Исходный материал для селекции
Существующий генофонд рода Larix Mill, на территории России и бывшего Советского Союза изучался многими исследователями (В.Н. Сукачев, 1924; Н.В. Дылис, 1947, 1961; А.И. Ирошников, 1977, 1982, 1995; В.П. Путенихин, 1993, 2000; V.P. Putenikhin, О. Martinsson, 1995; А.Р. Abaimov et al., 1998).'Обобщенную характеристику по разным видам на основе собственных исследований и данных других авторов приводит А. И. Ирошников (1995). Он отмечает, что общее число видов лиственницы, признаваемое отдельными систематиками, изменяется от 6 до 29, а произрастающих на территории бывшего СССР — в пределах 3-15. Генофонд лиственниц изучен с разной полнотой, однако, имеющиеся сведения о формовом разнообразии наиболее ценных видов являются достаточной основой для планомерного использования их генотипического потенциала. У всех видов Larix 2n=24 хромосомы. Отдельные полиплоидные особи, обнаруженные у некоторых видов Larix, как и у Abies, Picea и Pinus, часто имеют аномальные морфологические признаки и, как правило, не достигают взрослого состояния (Е.Н. Муратова, М.В. Круклис, 1988).
Абсолютное господство в лесах России принадлежит трем видам — лиственнице сибирской, даурской (Гмелина) и Каяндера. Другие виды имеют сравнительно небольшой ареал (лиственница Сукачева, курильская и Чекановского) или занимают крайне ограниченные разрозненные участки (лиственница ольгинская, Любарского, европейская, польская и приморская). Такие виды, как лиственница японская, американская, западная, Рупрехта и Потанина, представлены лишь искусственными насаждениями или отдельными деревьями в ботанических садах и парках. Лиственница Лайэля, аляскинская, Гриффитса и Мастерса до последнего времени в СНГ практически не интродуцировалась.
Лиственница Сукачева — Larix sukaczewi Dyl. Вид занимает довольно ограниченные экологические ниши на Северо-Востоке Европы и в Зауралье — в районах с умеренно-континентальным климатом. Ареал лиственницы Сукачева отнесен АП. Ильинским к типу сокращающегося сетчатого (или регрессирующего продырявленного). По ряду морфологических признаков и биологических свойств она четко отличается от своих ближайших «соседей»; лиственницы польской — с юго-запада и сибирской — с востока. С последней лиственница Сукачева практически контактирует лишь с северовосточной части своего ареала — в низовьях р. Оби. Здесь более ярко выражена зона интрогрессии этих двух видов по сравнению со средне- и южно-таежными и лесостепными районами обширной Западно-Сибирской низменности, где они вкраплены фрагментарно среди темнохвойных, сосновых, осиновых и березовых лесов. Причем для лиственницы Сукачева характерны сравнительно более «теплые» местообитания, чем для лиственницы сибирской. Следует также отметить, что В.Н. Сукачев эту лиственницу рассматривал как экотип лиственницы сибирской (pec. rossica Skz.), произрастающий на северной и северо-восточной части европейской территории России западнее Урала, и как самостоятельный вид не выделял.
Первоначально лиственница Сукачева характеризовалась как сравнительно мономорфный вид, со слабой внутри- и межпопуляционной изменчивостью. Более детальное изучение ее природных популяций показало дифференциацию генотипического состава лиственничников в разных регионах страны.
Наряду с выделением по комплексу морфологических признаков региональных рас, существует и дифференциация вида на ряд климатических экотипов: зонально-провинциальных — на северо-востоке Европы, и зонально-поясных — на Урале.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 586;