Аппарат управления княжеского государства
Из числа дружинников князь назначал:
посадников— наместников для управления городом, волостью (областью);
воевод-предводителей (воевода: большой, великий, градный, местный, ратный старейший и др.) различных военных отрядов;
тысяцких— высших должностных лиц (в так называемой десятичной системе военно-административного деления общества, восходящей к догосударственному периоду);
данников — сборщиков поземельных податей,
мытников —сборщиков торговых пошлин;
судебных чиновников — вирников, подъездных.
Демократический элементуправления – в городском собрании – вече. Это был не орган представителей, а собрание всех взрослых мужчин. Для принятия любого решения было необходимо единодушие. На практике случалось, что это требование приводило к вооруженным столкновениям между спорившими на вече группами. Проигравшая сторона вынужденно соглашалась с решением победителей.
Вече в столице княжества оказывало влияние на вече менее крупных городов.
В XI—XII вв. вече попало под влияние социальных верхов, утрачивая функции управления и самоуправления (А.П. Новосельцев).
Важной особенностью Древней Руси, сложившейся вследствие постоянной опасности, особенно со стороны степных кочевников, стало всеобщее вооружение народа - народное ополчение,организованное по десятичной системе (сотни, тысячи). Оно зачастую решало исход сражений, и подчинялось не князю, а вече. Но как демократический институт оно уже в XI в. стало постепенно терять главенствующую роль, сохранив свою силу на несколько столетий лишь в Новгороде, Киеве, Пскове и других городах, продолжая оказывать заметное влияние на ход общественно-политической жизни Русской земли.
Общественное развитие. Русские политические институты киевского периодаосновывались на свободном обществе. Там не было непреодолимых барьеров между различными социальными группами свободных людей, не существовало наследственных каст или классов, и было еще легко выйти из одной группы и оказаться в другой. О наличии в России в это время социальных классов можно говорить только с оговоркой.
Основные социальные группы этого периода (сословия):
1) высшие классы — князья, бояреи другие собственники больших земельных имений, богатые купцы в городах;
На вершине социальной лестницы находились князья во главе с великим князем киевским.
С середины XI в. на Руси появляются удельные княжества — «отчины»отдельных князей. Это, например, Черниговское, Переяславское, Смоленское и другие княжества. «Отчины» были собственностью всего княжеского рода. Они наследовались в соответствии с «очередью».
Кроме княжеских бояр— воевод, наместников областей, существовала и родоплеменная аристократия — «нарочитая чадь»: дети бывших местным князей, родовые и племенные старейшины, родня первых двух групп.
Бояре – Высший слой общества на Руси - 18 вв., занимавший главенств. положение в государственном управлении после великих князей и царей. Изначально бояре – потомки родоплеменной знати.
Они тоже ходили в заморские походы с киевскими князьями, но были тесно связаны с определенной территорией, на которой испокон века стояли их укрепленные городища с богатыми угодьями.
В целом бояре были группой, разнородной по своему происхождению. Основу ее составляли потомки старой клановой аристократии антов. Некоторые из бояр, особенно в Новгороде, произошли из купеческих семей.
Дружина включала норманнов и славян, а также рыцарей и искателей приключений других национальностей, таких как oceтины, черкесы, мадьяры и турки, — тех, кто жаждал воинской славы и богатства под знаменем киевского князя.
2) средний класс— купцы и мастера-ремесленники (в городах), владельцы средних и небольших имений (в сельской местности);
Купцы В IX—X вв.были тесно связаны с княжеской властью, поскольку собиравшие дань князья сами организовывали торговые экспедиции по сбыту этой дани в Царьграде или где-нибудь на Востоке.
Позднее появились и «частные» купцы. Значительная их часть являлась мелкими торговцами (по типу позднейших коробейников). Богатые купцы осуществляли большие операции внутри и за пределами Руси. Менее богатые купцы основывали собственные гильдии или соединялись в семейным компании.
Ремесленникикаждой специальности обычно селились и торговали на одной улице, формируя собственное объединение или «уличную» гильдию. Иными словами, ремесленники объединялись в профессиональные группы и того или иного типа, которые позже стали известны как артели.
С ростом церквипоявилась социальная группа, так называемый церковный народ.
К этой группе принадлежали не только духовенство и члены их семей, но и члены разного рода благотворительных учреждений, поддерживаемых церковью, а также освобожденные рабы. Русское духовенство делилось на две группы: «черное духовенство» (т. е. монахи) и «белое духовенство»(священники и дьяконы). По византийским правилам в русской церкви в епископы посвящались только монахи. Вопреки практике римской церкви русские священники обычно избирались среди желающих.
3) низшие классы — беднейшие ремесленники и крестьяне, заселявшие государственные земли. Кроме свободных людей, в Древней Руси существовали также полусвободные и невольники.
«Люди» – свободное население Руси.
Основную его массу составляли крестьяне.
В сельской местности традиционная большая семья-община (задруга)постепенно сменилась более мелкими семьями и индивидуальными собственниками земли. Даже если несколько соседей владели землей сообща, каждый разрабатывал свой участок индивидуально. В дополнение к землевладельцам-общинникам была еще группа крестьян, сидевших на государственных землях, известных как смерды.Это были пока еще свободные люди, находившиеся под особой защитой и особой юрисдикцией князя. За пользование наделом платили натурой оброк и выполняли работы: извоз, строительство или ремонт домов, дорог, мостов и т. д. Они должны были платить государственный налог (так называемую дань). Если у смерда не было сына, земля возвращалась князю.
К зависимой категории крестьянства относилисьзакупы — люди, взявшие купу (в долг). Если удавалось вернуть купу, выплатив при этом резы (проценты), человек становился опять свободным, если нет — холопом. В вотчине работали на барской запашке или в доме господина под надзором рядовичей. Рядовичи — люди, поступившие на службу по «ряду» (договору).
Холопы и челяд – самыми бесправные члены общества. Рабство в Киевской Руси было двух родов — временным и постоянным. Последнее, известное как «полное рабство», было наследственным. Главную массу временных рабов составляливоеннопленные. В конце концов, военнопленные получали освобождение за выкуп. Если кто-то не был способен его оплатить, то оставался в распоряжении захватившего его, а то, что он заработает, засчитывалось в счет выкупа. Когда набиралась вся сумма, военнопленный освобождался. Полные рабы считались имуществом своего хозяина и могли покупаться и продаваться. Некоторые из них использовались в семейном ремесле, остальные работали в поле. Были случаи, когда рабы-ремесленники достигали определенного уровня искусства и постепенно становились способными уплатить за свою свободу. С другой стороны, если свободный человек терял свою собственность в результате набега степных кочевников или по другой причине и оказывался в отчаянном положении, он мог отдать себя в рабство (этим актом он, конечно, исключал себя из рядов граждан). Он имел и другой выбор: занять деньги под работу на своего кредитора и выплачивать ему. Это делало его «полусвободным», временно связанным со своим кредитором. Если ему удавалось выполнить свои обязательства, его гражданские права восстанавливались; если он нарушал соглашение и пытался скрыться от своего хозяина, он становился рабом последнего.
Дата добавления: 2016-10-17; просмотров: 1060;