Психодраматический подход
К нему следует отнести ролевые игры и различные психодраматические техники (Д. Киппер, Дж. Морено и др.).
Целью психодрамы является пробуждение спонтанности человека, которая находит выражение в акте творчества, т. е. проявлении некой модели поведения в ситуации «здесь и теперь». Целительный, коррекционный и развивающий эффекты психодрамы достигаются за счет катарсиса — снятия напряжения — и использования ролевых игр, включающего обучение спонтанности и расширение имеющегося ролевого репертуара (возможен даже отказ от некоторых ролей).
В разрабатываемой в настоящее время теории ролевых игр и психодрамы Д. Киппера выделены основные принципы использования ролевых игр.
1. Ролевые игры основаны на конкретном описании. Подразумевается, что пациенты представляют свои конфликты в некоем сценическом действии, а не рассказывают о них. Конкретизация достигается также за счет того, что с помощью вспомогательных лиц (членов группы) и необходимых предметов, часто символических, моделируется фактор окружающей среды.
2. Разыгрываемое поведение должно быть аутентичным, т. е. воссозданное пациентом описание должно достоверно отражать его психологическое состояние в момент развертывания ситуации.
3. Терапия посредством клинических ролевых игр использует выборочное усиление (фокусировку).
4. Ролевые игры помогают расширить познавательные возможности. В отличие от реальной ситуации, где различные факторы сдерживают проявление открытых эмоциональных реакций и новых форм поведения, имитируемая ситуация является защищенной и безопасной для человека, что дает новый шанс психологической и социокультурной реинтеграции.
Ролевые игры включают последовательность взаимосвязанных разыгрываемых эпизодов. Классический психодраматический сеанс состоит из трех стадий — разогрева, действия и взаимодействия с группой (обмен чувствами), или завершающей стадии. Обычно во время одного сеанса директор группы (у психодраматистов так называется ведущий группы) выбирает одного протагониста и путем последовательной смены сцен — от достаточно нейтрального эпизода, используемого для разогрева, до кульминационной сцены, вскрывающей проблему и достигающей катарсиса, — организует психотерапевтический процесс.
Одной из важнейших задач завершающей стадии сеанса является развитие у пациента способности понимать себя, свое поведение и воздействие на окружающих. Это достигается в психодраме с помощью двух форм интерпретации — в первую очередь языком действий и вербализацией.
Количество техник, применяемых в психодраме и ролевых играх, чрезвычайно велико, вероятно, более тысячи, тем не менее можно выделить группу базовых техник, универсальных по возможности их приложения к психологическим или поведенческим проблемам.
Киппер выделяет девять специальных базовых техник.
1. Представление самого себя (самопрезентация) — серия коротких ролевых действий, в которых протагонист изображает самого себя или кого-то очень важного для себя.
2. Исполнение роли — имитация поведения какого-либо человека или акт принятия роли части тела, животного, неодушевленного предмета или даже роли представления или понятия (например, страх, смерть, неуверенность).
3. Диалог — изображение в ролевых играх взаимоотношений между реальными людьми, где каждый играет самого себя (например, в семейной психотерапии).
4. Монолог — проговаривание своих чувств и мыслей вслух, очень часто — во время движения по кругу.
5. Дублирование — техника, при которой вспомогательное лицо играет дублирующую роль протагониста одновременно с ним, пытаясь стать его «психологическим двойником».
6. Реплики в сторону — в ситуации ролевой игры, в которой протагонист общается со вспомогательным лицом и говорит вслух, что он действительно думает, чувствует или собирается делать.
7. Обмен ролями — одно из самых важных и сильных психотерапевтических средств. В этой технике на короткое время два человека меняются местами физически: так, что А становится Б и наоборот. При этом каждый перенимает позу, манеры, душевное и психологическое состояние другого.
8. Техника пустого стула — метод, активно применяемый и в психодраме, и в гештальттерапии. Протагонист взаимодействует с воображаемым персонажем или явлением, представленным одним или несколькими пустыми стульями, в форме монолога или — чаще — обмена ролями.
9. Техника зеркала — осуществляется вспомогательным лицом, исполняющим роль протагониста в течение короткого времени, а протагонист наблюдает за ним, удалившись из пространства действия.
Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 1838;