Права и свободы в теории конституционализма
Права и свободы человека можно рассматривать как основу конституционализма. Ведь главный смысл создания конституций изначально состоял в защите прав и свобод личности.
Идея о том, что все люди от рождения равны и равноправны и что им в силу рождения принадлежит ряд неотчуждаемых, естественных прав (прав человека), легла в основу первых конституций, принимавшихся в ходе Английской, Американской и Французской революций ХVII-ХVIII вв.
Права граждан связаны с принадлежностью лица к конкретному государству. Во многих конституциях различие между правами человека и гражданина проводится в самих формулировках («каждый», «все», «никто» - «граждане»).
Юридическое различие между правом (субъективным) и свободой провести трудно, так как и то и другое есть мера возможного поведения лица. К примеру, французская Декларация прав человека и гражданина 1789 (ст. 4) гласит: «Свобода состоит в возможности делать все, что не приносит вреда другому».
Все же, когда речь идет о субъективном праве, предполагается наличие более или менее определенного субъекта, на котором лежит соответствующая этому праву обязанность. Например, право на охрану здоровья предполагает наличие определенных учреждений здравоохранения (прежде всего – государственных), дающих возможность реализовать такое право.
Когда говорится о свободе, имеется в виду запрещение эту свободу отрицать или ограничивать, обращенное к неопределенному кругу субъектов, обязанных уважать данную свободу, то есть практически к любому нарушителю свободы. Лицо, чья свобода нарушена, вправе требовать защиты у государства от любого субъекта, нарушителя свободы.
Существует два основных способа конституционного формулирования прав и свобод – позитивный и негативный.
При позитивномспособе конституция устанавливает или констатирует, что субъект обладает определенным правом.
Негативный способ представляет собой конституционное запрещение любому субъекту нарушать или ограничивать определенное право или определенную свободу.
Поскольку права и свободы реализуются в обществе, то неизбежными являются определенные ограничения прав и свобод, которые диктуются необходимостью уважения таких же прав и свобод других людей. Формулы ограничений конституционных прав и свобод разнообразны.
Генеральные клаузулы – это общие оговорки в текстах конституций, предусматривающие возможность ограничений прав и свобод.
Существуют и конкретные оговорки, относящиеся к отдельным правам и свободам.
Вместе с тем, демократические государства не допускают дискриминацию,то есть законодательное ограничение прав, не соответствующее общечеловеческим ценностям. Наиболее существенными формами дискриминации являются апартеид– ограничение прав по расовому признаку и сегрегация – разделение белых и цветных в местах общественного пользования. Достаточно распространенным явлением, которое особенно характерно для мусульманских государств, является неравноправие женщин и мужчин. В слаборазвитых государствах распространено такое явление, как трайбализм, т.е. предоставление льгот по признаку принадлежности к определенному племени или племенному клану.
В демократических государствах обеспечиваются различные виды гарантий конституционных прав и свобод.
Социально-экономические гарантии связаны, прежде всего, с обладанием собственностью.
Политические гарантии принято связывать с различными формами осуществления власти народа.
Важнейшей юридической гарантией является существование правового государства. Особое значение придается судебной защите прав и свобод.
Защита конституционных прав граждан является обязанностью органов конституционного контроля и омбудсманов.
В случае, если государство является участником соответствующей международной конвенции и если исчерпаны все возможные способы защиты прав внутри государства, граждане могут обращаться в международные организации, такие как Комитет ООН по правам человека и Европейский суд в Страсбурге.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 970;