Основные характеристики цвета — цветовой тон, насыщенность, светлота. Основные субъективные (психологические) и объективные (психофизические) характеристики цвета
Каждый человек определяет характер наблюдаемого цвета на основании своих субъективных ощущений и, хотя у людей с нормальным цветовым зрением эти ощущение при одинаковых условиях наблюдения практически совпадают, исследователи отмечают определенные субъективные отличия в восприятии цвета разными наблюдателями. Поэтому субъективные психологические характеристики цвета используются тогда, когда достаточно лишь приблизительно описать цвет. Основные субъективные характеристики цвета:
– цветовой тон — свойство цвета, указывающее на его сходство с каким- либо спектральным цветом или оттенком пурпурного цвета;
– насыщенность — качество цвета, характеризуемое ощущением доли чистого хроматического цвета, определяющего цветовой тон в наблюдаемом цвете;
– светлота — качество наблюдаемого цвета, определяемое ощущением большей или меньшей относительной яркости сравнительно с другими цветами при одинаковых условиях наблюдения (светлоту также можно определить как близость наблюдаемого цвета к белому или черному). Субъективные психологические характеристики зависят от качественных и количественных параметров электромагнитных излучений видимого диапазона, так как именно эти излучения и воспринимаются нашим зрительным аппаратом как определенный оттенок какого-либо спектрального или пурпурного цвета с больше или меньшей выраженностью этого цвета и определенной светлотой. Поэтому одни и те же термины — «цветовой тон», «светлота», «яркость» используются как в физике, так и в физиологии и психологии.
Психофизические характеристики цвета измеряются с помощью специальных приборов.
Основные психофизические характеристики цвета:
– цветовой тон, выражаемый длиной волны излучения, преобладающего в спектре данного цвета, а для оттенков пурпурного цвета, отсутствующего в спектре, — длиной волны дополнительного к нему зеленого (для отличия от зеленого отмечается штрихом). Длина волны измеряется в нанометрах (нм);
– чистота цвета, выражаемая процентным содержанием чистого спектрального или пурпурного цвета, определяющего цветовой тон данного цвета;
– светлота (относительная яркость) — для поверхностей непрозрачных тел с рассеянным отражением выражается коэффициентом отражения p в %, для прозрачных тел коэффициентом пропускания r в %;
– яркость — величина, характеризующая интенсивность свечения, представляет собой отношение силы света, излучаемого, отражаемого или пропускаемого поверхностью к площади ее проекции на плоскость, перпендикулярную оси наблюдения, выражается в нитах (нт).
Цветовой тон является важнейшим параметром, определяющим наблюдаемый цвет как оттенок какого-либо спектрального или пурпурного цвета. Поток электромагнитных излучений, имеющих одну длину волны, называется монохроматическим. Абсолютно чистое спектральное излучение можно получить только в лабораторных условиях. В природе восприятие любого цвета создается смешанным излучением, в котором цветовой тон определяется преобладающим излучением. При этом одинаковое ощущение цвета может возникать под воздействием излучений различного состава. Цвета различного спектрального состава, вызывающие одинаковые зрительные ощущения, называются метамерами.
Насыщенность — вторая качественная характеристика цвета, определяется числом порогов различения данного цвета от ахроматического тона, равного ему по светлоте. Наиболее насыщенным среди всех оттенков цвета, имеющих общий цветовой тон, всегда будет спектральный цвет. Однако различные спектральные цвета имеют разную светлоту и по этой причине разное число порогов различения отличия от ахроматического. В этом смысле спектральные цвета имеют разную насыщенность (синий более насыщен, чем желтый).
Чистота цвета, выражаемая количеством энергии монохроматического излучения, которое в сочетании с ахроматическим воспроизводит данный цвет, является количественным выражением зрительного ощущения насыщенности цвета. При этом чистота всех спектральных цветов считается равной 1,00 (Р = 100 %), а ахроматического тона равной 0,00 (Р = 0 %). Термины чистота и насыщенность часто употребляются как имеющие одинаковое значение, однако на самом деле они взаимозависимы, но не тождественны. Термином «чистый цвет» в колориметрии называется монохроматическое излучение. На практике с этой точки зрения абсолютно чистыми могут быть признаны только первичные цвета. В практической работе с цветом термин «чистота» часто используется для обозначения несмешанности краски. В полиграфии понятия «чистота цвета» и «чистота краски», как правило, совпадают, так как при печати используются основные цвета. В живописи и отделочных работах «чистая», то есть не смешанная с другими краска может иметь малонасыщенный цвет. Например, чистая охра — ненасыщенный коричнево-желтый цвет.
Термин «насыщенность» в практической работе может употребляться для обо- значения насыщенности красочного раствора пигментом. Здесь также нужно иметь в виду разницу понятий «насыщенность краски» и «насыщенность цвета», так как раз- личные пигменты отличаются по степени насыщенности цвета.
Часто вместо термина «насыщенность» используется термин интенсивность. При такой замене также требуется уточнение, так как интенсивность — понятие, относящееся и к физике, и к психологии цвета — обозначает характер впечатления не только выраженности по цветовому тону, но и относительной яркости цветов. При этом один цвет может быть светлее другого, но менее насыщенным. Вывод: из двух цветов, равных по светлоте, интенсивнее будет тот, который более насыщен, а из двух цветов, равных по насыщенности — тот, который светлее.
Усложняет понимание термина «насыщенность» и то, что часто уменьшение насыщенности связывают с разбелом, высветлением, а темные цвета и оттенки, наоборот, называют более насыщенными. Такую трактовку можно встретить в современных публикациях, хотя еще в перовой половине ХХ века профессор Леопольд Рихтер в книге «Основы учения о цветах» заметил, что при таком подходе не ясна разница между насыщенным светлым цветом (желтым) и разбеленным или между насыщенным темным цветом (синим) и зачерненным. На самом деле, исходя из при- веденного выше определения насыщенности как степени выраженности цветового тона, слегка разбеленный красный цвет, например, будет более насыщенным, чем сильно зачерненный.
При пониженной освещенности число различимых цветов и число градаций насыщенности одного цветового тона для несамосветящихся тел уменьшается.
Дата добавления: 2017-01-17; просмотров: 5044;