Проблема теоретического и методического обеспечения консультативной практики.
Теория, которой пользуется психолог, задает организующие принципы для консультирования, так же как и для любого другого вида психологической помощи.
Самое важное во всех разнообразных подходах к теории и практике консультирования – это индивидуальная и культурная эмпатия, наблюдательность психолога, его оценка личности и социальной среды, применение методов позитивного роста и развития.
Главная задача психолога-консультанта состоит в том, чтобы создать для нормального, психически здорового клиента условия для создания им осознанных нешаблонных способов действия, которые позволили бы ему действовать в соответствии с возможностями культуры.
Психологу-консультанту надо вступить в такое взаимодействие с клиентом, чтобы он смог найти новые способы действия, новые переживания, новые мысли, новые цели для дальнейшей жизни.
При этом психолог, независимо от его теоретической ориентации, использует в своей работе такие понятия, как жизнь, смысл жизни, место человека в жизни, ценности, индивидуальность.
Кратко остановимся на характеристике возможных подходов к практике психологического консультирования, сложившихся в настоящее время в психологии, взяв за основу характеристики ее основные направления: глубинная психология – психоанализ (3. Фрейд), индивидуальная психология (А. Адлер), аналитическая психология (К. Юнг), транзактный анализ (Э. Берн) и др.; бихевиоральное направление – социальное научение, тренинг социальной компетентности; самообучение; когнитивная терапия; рационально-эмоциональная терапия (А. Эоллис) и др.; гуманистическое направление – гештальттерапия (Р. Перлз), групповая терапия (К. Роджерс), логотерапия (В. Франкл), психодрама (Морено).
На сегодняшний день возрастно-психологический подход к консультированию в области детского развития находится в процессе разработки. Естественно поэтому, что попытки его применения на практике поднимают целый ряд нерешенных вопросов в теоретическом плане и особенно в плане методического обеспечения. Наиболее острые проблемы в этой области, требующие серьезных исследований:
В качестве первой из них следует назвать необходимость более детальной периодизации психического развития ребенка, включающей сведения о конкретном содержании и показателях развития его мотивационно-смысловой и операционно-технической сторон, а также о динамике их изменений и взаимосвязей в рамках известных возрастных периодов. Сегодняшние представления о психическом развитии детей разных возрастов нуждаются в дополнении данными о том, как происходит этот процесс «внутри» возраста. К настоящему времени психология во многих случаях не имеет конкретных показателей формирования новообразований внутри возрастного этапа, а также средств прослеживания их судьбы в последующих возрастах. Идея создания достаточно подробной «карты» психологического возраста для каждого периода детства в разной форме неоднократно высказывалась советскими психологами. Особенно назревшей эта задача становится в связи с необходимостью поставить индивидуальное консультирование на прочную научную основу. Речь идет о чрезвычайно масштабной задаче – проанализировать огромное множество накопленных фактических данных, наблюдений и результатов экспериментальных исследований, отражающих разные стороны психологического онтогенеза, и создать на этой основе системную модель периодизации психического развития ребенка.
Концепция возраста, выдвинутая Л.С. Выготским, представляется достаточно мощной исходной парадигмой, в рамках которой можно освоить ценный теоретический вклад и практический опыт самых разных направлений и подходов в психологии развития. Ключевое значение имеют исследования, прямонаправленные на изучение специфики социальной ситуации развития, видов деятельности и форм общения, характерных психологических образований в каждом периоде детства.
За рубежом психологическое консультирование в области детского развития не имеет какой-либо единой теоретической и методологической основы. В зависимости от характера проблемы специалисты действуют в русле психоаналитического, бихевиористского, гуманистического или других направлений. Широко практикуется привлечение частных концепций и отдельных понятий из различных теорий. Вместе с тем комплексный характер большинства практических проблем детского развития приводит к осознанию необходимости опоры на достаточно широкие, «синтетические» концепции развития.
Значительные трудности связаны с методическим обеспечением возрастно-психологического консультирования. К настоящему времени в результате многочисленных исследований по детской психологии разработан большой арсенал методик, направленных как на определение состояния, так и на формирование самых разных сторон психического развития ребенка. В то же время в своем большинстве эти исследовательские методики слишком трудоемки и громоздки, чтобы прямо использоваться в практике консультативного обследования ребенка, его социальной ситуации развития и т.д. Требуется, следовательно, большая работа по выделению методик, наиболее адекватных целям консультирования, с последующей их модификацией, в том числе и стандартизацией на соответствующих выборках детей (возрастных или каких-либо специфических, например группах риска), а значит, и с получением так недостающих сегодня детализированных нормативов. В итоге могут быть составлены методические наборы (батареи) нового типа, тесно увязанные с моделью периодизации и имеющие под собой прочную фактическую базу. Однако переработка исследовательских методик в собственно диагностические и коррекционные (наглядным примером этой большой и сложной работы могут служить методики диагностики умственного развития дошкольника, созданные коллективом психологов под руководством Л.А. Венгера) потребует целого этапа в построении научных средств, обеспечивающих практику возрастно-психологического консультирования.
В настоящее время, когда почти полностью отсутствуют специально созданные теоретически адекватные и надежные методические средства, практические психологи вынуждены использовать имеющийся арсенал диагностических и коррекционных методик разного рода, внося в них модификации, подсказываемые собственным опытом профессиональной деятельности. В этих условиях представляется оптимальными систематическое сочетание в обследовании клинических и стандартизованных методик, а главное, подбор их направленности и интерпретация результатов с точки зрения сведений о нормативном содержании развития ребенка в соответствующем периоде детства, т.е. с учетом основных выделенных психологических новообразований, структуры и видов деятельности и общения, специфики социальной ситуации развития.
Практика психологического консультирования ставит на повестку дня и вопрос о разработке научно обоснованной систематики психологических трудностей и проблем в сфере развития ребенка. В настоящее время в отечественной литературе происходит активное накопление результатов исследований, анализирующих психологические механизмы различного рода трудностей и нарушений в конкретные возрастные периоды (например, конфликты подросткового возраста, вопросы психологической готовности к школьному обучению, причины школьной дезадаптации и др.). В то же время попытки создания целостной, системной картины возможных психологических трудностей и нарушений у детей разных возрастных групп в литературе пока не представлены.
Что же касается намного более длительного опыта работы над этой проблемой в зарубежной психологии, то существующие в ней на сегодняшний день «классификации» трудностей носят эмпирическо-описательный характер и строятся не по единому, а по весьма различным, часто внешним критериям. К примеру, в объемном руководстве по психологическому консультированию, созданном коллективом словацких психологов под руководством И. Кожчо, приводится следующий перечень проблем «трудных детей»: высокая психологическая напряженность, психомоторная неустойчивость, психологическая незрелость (инфантилизм), интрапунитивная направленность, дисгармоническое развитие личности, парциальные недостатки познавательных процессов, расстройства двигательных функций, социальная запущенность, интеллектуальная недостаточность и низкая норма интеллекта.
Аналогичным образом решается проблема систематики случаев, требующих психологической помощи, и в других авторитетных источниках. Есть основания полагать, что вскрытие и подробное описание возрастно-специфических механизмов формирования психологических затруднений позволят преодолеть имеющий место сегодня преимущественно симптоматический характер их квалификации и систематики.
Назрела необходимость и в специальной группе исследований, направленных на углубленное психологическое изучение таких актуальных вопросов формирования личности и характера ребенка, как, например, леность, лживость и др. Многие из них до сих пор осмысливались главным образом как проблемы педагогические, воспитательные и, по существу, выпадали из сферы собственно психологического анализа. Между тем, как показывает практика консультирования, названные явления должны рассматриваться в контексте целостного процесса формирования личности ребенка.
Психологическое консультирование предполагает анализ развития ребенка не только в возрастном аспекте, но и в плане его индивидуальных психологических особенностей. Второй из названных аспектов применительно к детскому развитию разработан еще совершенно недостаточно, в отличие от индивидуально-типологических особенностей высшей нервной деятельности, активно изучавшейся и в онтогенетическом плане. Несмотря на важность проблемы индивидуальных различий, обнаруживающихся уже в младенческом возрасте, российская психология располагает малым числом работ, направленных на исследование возрастной динамики индивидуальных различий у детей, в том числе и проявлений полового диморфизма. Перспективы развития практики возрастно-психологического консультирования тесно связаны с проведением как нормативных, так и углубленных лонгитюдных исследований.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 2292;