Систематика и классификация цветов. Цветовые системы. Цветовые атласы
Описание любого оттенка всех спектральных цветов и пурпурного цвета с использованием трех основных характеристик стало основой систематики всего цветового множества, которое, кроме предельно насыщенных спектральных и пурпурных цветов, содержит огромное количество оттенков этих цветов, различных по светлоте и насыщенности, и ряд ахроматических цветов, имеющий большое количество градаций от черного до белого. Считается, что человеческий глаз способен различать в общей сложности 130—150 оттенков цветовых тонов в спектре и около 30 оттенков максимально насыщенного пурпурного цвета, отсутствующего в спектре. Изменение цветности наиболее заметно в зелено-голубой, оранжево-желтой, оранжево-красной и сине- фиолетовой частях спектра. Данные о количестве градаций насыщенности и светлоты одного цветового тона, которые способен различать человеческий глаз при оптимальных условиях восприятия, приводимые в различных источниках, сильно отличаются. В некоторых исследованиях учитывается суммарное воздействие этих двух параметров, так как они взаимосвязаны. По источникам, которые дают отдельно сведения по восприятию светлоты и насыщенности, человеческий глаз способен различать до 600 градаций по светлоте. Число различимых градаций насыщенности для разных цветовых тонов неодинаково и колеблется от 7 до 16. Способность замечать разницу двух оттенков цвета лишь при определенной степени различия их параметров называется пороговой чувствительностью цветового зрения. При уменьшении насыщенности, равно как и при значительном увеличении или уменьшении яркости, цветовой тон различается все хуже и хуже. При минимальной насыщенности все хроматические тона сводятся к двум: желтовато-серому и синевато-серому. Так же слабо различаются хроматические тона, когда они очень близки к белому или черному. Поэтому общее число воспринимаемых цветов нельзя определять путем перемножения количества различаемых цветовых тонов, степеней насыщенности и градаций светлоты. Тогда можно было бы утверждать, что мы видим более миллиона оттенков. В статьях о цифровых моделях цветовых систем можно даже встретить безграмотное утверждение, что человек способен видеть более 16 миллионов оттенков цветов на основании того, что столько различных по цифровому значению оттенков содержится в компьютерных программах. На самом деле, тренированный человеческий глаз способен различать около 13 тысяч оттенков цветов. Вообще, способность воспринимать и различать цвет у разных людей неодинакова и зависит от индивидуальных физиологических особенностей, психологических особенностей восприятия цвета, обусловленных различными факторами (род деятельности, специфика местной цветовой культуры и т.д.).
Самым простым и древним способом систематики цветов, т.е. обозначением качественного отличия любого оттенка каждого цвета от всех остальных цветов и их оттенков, является словесное описание. Таким способом, безусловно, невозможно совершенно точно охарактеризовать цвет. Однако этот способ, благодаря своей просто- те и доступности, широко применяется не только в бытовом общении, но и в профессиональной работе на стадии предварительного проектирования. Потому специалисты во всех видах деятельности, где используется цвет (а их круг очень широк), должны обладать умением как можно более точно словесно описать оттенок любого цвета и общую колористическую идею проекта. Возможности словесного описания цвета повышаются, если названия цветов регламентируются по какой-либо системе. Такой системой является стандартизация названий цветов, когда каждому названию соответствует зафиксированный определенный оттенок цвета. Соответствующие стандарты есть, например, в полиграфии, в лакокрасочной промышленности, текстильной промышленности и т.д. Существуют и системы, где с помощью сложносоставных названий создатели старались дать обозначение большого количества оттенков цветов, которые могли бы быть однозначно понятны без сравнения с визуально воспринимаемым эталоном. Например, Объединенный комитет межотраслевого совета по цвету и Национального бюро стандартов США (ISCC-NBS) разработал в 1955 году систему наименований цветов, применяемую в науке, искусстве и промышленности, действующую и в настоящее время. Наименованиям присвоены номера, которые называются «центроидными номерами» и вместе с наименованиями используются для обозначения цвета. Эта система складывается из названий базовых цветовых тонов (красный, желтый, зеленый, синий, пурпурный, оливковый, коричневый, розовый) и из промежуточных, например красновато-пурпурный. Дополнительные термины для уточнения светлоты и насыщенности — слабый, сильный, светлый, темный и наречие «очень». Используются также комбинированные термины, обозначающие характер восприятия определенного сочетания светлоты и насыщенности: бледный, глубокий (очень темный), сумеречный (слабо-темный), живой (очень яркий). Для обозначения металлического блеска, резко меняющего восприятие цвета, используется термин «блестящий». В результате эта система дает 267 обозначений для цветов материалов, отражающих свет. Для цветов прозрачных веществ многие названия должны быть изменены, так как при высокой светлоте и минимальной насыщенности непрозрачные поверхности приближаются к белому цвету, а прозрачные — к бесцветности. Подобная система названий может использоваться с некоторыми изменениями и для само- светящихся объектов, но названия излучений малой яркости (например, «коричневый») должны быть исключены. В 2000—2002 годах в России разработан аналогичный справочник.
В названиях оттенков цветов прежде всего определяется цветовой тон. Для обозначения цветового тона используются названия основных цветов спектра, сочетания этих названий для промежуточных цветов и сочетание названий «красный» и «фиолетовый» для оттенков пурпурного цвета, отсутствующего в спектре. В сложносоставных названиях определяющей является последняя часть. Например, красно-оранжевый — это оранжевый, по оттенку приближающийся к красному, а оранжево- красный — красный, по оттенку приближающийся к оранжевому. Большое количество названий уточняет оттенок какого-либо из основных спек- тральных цветов посредством сопоставления с характерным цветом какого-либо объекта: лимонный, малиновый, изумрудный, васильковый и т.д. Другая большая группа названий, особенно часто используемых художниками для обозначения цвета, — это названия красок. В названиях красок, как правило, используются названия веществ, из которых производятся красочные пигменты, часто в сочетании с названием основного цвета, оттенок которого воспроизводит данная краска (охра желтая или охра красная, кобальты синий, зеленый и фиолетовый, и т.д.).
Ниже дается пронумерованный список русских названий красок, которые имеют достаточно насыщенные цветовые тона, близкие к спек- тральным тонам (табл. 4.1). Номер краски соответствует приблизительному расположению оттенка цвета этой краски в данном цветовом круге. Например, в секторе красных тонов №1 — кармин имеет фиолетово-красный оттенок, а № 6 — кадмий оранжево-красный приближается по оттенку к оранжевому цвету.
В приведенной ниже таблице (табл. 4.2) даны названия красок, имеющих мало-
насыщенные оттенки.
Слова «светлый» и «темный», «насыщенный» и «ненасыщенный», добавленные к названиям цветового тона, определяют степень светлоты и насыщенности данного оттенка цвета. Кроме того, в русском языке для обозначения ненасыщенных оттенков холодных цветов добавляется слово «серый»: серовато-синий, серо-зеленый, фиолетово-серый и т.д. Аналогично для ненасыщенных оттенков теплых цветов добавляется слово «коричневый»: желто-коричневый, оранжево-коричневый, красно-коричневый.
Однако для современного производства и полноценной проектной практики, кроме словесного обозначения, необходимы более точные способы обозначения и выбора оттенков цвета. Такими способами стали сравнения наблюдаемого цвета с эталонным рядом цветов и измерение параметров цвета. Учение об измерении, систематизации и математическом описании цвета называется метрологией цвета, или колориметрией. Главные требования, предъявляемые к данным колориметрии, — однозначность и воспроизводимость результатов. Однозначность подразумевает, что одна и та же величина (излучение, цветовое различие) должна всегда выражаться одинаковыми численными значениями, а воспроизводимость характеризуется сопоставимостью и совпадением неоднократно полученных результатов.
Появление колориметрии стало возможным только после возникновения систем, наглядно изображающих все многообразие существующих цветов. Как было сказано ранее, началом наглядного изображения цветового множества и основой научной систематики цветов стал цветовой круг. Кроме уже названных вариантов цветового круга, можно назвать еще несколько. Немецкий ученый Грассман упростил круг Ньютона. Уравняв участки цветов и введя пурпурный цвет, он создал 8-ступенный круг. Американский художник Манселл, введя дополнительно желто-зеленый и зелено- голубой цвета, построил 10-ступенный цветовой круг. В этом круге пары диаметрально противоположных цветов близки к реальным парам цветовых излучений, являющихся дополнительными при аддитивном смешении, поэтому этот круг стал очень удобен для создания цветовых систем и практической деятельности. Немецкий ученый Вильгельм Оствальд, взяв за основу 8-ступенный круг, поместил в нем между двумя соседними цветами еще два промежуточных и создал 24-ступенный круг. Цветовые круги Ньютона, Манселла и Оствальда образованы из спектра. Их можно назвать «физическими», так как их прообразом является физическое явление разложения белого света. Цветовой круг Гете основан на явлении цветового симультанного контраста, о котором подробнее будет сказано ниже (см. лекцию 9). Суть симультанного контраста в том, что наблюдаемый цвет вызывает ощущение дополнительного или контрастного ему цвета. Так, например, на красном фоне нейтрально-серое пятно кажется зеленоватым, а переведя взгляд с красного пятна на пустой белый фон, мы какое-то время видим зеленоватое пятно. Шестичастный круг Гете содержит три пары контрастных цветов: красный и зеленый, синий и оранжевый, фиолетовый и желтый. Смешением соседних цветов можно получить 12-частный круг, в котором будут уже все спектральные цвета и пурпурный цвет. Такими контрастными кругами являются цветовые круги Адамса, Бецольда и уже ранее названный круг Иттена. Круги такого типа широко используют художники для поиска гармоничных цветовых сочетаний.
Однако любой цветовой круг является плоской диаграммой, на которой невозможно наглядно изобразить все цвета и их оттенки с учетом изменения по трем основным характеристикам. Для решения этой задачи необходимо трехмерное пространство. Первую модель трехмерного цветового тела в виде трехгранной пирамиды предложил Иоганн Ламберт в 1772 году. В основании пирамиды лежал цветовой треугольник, в вершинах которого располагались красный, желтый и синий спектральные цвета, а в центре — черный. В вершине пирамиды располагался белый цвет. В этой модели при всех недостатках уже содержались основные принципы систематизации и наглядного показа цветового множества на основе цветового тела.
В 1810 году немецкий художник Филипп Отто Рунге предложил трехмерную модель систематики цветов в виде шара. В этой модели по экватору расположены чистые спектральные цвета цветового круга. В верхнем полюсе располагается белый цвет, в нижнем — черный. Полюса соединяет ось, представляющая ахроматический ряд с равностепенным переходом от белого к черному, причем в середине (центре шара) лежит средне-серый тон, получаемый смешением двух противоположных контрастных цветов, расположенных по экватору. Выше экватора располагаются кольца — меридианы, в которых каждый спектральный цвет равностепенно осветляется, переходя к белому полюсу, ниже — кольца, в которых каждый цвет равностепенно затемняется, переходя к черному. Внутри шара по горизонтальным сечениям, соответствующим уровню каждого внешнего кольца, от каждого цвета по лучам располагаются ряды с равностепенным уменьшением насыщенности от более насыщенного цвета на поверхности шара к соответствующему данному уровню по светлоте ахроматическому серому на вертикальной оси. Эта модель, более совершенная по сравнению с пирамидой Ламберта, послужила основой для всех последующих моделей (рис. 4.1).
В дальнейшем предлагались различные усовершенствованные пространственные модели в виде полусферы, конуса, пирамиды, в которых по краю основания помещались спектральные цвета, в центре основания белый, а в вершине черный цвет; также модели в виде цилиндра, двойного конуса или двойной пирамиды. Во всех этих моделях используется приблизительно тот же принцип наглядного представления цветового множества с учетом изменения по трем основным психофизическим характеристикам. Наиболее известны модели немецкого ученого Вильгельма Оствальда и американского художника Альберта Манселла.
Модель цветового тела системы Оствальда является в принципе усовершенствованной моделью Рунге. Вместо шара Оствальд предложил вертикально расположенный двойной конус (рис. 4.2). В вершине верхнего конуса — белый, нижнего конуса — черный. Их соединяет ось — шкала ахроматических тонов с равностепенным переходом от белого к черному (всего 8 ступеней). При этом Оствальд открыл, что равноступенный ахроматический ряд должен строиться на основе изменения соотношения белого и черного не в арифметической, а в логарифмической последовательности. Поэтому его ахроматическая шкала имеет действительно равностепенное изменение по светлоте. По экватору, образованному совмещенными основаниями верхнего и нижнего конусов, располагается 24-ступенный спектральный цветовой круг. Сначала Оствальд создал 100-ступенный круг, пронумеровал все цвета, а затем упростил его, оставив 8 основных цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый, пурпурный). Между основными цветами он оставил по два промежуточных цвета. Вертикальное сечение цветового тела через центральную ось дает ромб, образованный двумя равносторонними треугольниками. В верхней вершине ромба — белый, в нижней — черный, в левой и правой — дополнительные или контрастные спектральные цвета. Половина ромба — равносторонний треугольник представляет изменения спектрального цвета по светлоте и насыщенности (собственно, 24 таких треугольника и образуют все цветовое тело.). В развернутом вертикально основании треугольника — ахроматическая шкала. Таким образом, в верхней вершине треугольника помещается белый (W), в нижней черный (S), в находящейся сбоку — чистый спектральный цвет определенного тона (F). По стороне треугольника, направленной от вершины F к вершине W располагается равноступенный ряд «светлоясных» оттенков цветового тона, показывающий смешение чистого цвета с белым в различных пропорциях. Соответственно по стороне, направленной от вершины F к вершине S, — равноступенный ряд «темноясных» оттенков, показывающий смешение чистого цвета с черным в различных пропорциях. Также создается хроматический ряд с равностепенным изменением светлоты на основе логарифмической последовательности. Внутри располагаются ряды «мутных» цветов, полученные путем смешения «треугольника светлоясных» и «темноясных» и спектрального цвета с серыми тонами. Таким образом, в системе Оствальда все оттенки одного цветового тона получаются путем добавления к чистому спектральному цвету белого и черного в различных пропорциях. На горизонтальных уровнях все оттенки по светлоте соответствуют светлоте ступеней ахроматической шкалы данного уровня, поэтому горизонтальное сечение, перпендикулярное ахроматической оси, дает круги, которые содержат все цветовые тона цветового круга, в равной степени осветленные или затемненные; при этом внутри круга образуются концентрические кольца из оттенков всех цветовых тонов с равной степенью изменения насыщенности — от нулевой в центре, до наибольшей в наружном кольце. В среднем сечении по экватору, где расположен цветовой круг, получается наибольшее число степеней насыщенности, а у вершин двойного конуса — наименьшее, что соответствует реальному восприятию, так как при высветлении и затемнении число различимых степеней насыщенности уменьшается. Для каждого оттенка одного цветового тона Оствальд ввел буквенное обозначение процентов со- держания белого и черного, которые вместе с хроматическим компонентом составляют 100 %. Числовое обозначение цветового тона и буквенные обозначения процентного содержания белого и черного вместе дают обозначение оттенка цвета. Например, 25ge обозначает оттенок красного, содержащий 22 % белого и 65 % черного. Для того, чтобы узнать, сколько процентов черного и белого обозначает каждая буква, прилагается таблица значений. Это система цветовых эталонов, сгруппированных по цветовому тону, чистоте и степени яркости, т.е. по признакам, наиболее важным для практического применения, так как «темноясные» и «светлоясные» ряды приблизительно соответствуют различной степени освещенности
поверхности определенного цвета.
Цветовое тело Манселла в последней редакции (1915 год) похоже на дерево (рис. 4.3), крона которого вписывается в ассиметричный овоид. Ствол (вертикальная ось) представляет равноступенную логарифмическую шкалу из 11 ахроматических тонов от белого (10) вверху до черного (0) внизу. Крона делится в вертикальном направлении на 5 основных цветов (красный, желтый, зеленый, голубой, фиолетовый) и 5 промежуточных тонов между ними. Каждый из этих 10 тонов делится на 10 оттенков. Таким образом система имеет 100 делений по оттенкам цветовых тонов. Также крона делится на горизонтальные уровни, соответствующие делениям ствола. Светлота всех цветов, находящихся на одном уровне, определяется светлотой делений ствола. Все цвета расходятся от деления ствола по направлению радиальных лучей. Каждый цвет занимает свой сектор и делится на несколько степеней насыщенности от ахроматического деления ствола до максимально насыщенного крайнего деления на поверхности тела. В цветовом круге Манселла, на основе которого построено цветовое тело, диаметральное расположение дополнительных цветов рассчитано на аддитивный тип смешения, поэтому желтый располагается напротив сине-фиолетового, а красный — напротив зелено-голубого. Дополнительные цвета одного уровня светлоты и равной насыщенности при аддитивном смешении дают ахроматический тон соответствующей светлоты. Во-первых, создавая свою систему, Манселл учел, что максимально насыщенные цвета спектра обладают различной светлотой, поэтому он поместил их не на одной горизонтальной плоскости в среднем сечении, как Рунге и Оствальд, а на разных светлотных уровнях. Во-вторых, он учел, что различные спектральные цвета при изменении светлоты имеют различное число зрительно ощущаемых степеней насыщенности (у светлых тонов оно уменьшается при затемнении, а у темных — при высветлении). Поэтому на каждом светлотном уровне Манселл для различных цветов дает различное число степеней насыщенности, что, собственно, и делает ассиметричным цветовое тело в целом. Например, на втором, низком уровне светлоты для желтого выделено только три степени насыщенности, а для синего — 28. Для точного цифрового обозначения того или иного цвета Манселл использовал специальную систему координат, которая обозначается Hue (цветовой тон), Value (светлота), Chroma (насыщенность). Основные 10 цветовых тонов имеют буквенные индексы: R (красный), YR (желто-красный),
Y (желтый), GY (желто-зеленый), G (зеленый), BG (сине-зеленый), B (голубой), PB (фиолетово-синий), P (фиолетовый), RP (пурпурный). 10 оттенков каждого из основных цветов получили цифровые индексы от 1 до 10. Например, оттенок пурпурного цвета обозначается как 6RP 4/8, где 6RP — координата цвета, имеющего светлоту 4 и насыщенность 8.
Цветовая система Манселла основывалась на тщательных экспериментах по изучению цветового восприятия человека, т.е. она базировалась на достаточно серьезной научной основе, благодаря чему пережила многие системы того времени и до сих пор применяется в некоторых областях науки и производства.
Цветовые тела систем Оствальда и Манселла позволяют создавать ряды из оттенков цветов, у которых совпадение по одной из основных психофизических характеристик сочетается с равностепенным изменением двух других или совпадение двух характеристик сочетается с равностепенным изменением по третьей характеристике. Именно такие соотношения делают цветовую гамму гармоничной, так как при этих условиях соблюдаются законы цветовой гармонии — единство в разнообразии и упорядоченность всех элементов. Поэтому эти цветовые тела могут служить достаточно эффективным инструментом для поиска гармоничных цветовых сочетаний. Они содержат ограниченное, но при этом достаточное для любой практической работы художника или дизайнера количество оттенков цветов, что также является несомненным достоинством.
В числе оригинальных цветовых систем, разработанных в более позднее время, которые могут быть полезны для работы дизайнера и архитектора, одна из наиболее интересных — NCS (естественная система цвета); ее разработка проводилась в Швеции на протяжении нескольких лет (с 1967 г.). Система построена на естествен- ном восприятии цветов человеком в стандартизованных условиях. Такой подход называется «психометрией цвета». Шведские специалисты провели более 20 тыс. экспериментов, исследующих способности людей анализировать свое восприятие цвета. Теоретической основой системы стало учение немецкого физиолога Эвальда Геринга о «натуральных цветовых ощущениях», получившее название «теория оппонентных цветов». В противовес трехкомпонентной теории восприятия цвета Юнга–Гельмгольца Геринг утверждал, что в зрительном аппарате человека существуют три типа рецепторов, воспринимающих «оппонентные пары»: красный — зеленый, синий — желтый и черный — белый. Таким образом, желтый Э. Геринг считал четвертым основным цветом. Эта теория объясняет явление восприятия дополнительных цветов и эффект симультанного контраста. Новейшие исследования показали, что в зрительном аппарате имеются и рецепторы, воспринимающие три основных излучения, и цветооппоентные нейроны на более высоком уровне, поэтому современная теория восприятия цвета объединяет трихроматическую теорию и теорию оппонентных процессов. Согласно утверждению Геринга, что любой цвет определяется человеком под воздействием шести элементарных ощущений (черного, белого, желтого, синего, красного и зеленого), каждый цвет в системе NCS определяется степенью визуально ощущаемого соотношения в наблюдаемом цвете шести названных цветов. На этой основе разработан цветовой порядок и сконструировано цветовое тело, по форме сходное с двойным конусом Оствальда. Система NCS особенно удобна для практиков, работающих над
формированием цветов (рис. 4.4).
Оригинальную цветовую систему, принципиально отличающуюся от рассмотренных, предложил французский колорист Альбер-Ванель. Она представляет не систематику цветового множества, а систематику цветовых совокупностей, в которых все цвета объединены каким-либо общим качеством. Поэтому один и тот же цвет в этой системе может находиться в различных точках цветового пространства в отличие от традиционных систем, где каждый цвет находится в строго определенной точке. Множество цветовых совокупностей образует весь мир цвета — «цветовой космос», поэтому Альбер-Ванель назвал эти цветовые совокупности «планетами», а всю систему «планетарной». В центре каждой «планеты» находятся основные спектральные цвета или цвета более высокой насыщенности; на периферии — монохромный цвет, который и определяет качество, объединяющее все цвета данной «планеты». От центра к периферии расходятся лучи, на которых располагаются промежуточные цвета. Например, «в планете желтого» полихромия будет постепенно приобретать желтый оттенок, который, постепенно усиливаясь, станет доминирующим. Красные цвета будут постепенно превращаться в оранжевые, синие — в зеленые, фиолетовые постепенно исчезать, переходя в ахроматические. Затем останутся только оттенки желтого. Качеством, объединяющим цвета в «планете», может быть прозрачность, металлическое отражение, другие фактурные особенности материалов или поверхностей, флюорисцентность, изменение цвета по окрашенности и интенсивности и т.д. Факторов, влияющих на восприятие цвета, так много, что в «цветовом космосе» возможно открытие всё новых «планет». В общем пространстве системы «планеты» группируются относительно полюсов теплоты и холода, степени насыщенности и светлоты, а также по качествам материала — носителя цвета. Таким образом, в основе системы заложено различие цветов в зависимости от характера носителя цвета. Эта особенность отличает систему Альбера-Ванеля от других систем, в которых цветовое различие выражается только цифровыми показателями координат. Это большое достоинство, так как известно, что абсолютно одинаковые по всем трем основным параметрам излучения воспринимаются как разные цвета, если в одном случае — это свет, излучаемый источником света, в другом — свет, отраженный непрозрачным телом с матовой поверхностью, в третьем — с глянцевой поверхностью, а в четвертом — свет, пропущенный прозрачным телом.
Различные совокупности демонстрируют разные способы гармонизации множества цветов: контраст, нюанс, общий валёр и т.д. (о различных способах гармонизации цвета будет подробно рассказано в последующих лекциях).
«Планетарная» система позволяет классифицировать, упорядочивать и создавать гармоничные цветовые совокупности, она объективна, так как содержит совокупности всевозможных типов. Система может служить инструментом для решения художественно-эстетических задач в дизайне и архитектурной колористике.
Поскольку изготовление реального цветового тела было бы достаточно сложно, а практическое использование неудобно, на практике нашли применение так называемые цветовые атласы — систематизированные наборы разноокрашенных образцов, служащих цветовыми эталонами. По сути, они являются двухмерными изображения- ми сечений цветовых тел, произведенных в различных направлениях. Они просты и удобны в применении и широко используются в промышленности и художественной деятельности. В лучших атласах указывается соотношение красок для каждого образца, рецептура красок и способ их смешения для каждого эталона, спектральные характеристики каждого эталона и их координаты в международной системе цветовых измерений. Основные типы атласов печатаются на отражающей матовой поверхности, отражающей глянцевой поверхности и на прозрачной поверхности (окрашенные желатиновые фильтры). По специальному заказу атласы печатаются на различных материалах (подложках из металла, пластике, тканях и т.д.). Это связано с тем, что, как уже отмечалось выше, один и тот же цвет не одинаково воспринимается на раз- личных по фактуре и по физическим свойствам носителях. В настоящее время суще- ствует достаточно много различных вариантов цветовых атласов. Широко известен цветовой атлас Манселла. Он содержит 1325 образцов цветов на матовой бумаге и 1600 образцов на глянцевой бумаге. Атлас Оствальда в настоящее время используется реже. Соответственно приведенному выше описанию цветового тела Оствальда, он содержит (28´24) + 8 = 680 цветов. Атлас Оствальда издан фирмой «Container Corporation of America». Система цветов NCS, принятая в качестве национального стандарта в Швеции, Норвегии и Испании, также представлена в виде атласа, который содержит 1750 цветов. Крупнейший атлас, изданный корпорацией ICI, содержит 1379 образцов цвета и 19 серых фильтров (27580 возможных цветов). В нашей стране долгое время использовался атлас советского колориста Е.Б. Рабкина, построенный по тому же принципу, что и атлас Оствальда. Существуют и другие системы, основанные на тех же принципах: цветовая карта ДИН, разработанная профессором Рихтером; ПЦКС (Япония), «Колороид» венгерского колориста Немчича и т.д. В России используется в настоящее время «1000-цветный атлас стандартных образцов цвета», разработанный и выпускаемый НПО в НИИМ им. Менделеева.
Дата добавления: 2017-01-17; просмотров: 10391;