Основные концепции и теории права
Самое простое определение понятия «право» гласит, что это есть один из видов регуляторов общественных отношений; система общеобязательных, формально-определённых, гарантированных государством норм, правил поведения, регулирующих общественные отношения. А между тем право – очень сложное социальное явление. Оно имеет много аспектов, которые характеризуют право с разных сторон. Взгляды на право, его происхождение, место и роль в системе регулирования общественных отношений менялись по мере развития самого общества, зрелости научной правовой мысли, всевозможных объективных и субъективных факторов.
Несмотря на противоречивость и различие научных представлений о праве, все эти учения имеют ряд общих положений:
- право есть социальное явление, без которого невозможно существование цивилизованного общества;
- право в нормативной форме должно отражать требования общественной справедливости, служить интересам общества в целом, а не отдельным его классам или социальным группам, учитывать индивидуальные интересы и потребности личности как первоосновы общества;
- право частной собственности является основой всех прав человека;
- право есть мера поведения, установленная и охраняемая государством[35].
Исторически сложилось несколько научных направлений и школ, сформировавших свои представления о праве. Коротко познакомимся с основными идеями и представителями некоторых из них, определим слабые стороны и достоинства различных концепций.
Естественно-правовая теория свою завершённую форму получила в период буржуазных революций XVII-XVIII вв.
Сторонники этой теории права (Т. Гоббс, Д. Локк, А. Радищев и др.) полагали, что кроме права, которое устанавливает государство, существует естественное право, присущее человеку от рождения. Это - право на жизнь, свободу, равенство, собственность и ряд других. Следовательно, естественное право (сумма естественных, вечных, неотчуждаемых и неизменяемых прав человека) – это высшее право по отношению к действующему праву (законы, обычаи, прецеденты), это право, воплощающее в себе разум и вечную справедливость. В рамках данной теории разделяются право и закон, т.е. наряду с позитивным правом (законами, принимаемыми государством), существует высшее, подлинное, естественное право, свойственное человеку от рождения. Один из идеологов этой теории Э. Кант утверждал, что каждый человек вправе действовать по своему усмотрению. Но его произвол должен совмещаться с произволом другого равноправного с ним индивида.
Положительная черта данной теории заключается в том, что каждый человек должен самоограничивать себя, не допускать нарушения прав других лиц, а в случае нарушения – нести за это ответственность. Недостатком является возможность неограниченного господства сильного человека, подавление им воли и ущемления прав и свобод других, более слабых людей.
Историческая школа права логически завершенную форму получила в конце XVIII – начале XIX в. Представителями данной школы являлись
Г. Гуго, Ф. Савиньи, Г. Пухта и др. Основные идеи исторической школы права состоят в том, что: право представляет собой историческое явление, которое, как и язык, не устанавливается договором, не вводится по чьему-либо указанию, не сводится к совокупности законов[36], а возникает и развивается постепенно, незаметно, стихийно; право идентично с правовыми обычаями, то есть с исторически сложившимися правилами поведения, произрастающими из недр национального духа и глубин народного сознания, влекущими за собой юридические последствия. Законы же производны от обычного права.
Достоинства данной теории: впервые было обращено внимание на культурно-исторические и национальные особенности права, на необходимость их учёта в правотворческом процессе; показан объективный характер права, его независимость от произвола законодателя; справедливо отдана дань таким свойствам правовых обычаев, как стабильность и проверенность временем.
К недостатком можно отнести следующее: данная теория отрицала естественные права человека, по сути являлась идеологией феодализма, уже уходящего с исторической сцены; её представители переоценивали роль правовых обычаев в ущерб законодательству.
В нормативистской концепции (П.Н. Новгородцев, Е.Н. Трубецкой, Г. Кельзен и др.) право рассматривается как иерархия норм, в которой каждая верхняя или вышестоящая норма обусловливает существование нижестоящей. Самой верхней нормой является конституция. Далее идут законы и другие нормативные правовые акты. Источником права является государство, которое само есть правовая организация, организованный правопорядок.
Положительными чертами данной концепции являются: выделяется и подчеркивается основное свойство права – его нормативность; отмечается формальная определенность правовых норм, соблюдение которых исключает произвол и беззаконие; чёткая фиксированность государственного принуждения.
Недостаток данной концепции заключается в том, что государство, являясь источником права, само небезупречно. Оно может издавать несправедливые нормы, несоответствующие интересам граждан, использовать устаревшие и т.д.
Социологическая концепция (Дж. Дьюи, Р. Паунд, Д. Фрэнк, Е. Эрлих и др.) возникла во второй половине XIX века, когда в сфере экономики активно развивалось предпринимательство, как свободная и инициативная деятельность людей и стала одним из основных направлений правоведения XX века.
Основной тезис этой концепции звучит так: право нужно искать не в нормах права, а в самой жизни. Законы – всего лишь пожелания вести себя определенным образом. Наполнять законы правом призваны судьи, администраторы – государственные чиновники, сами граждане. Социологическая теория переносит центр тяжести на изучение «живого права», т.е. системы правоотношений, поведения людей в сфере права[37].
Положительная черта данной концепции состоит в том, что живое, реальное право идёт впереди формального, развивает его, создавая правовые нормы соответствующие жизни.
Недостатками концепции являются: отсутствие или недостаточный учёт юридической нормативной базы, законодательства; опасность некомпетентного решения и даже произвола со стороны лиц, принимающих правовые решения; возможность решения вопросов в пользу сильного и в ущерб слабому.
Психологическая теория основана на психологическом, эмоциональном отношении к имеющему юридическое значение факту, событию.
Один из главных теоретиков этой концепции Л.Н. Петражицкий утверждал, что право – это эмоции, "обязательственно-притязательные переживания", психологическое состояние, вызванное определенным событием, и отношение к нему в этом психологическом состоянии[38].
Достоинство данной концепции состоит в том, что в правовое регулирование включается и общественная психология, психологическое состояние и отношение общества к социально-правовым явлениям, в том числе и преступного характера, которые имеют значение для оценки этих явлений.
Недостаток данной концепции заключается в том, что возможен произвол, самосуды, использование психологии толпы.
Материалистическая (классовая, марксистская)теория. Самыми известными представителями этой являются К. Маркс, Ф. Энгельс,
В.И. Ленин. Они отмечали, что история человеческого общества всегда была историей классовой борьбы, в которой угнетатель и угнетенный находились в резком противостоянии друг другу. Политическая власть есть организованное использование силы одним классом для подавления и подчинения другого класса. Господствующий класс видоизменяет обычаи в свою пользу, приспосабливает их к своим нуждам, а если нужно, то и целенаправленно создает необходимые для достижения своей цели законы[39].
При этом основоположники данной теории огромное значение придавали экономической составляющей жизни общества, увязывая возникновение и существование права с необходимость регулирования общественных отношений в интересах экономически господствующего класса. «Ваше право есть лишь возведённая в закон воля вашего класса, воля, содержание которой определяется материальными условиями жизни вашего класса».[40]
Таким образом, право является возведенной в закон волей господствующего класса, его орудием, применяемым для подавления класса угнетенного.
Достоинство этой теории состоит в том, что право связывается с социальными условиями, с реальными жизненными обстоятельствами, которые и обусловливают его появление.
Недостаток теории выражается в односторонности права, его принадлежности одному классу или слою общества вопреки воле и интересам других классов. Такое понимание права создает основу для социального насилия одной части общества по отношению к другой.
Интегративная теория включает в себя черты многих других концепций. Она признаёт нормативность права, одновременно допускает создание норм права судьями, когда их прецеденты соответствуют жизни, реальным обстоятельствам. Признаются также природные права человека, например, право на жизнь, на неприкосновенность личности. Одновременно считается, что право имеет общесоциальное значение. Его содержание определяется социально-экономическим и политическим строем, классовым и национальным составом общества, уровнем религиозности населения, другими обстоятельствами.
Достоинство данной теории состоит в том, что она охватывает все основные характеристики права, рассматривает его всесторонне. Недостатком является её эклектизм, некоторая несовместимость черт и свойств права, признаваемых данной концепцией.
Дата добавления: 2017-01-29; просмотров: 656;