Соотношение в человеке биологического и социального
«Человек разумный» – уникальная жизненная форма, соединяющая биологическую и социальную сущность. Биологическая составляющая человека основана на фундаментальных биологических механизмах. Социальная сущность включает систему материальных и духовных факторов, межличностных и психоэмоциональных отношений, возникающих в совместной трудовой деятельности.
Биологическое и социальное находятся в человеке в диалектическом единстве. Младенец в животных условиях существования, даже если и выживет, однако не станет человеком. Для этого ему необходимо пройти определенный период социализации, причем в строгие временные рамки. Если пропустить срок ранней социализации, генетические предпосылки становления личности не успеют реализоваться. Ярким примером могут служить случаи, когда младенцы силой обстоятельств попадали в джунгли и проводили среди зверей несколько лет. После возвращения в общество людей они уже не могли в полной мере наверстать упущенное, овладеть речью, приобрести достаточно сложные навыки человеческой деятельности, у них плохо развивались психические функции человека. Это свидетельствует о том, что характерные черты человеческого поведения и деятельности приобретаются только через передачу социальной программы в процессе воспитания и обучения.
Вопрос о соотношении в человеке биологического и социального всегда интересовал ученых. Существуют две противоположные точки зрения о закономерностях становления личности: панбиологизм и пансоциологизм.
Панбиологизмвсе особенности человека объясняет его биологической сущностью, наследственными генетическими программами. Пансоциологизмутверждает, что наследственные факторы у всех людей одинаковы, а индивидуальные особенности развиваются под действием общественных отношений, обучения, воспитания.
Свойства человека, как и других существ, во многом определены генотипом. Уже при рождении человек получает ту или иную биологическую наследственность, которая в виде задатков зашифрована в генах. По мнению некоторых ученых, в какой-то мере по наследству передается и одаренность людей в различных видах деятельности. Однако отсюда не следует делать вывод о только природной обусловленности способностей человека. В общем виде способности сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека).
Психология утверждает, что для развития личности необходимо иметь активную жизненную позицию, осуществлять выбор в силу внутренней необходимости, уметь оценить последствия принятого решения и держать за них ответ перед собой и обществом. В то же время личность обладает свободой выбора, и именно здесь сказывается внутреннее Я человека.
Эволюция человека отличается от эволюции любого другого биологического вида. Особенность эволюции человека заключается в наличии наследственности двух типов: генетической и социальной. Генетическая наследственность традиционна для всего мира живого и проявляется через гены и передачу биологически целесообразной информации. Социальная наследственность проявляется исключительно в человеческом обществе через передачу и освоение индивидом знаний в процессе воспитания и обучения.
Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в пределах которого биологическая изменчивость проявилась в существовании трех рас: европеоидной (евразийской), австрало-негроидной (экваториальной) и монголоидной (азиатско-американской).
Раса – исторически вложившаяся группа людей, характеризующихся общностью наследственных физических особенностей, являющихся второстепенными. В результате усиления взаимодействия между народами начинается метисация – смешение рас, что в конечном итоге приведет к исчезновению расовых различий. Таким образом, следует констатировать, что второй фактор биологической эволюции – изменчивость – в отношении современного человека исчезает.
Биологическим процессам принадлежит фундаментальная роль в обеспечении жизнеспособности и развития любого организма. Но в популяции людей эти процессы не приводят к результатам, обычным для остального мира живого - к естественному отбору. Естественный отбор уступил место социальным факторам.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 638;