Итак, цветовой тон и насыщенность являются качественными характеристиками цвета. Их сочетание выражает восприятие качества цвета, которое обозначается термином «цветность».
Светлота как свойство хроматического или ахроматического цвета определяется близостью наблюдаемого цвета к белому или черному. Для ахроматических цветов светлота — единственная характеристика, по которой они различаются между со- бой. Синонимом термина «светлота» является термин «относительная яркость», так как для непрозрачных поверхностей с рассеянным отражением она будет выражаться отношением их яркости к яркости идеально белой поверхности, освещенной тем же светом, а для прозрачных тел — отношением яркости света, прошедшего через конкретное прозрачное тело, и яркости того же света, прошедшего через абсолютно прозрачное тело. Яркость поверхности прямо пропорциональна ее освещенности Е, то есть для непрозрачных поверхноcтей В = pЕ, для прозрачных поверхностей В = rЕ. Необходимо отметить, что как при очень высокой степени освещенности (дневное солнце), так и при очень низкой (сумерки), светлотные отношения цветов меняются по сравнению с теми, которые можно наблюдать при нормализованном освещении. При интенсивном солнечном свете все цвета теряют насыщенность, делаются белесоватыми или желтоватыми, сближаясь по светлоте, причем красный изменяется относительно меньше, а фиолетовый больше. При сумеречном освещении теплые, особенно красные тона, темнеют, а холодные — синие, голубые и фиолетовые светлеют. Синий цвет наш глаз различает даже тогда, когда другие цвета неразличимы из-за темноты. Это явление называется «эффект Пуркинье» по имени описавшего его ученого. Оно объяснятся тем, что максимум спектральной чувствительности глаза приходится днем на длину волны электромагнитных излучений 556 нм, а в сумерках — на длину волны 510 нм. В перовом случае работают рецепторы сетчатки глаза, воспринимающие цвет (колбочки), во втором подключаются рецепторы, определяющие светлотные характеристики (палочки).
Светлота одного и того же цвета на темном фоне будет восприниматься более высокой, а на светлом — пониженной из-за явления контраста, о котором подробно будет сказано ниже.
Определение «яркий» часто употребляется в значении «насыщенный» даже в отношении темных цветов. Хотя в соответствующем контексте смысл такого использования термина «яркость» может быть правильно понят, относительно терминологии, принятой в цветоведении, такое использование некорректно.
Светлоту (в отличие от цветового тона и насыщенности) называют количественной характеристикой цвета, так как она зависит от силы светового излучения. Однако на практике изменение светлоты цвета всегда ведет к изменению восприятия его насыщенности и оттенка. Вообще, все три характеристики цвета взаимозависимы — очень сложно изменить одну из них, не изменив одновременно хотя бы еще одну из двух других. Теоретически можно построить цветовой ряд из оттенков цветового тона с одинаковой светлотой и различной насыщенностью. Но практически всегда более насыщенный цвет будет казаться и более ярким (может быть, отсюда и происходит
путаница понятий «насыщенность» и «яркость»).
Специалист, работающий с цветом, должен владеть искусством точного подбора оттенков всех цветов в цветовой композиции для создания гармоничной цветовой гаммы и достижения определенных эффектов восприятия с учетом всех утилитарных и эстетических задач колористического решения в любом дизайнерском проекте или
для решения определенных творческих задач в произведении искусства. Моделирование цвета по трем основным характеристикам, позволяющее точно найти и зафиксировать любой оттенок любого цвета, является для художников и дизайнеров одним из важнейших средств создания художественной выразительности.
Создание равноступенных цветовых рядов, в которых цвета контрастны по одной или двум характеристикам и одновременно близки соответственно по одной или двум другим характеристикам, помогает достижению необходимого условия гармонизации — единства в разнообразии.
Цветовым рядом называется последовательность цветов, которые хотя бы по одной характеристике близки или тождественны, а две других закономерно изменяются от одного цвета к другому.
Цветовые ряды имеют свои названия в зависимости от того, какие характеристики в них изменяются:
– ряд с изменением по цветовому тону;
– ряд убывающей насыщенности (приглушение);
– ряд возрастающей светлоты и убывающей насыщенности (разбел);
– ряд убывающей светлоты и убывающей насыщенности (зачернение).
Дата добавления: 2017-01-17; просмотров: 2857;