения цели используются соответствующие средства: указание, приказ, требование, принуждение, предписания. Этот тип общения эффективен и допустим в ситуациях, требующих быстрого выполнения действия (в экстремальных ситуациях, в военно-уставных отношениях, в отношениях «начальник-подчиненный» и т.п.).

2. Манипулятивное общение. Партнер воспринимается не как целостная уникальная личность, а как носитель определенных «нужных» манипулятору качеств. Цель – установление контроля над поведением человека, но контроль этот имеет скрытый, завуалированный характер. Манипулятор использует партнера по общению в собственных интересах, применяя в качестве средств общения ложь, лесть, лицемерие, провокации и т.п. Манипуляции разрушают отношения, построенные на любви, доверии и дружбе.

Императивный и манипулятивный стили можно отнести к монологичным типам общения. Человек, рассматривающий другого как объект для своего воздействия, игнорирующий цели, мотивы, личностные особенности и жизненные обстоятельства партнера по общению, по сути дела, остается наедине с самим собой. Этим типам противостоит диалогический стиль общения.

3. Диалогическое общение. Его целью является установление уважительных равноправных открытых отношений с партнером. Обычно под диалогом понимают беседу между двумя общающимися сторонами. На самом деле психологическое понятие диалога значительно сложнее. Иногда беседа протекает как монолог вдвоем, когда каждый говорит о своем и никто не хочет услышать другого. А бывает так, что двое молча смотрят в глаза друг другу и говорить ничего не надо – все понятно без слов.

Сущностная характеристика диалога – это внутренняя обращенность к личности человека. У выдающегося русского физиолога А.А. Ухтомского [10] есть понятие доминанты – господствующего очага возбуждения. Так, если у лягушки пищевая доминанта, то все воздействия внешней среды (звук, свет) будут вызывать пищевую реакцию. Если грибник с доминантой на грибах ходит по лесу, то ягод он не замечает. Это временные доминанты.

Более постоянной доминантой является доминанта на себе. Если человек центрирован на себе (такое состояние называется эгоцентризмом), то есть у него доминанта на собственном Я, для него важно только то, что ему полезно или вредно. Его Я – центр Вселенной, а все другие люди – средства для достижения цели (люди-вещи) или препятствия, если они мешают. Даже если человек намерен помочь другому, то будет делать только то, что сам считает правильным и только так, как он считает нужным. В сказке Е. Шварца один из правителей государства говорил своим подчиненным: "Я заставлю вас быть счастливыми". И заставлял их делать то, что ему самому доставляло удовольствие, а для них было противоестественно, и унизительно. Вместо счастья они испытывали глубокое унижение.

У эгоцентричного человека сужено поле восприятия. Он не способен объективно видеть другого человека как другого. Как на фотоаппарат надевают светофильтры, которые пропускают световые волны только одной длины, и фотографии получаются одноцветными (с желтой, красной, синей окраской), так и у эгоцентричного человека все люди жадные, если он сам жаден, он очень ревнив только потому, что сам в любой момент готов изменить. Для преступников "все люди такие, только одних поймали, а другие на воле ходят". Каждый другой для эгоцентричного человека лишь отражение его самого, его двойник.

Для того чтобы преодолеть эгоцентризм, надо сформировать доминанту на Другом. Не на одном каком-то другом (это будет эгоцентризм вдвоем), а на каждом другом. Надо попытаться увидеть в человеке, с которым свела судьба, неповторимую уникальную личность. Осознание того, что у каждого человека есть свое призвание, свое предназначение в мире, уже делает восприятие другого как необыкновенной ценности. И восприятие жизни другого человека тоже будет ценностным. Такое ценностное отношение в ненаучной среде называется просто способностью любить человека. Речь идет не о половом влечении (в нем больше проявляется стремление к обладанию человеком), а о любви как духовном отношении. У такой любви есть свойство прозревать и открывать глубины личности человека, скрытые от него самого и от окружающих.

Однако вера в личность человека и любовь к нему не имеют ничего общего со всепрощенчеством. Надо помнить о том, что человеку свойственно ошибаться. Поэтому ценностное отношение к самому человеку должно сопровождаться сохранением собственной нравственной позиции. Нельзя спокойно принимать жестокость, лживость, жадность в поведении любимого человека. Совершая нравственное преступление, человек совершает преступление против себя: он внутренне разрушается как личность. Любовь не будет этого прощать. Любовь будет предупреждать, оберегать, спасать от гибели. Поэтому важно уметь сохранять позицию вненаходимости по отношению к партнеру по общению. Понятие вненаходимости ввел М.М. Бахтин [11].

Вненаходимость - способность понять переживания другого человека и откликнуться на них, но не заразиться ими, способность понять точку зрения другого человека, но при этом не изменить своим нравственным принципам, сохраняя свою индивидуальность, не сливаясь, не идентифицируясь с партнером.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое общение?

2. Назовите три стороны общения.

3. Какова роль речи в общении людей?

4. Какие факторы способствуют успешной коммуникации между людьми, а какие являются коммуникативными барьерами?

5. Назовите эффекты восприятия людьми друг друга

6. Как влияют установки человека на процесс общения с партнером?

7. Какие способы взаимодействия на человека могут изменить его поведение?

8. Какие цели преследует каждый из видов общения?

9. Как вы понимаете, что такое диалогическое общение?








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 816;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.008 сек.