Глобальный эволюционизм
В конце XX в. в естествознании сформировались теоретические и методологические средства создания универсальной модели эволюции, выявления общих законов природы, связывающих в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и нашей планеты (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и возникновение человека и общества (антропосоциогенез). Такой моделью является концепция глобального эволюционизма. Эта концепция позволяет преодолеть границы узкодисциплинарных подходов, которые характерны для классического и даже неклассического естествознания, дает ключ к пониманию процессов всеобщей эволюции. С помощью глобального эволюционизма в науке удалось преодолеть пропасть между живой и неживой природой, объяснить происхождение жизни без обращения к сверхъестественным силам.
В основе схемы глобального эволюционизма лежат следующие принципы:
· Вселенная - это единая саморазвивающаяся система;
· эволюция систем носит направленный характер: развитие идет по пути усложнения систем, роста их разнообразия и уменьшения их стабильности;
· во всех эволюционных процессах неизбежно присутствуют случайные факторы, влияющие на направление эволюции;
· во Вселенной господствует наследственность: настоящее и будущее зависят от прошлого, но не определяются им однозначно;
· динамику мира можно представить как постоянный отбор, когда из множества виртуальных состояний система избирает наиболее осуществимые;
· принцип отбора допускает существование бифуркационных состояний (разветвлений), в результате которых последующая эволюция оказывается принципиально непредсказуемой в силу случайных факторов, действующих в период перехода системы из одного состояния в другое.
В концепции глобального эволюционизма важное место занимает антропныгй принцип, согласно которому возникновение человечества стало возможным в силу определенной структуры нашей Вселенной, заданной в первые мгновения после Большого Взрыва. Существуют различные версии антропного принципа. В 1973 году Б.Картер предложил сильный и слабый антропный принципы. Согласно слабому антропному принципу «наше положение во Вселенной с необходимостью является привилегированным в том смысле, что оно должно быть совместимо с нашим существованием как наблюдателей» (Б.Картер). Это означает, что человек воспринимает мир из определенной, выделенной во временном смысле области Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.
Формулировка сильного антропного принципа: «Вселенная должна быть такой, чтобы в ней на некотором этапе эволюции допускалось существование наблюдателей». Иначе говоря, с самого начала существования нашей Вселенной все необходимые физические и космологические параметры совпали таким образом, чтобы в мире появился наблюдающий разум, т. е. человек. Сильный антропный принцип подчеркивает нетипичность нашего мира.
Современными учеными и философами вводится допущение существования множества миров, основанных на тех же физических законах, что и наша Вселенная, но с другими численными значениями физических констант, так называемая концепция «ансамбля вселенных». В каждой вселенной этого множества реализуется определенный набор физических параметров. Существование наблюдающего разума возможно только в тех вселенных, где существует набор физических констант со строго определенными значениями. Весь необходимый для существования разума набор условий реализовался в нашей Вселенной. Речь идет о таких физических параметрах, как константы гравитационного, слабого, электромагнитного и сильного взаимодействий, массы основных элементарных частиц протона, нейтрона и электрона, постоянная Планка h, гравитационная постоянная G, скорость света с и заряд электрона. Значения этих констант были установлены экспериментально. Как показывают математические расчеты, даже незначительное изменение этих физических параметров приводит к изменению структуры Вселенной. В ней становится невозможным существование атомных ядер, самих атомов, звезд или галактик и, следовательно, жизни.
Содержание антропного принципа в том, что возникновение человечества (познающего субъекта) стало возможным в силу того, что свойства нашей Вселенной именно таковы, какими они являются. Если бы они были иными, Вселенную просто некому было бы познавать. Не мир таков, потому что в нем существует человек, а человек существует во Вселенной потому, что в ней реализовались определенные условия.
Данный принцип указывает на единство закономерностей исторической эволюции Вселенной и эволюции органического мира вплоть до антропосоциогенеза. Согласно этому принципу существует некоторый тип универсальных системных связей, определяющих целостный характер существования и развития нашей Вселенной.
В настоящее время идея глобального эволюционизма — это не только констатирующее положение, но и научная парадигма. В концепции глобального эволюционизма мир предстает как прогрессивно развивающаяся система, в которой все этапы эволюции подчиняются единым закономерностям. Концепция позволяет осознать место Человека в физическом мире и дает ключ к теоретическому и мировоззренческому обоснованию программ и проектов будущей деятельности человеческой цивилизации.
Выводы
1. Антропология - отрасль естествознания, изучающая происхождение и эволюцию человека, соотношение в нем биологического и социального. Концепции происхождения человека: креационизм, эволюционная, трудовая, мутагенеза, панспермии.
2. Линия эволюции человека выстраивается следующим образом: «человек умелый» (автралопитек), «человек прямоходящий» (питекантроп и синантроп), «человек неандертальский», «человек разумный» (кроманьонец). Начиная с кроманьонца, человек не изменялся генетически, в то время как его социальная эволюция продолжалась.
3. Сходство человека и животных проявляется в одинаковом элементном составе организмов, аналогичных органах и тканях, схожем развитии зародышей. Вместе с тем выделяется целый ряд различий: прямохождение, разделение функций верхних и нижних конечностей; развитие головного мозга; понятийное мышление, наличие речи; трудовая деятельность, в том числе разделение труда; использование огня; семейно-брачные отношения.
4. Человек уникален, так как в нем сочетаются биологическая (генотип) и социальная составляющие. Существуют два подхода к объяснению сущности личности – панбиологизм и пансоциологизм. В общем виде способности человека сводятся к единству трех факторов: биологического (задатки), социального (воспитание) и психического (внутреннее Я человека).
5. Современное человечество представляет собой один вид – Homo sapiens («человек разумный»), в развитии которого проявляются особенности факторов эволюции: не только генетическая, но и социальная наследственность; исчезновение изменчивости из-за метисации; замена естественного отбора социальными факторами.
6. Глобальные экологические проблемы диктуют необходимость замены традиционного экстенсивного пути общественного развития интенсивным. Одной из основных концепций эволюции человечества является устойчивое развитие, переход к которому учитывает интересы не только нынешнего, но и будущих поколений.
7. Концепция глобального эволюционизма является универсальной моделью эволюции и связывает в единое целое происхождение Вселенной (космогенез), возникновение Солнечной системы и планеты Земля (геогенез), возникновение жизни (биогенез) и возникновение человека и общества (антропосоциогенез).
8. Концепция глобального эволюционизма позволяет осознать место Человека в физическом мире и дает ключ к мировоззренческому обоснованию проектов деятельности цивилизации. В эволюции важную роль играет антропный принцип, согласно которому человек воспринимает мир из определенной области Вселенной, в которой сложились условия, необходимые и достаточные для существования наблюдающего разума.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 915;