Государства Северо-Восточного Индокитая

Из государств этой группы лучше всего известны, благодаря китайским источникам, более северные, в первую очередь «варварское» царство Юэ (Вьет). Оно возникло около VII века до н. э. в низовьях Янцзы, на территории современной китайской провинции Чжэцзян. Основным занятием населения было поливное рисоводство. Собственные письменные источники не сохранились ни в царстве Вьет, где они бесспорно имелись, ни в более южных государствах. В IV веке до н.э. царство Юэ вмешалось в китайские междоусобицы, напав на царства Ци и Чу. Однако чуский Вэй-ван нанёс юэским войскам поражение и захватил Юэ.

В IV - первой половине III века до н. э. на севере современного Вьетнама существовал союз племен лаквьетов Ванланг, возглавляемый выонгами (правителями) из рода Хунг. Старинная книга «Линьнам тить куай» рассказывает об этих временах: «Когда государство было только основано, пищи для жителей не хватало. Из коры деревьев делали одежду, из сыти плели циновки, из рисовой гущи делали вино, из муки куан ланг (дерево дао) делали лепешки, из мяса птиц, зверей, рыбы и креветок приготовляли соус. Убирали урожай ножами, выжигали травы огнем. Было много риса, в бамбуковых трубках варили рис (голубой рис), складывали дерево, делая дом (на сваях), чтобы тигры не наносили вреда».

В середине III века до н.э. Ванланг слился с племенным союзом Намкыонг. В результате этого объединения возникло государство Аулак. Его первым правителем стал глава Намкыонга Ан Зыонг. Он основал столицу - город Колоа в 18 км севернее современной вьетнамской столицы Ханой. Город по форме напоминал свернувшуюся улитку и был окружен девятью земляными валами, каждый из которых защищал ров с водой.

К настоящему времени от укреплений города сохранилось три земляных стены. Рвы, связанные между собой, позволяли плотам и лодкам защитников в случае надобности выходить в реку. Большая часть населения проживала в деревнях, входя в состав соседской общины с выборными старейшинами. Женщины занимали в обществе высокое социальное положение.

Совершенствовалось земледелие. Прежний способ обработки земли, когда трава выжигалась, а участок заливался водой и рыхлился копытами буйволов, постепенно заменялся пахотой и боронованием. Наряду с бронзовыми орудиями стали использоваться и железные. Крестьяне выращивали арековые пальмы, рис, сахарный тростник и тутовые деревья.

Наряду с Аулаком в IV- III веках до н. э. на территории от устья Янцзы до устья Хонгха существовали и другие государства вьетов и родственных им народов.

Одним из них было царство Намвьет (кит. Наньюэ), образовавшееся в середине III века до н.э. в бассейне реки Сицзян («Западная река»). Столицей государства стал город Фиеннгун (Фаньюй), нынешний Гуаньжоу. В стране был достигнут высокий уровень земледелия (поливное рисоводство), морского и речного рыболовства, обработки металлов.

В 221-214 годах до н. э. государства намвьетов и вьетов вели кровопролитные войны с Циньской империей. Китайский историк Сыма Цянь писал об этом времени: «В те времена империя Цинь потерпела неудачу на севере с племенами гуннов, а на юге - с вьетами. Захватив на юге бесплодные земли, китайские войска не могли ни продвинуться дальше, вперед, ни выбраться оттуда. Десятки лет подряд мужчины не снимали кольчуг, а женщины должны были зани­маться подноской грузов для армии, испытывая невыносимые трудности. Многие кончали жизнь самоубийством, вешаясь на деревьях вдоль дорогу на глазах друг у друга. Сразу после смерти императора Цинь Шихуана (209 до н.э.) вся страна восстала против Циней».

Вьетнамская летопись дополняет этот рассказ другими по­дробностями. В год Красной Свиньи (214 год до н.э.) династия Цинь «возжаждала земли Вьет», где «имелось много жемчуга, как круглого, так и неправильной формы». Надеясь захватить эту землю и учредить область и уезды, «заставляли бродяг, зятьев-примаков и торговцев из всех военных округов идти в солдаты, назначили Ту Суя команду­ющим, а Ши Лy поручили рыть каналы, овладеть путем подвоза продовольствия, углубиться на территорию Линьнама, захватить землю Люлян, учредить округа Гуйлинь, Наньхай и округ Сян, чтобы ссыльные были отправлены туда охранять границы». Тогда все вьеты, отмечает летопись, «уговорились скрыться в лесах. Никто не хотел, чтобы его использовали Цини. Более того, они тайно избрали способных людей военачальниками. И им удалось убить Ту Суя».

В результате боевых действий Аулак сохранил независимость, а Намвьет в 214 году до н. э. был присоединен к империи Цинь. В 207 году до н. э., во время распада империи, китайский полководец Чжао То (Чиеу Да) провозгласил себя выонгом Намвьета. Ему удалось подчинить Аулак и продвинуть границы своего государства на юг до дельты Красной реки. Чжао То принял даже титул императора (ди). Последующие правители Намвьета пользовались титулом царя (ван). На территории государства распространилась китайская система организации власти и письменность.

Основу экономической мощи страны составляли рисопроизводящие районы, население которых использовало железные орудия труда. В государстве имелись крупные город, развитые ремесла, внутренняя и внешняя торговля. Социальная и классовая структура усложняется, получает развитие рабство, более сложным становится государственный аппарат.

Правители Намвьета-Аулака с помощью войн и активной дипломатической деятельности стремились объединить под своей властью все соседние государства. В первой половине II века до н. э они успешно воевали с Ханьской империей и ее союзниками. Однако в 111 году до н. э. страна была захвачена войсками императора У-ди. Установление ханьского господства достаточно долго не сопровождалось существенным вмешательством во внутреннюю жизнь вьетов. Империя в это время придерживалась политики «варвары управляют варварами».

В начале I века до н. э. администрация ханьских завоевателей предприняла попытку массовой ассимиляции вьетов на территории современного Северного Вьетнама. Эта политика натолкнулась на упорное сопротивление всех слоев общества. Представитель старой вьетнамской знати Тхи Шать сумел вовлечь в антикитайский заговор большое число племенных вождей и командиров мест­ных, укомплектованных вьетнамцами войск.

Тхи Шать был убит, но это не остано­вило подготовки к восстанию. Руководство взяли в свои руки вдова покойного вождя - Чынг Чак и ее сестра Чынг Ни, чья родословная восходила к царям Ванланга. Восстание началось в марте 40 года и завершилось победой ланквьетов. Чынг Чак была провозглашена царицей. Ее столицей стал город Мелинь. Первым актом новой царицы было освобождение всего населения страны от налогов.

После длительной войны Ханьская империя смогла восстановить здесь свой политический контроль. В мае 43 года, после отчаянного сопротивле­ния, сестры Чынг, оказавшись в безвыходном положении, по­кончили с собой, бросившись в реку Хатзянг. Тысячи вьет­намцев были истреблены карательными войсками, тысячи бе­жали из страны. Старая вьетнамская аристократия в годы этого восстания практически погибла. Те, кто не был убит и не эмиг­рировал, были лишены титулов и выселены во внутренние рай­оны Китая.

Конец I - II века были временем все учащающихся восстаний против Хань. Это заставило империю отказаться от политики активной ассимиляции и начать постепенную передачу власти (кроме высших постов) местной китаизированной знати. Многие правители китайских государств III-V веков н. э. фактически признавали право лаквьетов на внутреннюю самостоятельность.

Время от времени предпринимались попытки установить над страной реальный контроль, но сколько-нибудь длительного успеха они не имели. Сохранялась этническая специфика вьетского общества. В I-V веках в регионе распространялся проникший из Индии буддизм. У вьетов он стал и оставался до XII-XIII веков основной религией. В эти же века продолжала усваиваться и более высокая китайская культура.

В III- II вв. до н. э. существовали горные тайские государственные образования Диен (Дянь) и Елан на территории современной китайской провинции Юньнань, граничащей на юге с Лаосом и Вьетнамом, на западе с Мьянмой Земледелие здесь было развито слабее, значительную роль играло скотоводство. Из Диена известны памятники местной письменности, принципиально отличной от китайской иероглифики и применявшейся для составления документов хозяйственной отчетности.

В средней части Вьетнама во 2-м веке н.э. возникло княжество Линьи, позже известное как королевство Чампа (Тьямпа). В III-IV веках в результате притока переселенцев из Индии здесь утвердилась индуистская культура. Первый индуистский князь Бхадраварман правил в 349-361 годах. Под именем бога Бхадресвара он почитался впоследствии местным населением. Территории южнее Чампы входили в кхмерское государство Бапном (Фунань).








Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 777;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.