Выявление намерения начать войну.
При выявлении возможности войны должно приниматься во внимание следующее:
· возможные поводы к войне (они необходимы для ее пропагандистского обеспечения);
· обстоятельства, которые могут привести к случайному столкновению, способному перерасти в полномасштабный военный конфликт;
· военные настроения;
· заблаговременные военные приготовления;
· непосредственные военные приготовления.
Заблаговременные военные приготовления:
· развитие отраслей науки, обеспечивающих вооружение, ведение войны;
· развитие отраслей промышленности, производящих средства ведения войны;
· расширение производства продукции двойного применения (т. е. военного и невоенного);
· стремление к самообеспечению основными видами сырья;
· создание запасов сырья, в отношении которого самообеспечение невозможно;
· строительство зданий, сооружений, коммуникаций с расчетом на то, чтобы эти объекты меньше страдали в боевых действиях и могли использоваться в военных целях.
Указанные приготовления имеют место лишь в предположении БОЛЬШОЙ войны. Нападение на слабого противника таких приготовлений не требует.
Возможные действия государства, готовящего нападение:
· усиление недружественной пропаганды;
· высказывание конкретных обвинений и требований;
· активизация недружественной дипломатической деятельности;
· расширение разведывательной и подрывной деятельности;
· минимизация количества своих граждан, транспортных средств, денежных вкладов и т. п., находящихся в стране, на которую предполагается напасть;
· передислокация военных частей.
Сторона, вознамерившаяся напасть, может осуществить часть подготовительных мероприятий под каким-нибудь предлогом (или осуществить разные мероприятия под разными предлогами).
Недружественная пропаганда, которая была бы полезна как средство обеспечения начала войны, зачастую имеет место и в ситуациях, когда военные действия не планируются. Сильная сторона потенциального вооружённого конфликта может доводить недружественную пропаганду до высокого уровня накала для того, чтобы оказать дипломатическое давление, а не для того, чтобы подготовить своё общество к началу военных действий.
Вообще, все непосредственные приготовления к войне со стороны заведомо более сильного противника могут быть инструментом давления, а не подготовительной фазой войны, тогда как противник, который не имеет явного превосходства в силе, при отсутствии значительной военной угрозы будет избегать выглядеть непосредственно готовым к боевым действиям.
При правильной организации военного дела государство способно начать войну совершенно внезапно, без сколько-нибудь значительной непосредственной подготовки, а необходимые меры обеспечения военных действий принять уже после их начала. При таком подходе возможность своевременного обнаружения угрозы будущей жертвой нападения минимальна.
Очень важное значение имеет то, как примут войну другие государства: требуется, чтобы они не были настроены решительно вступиться за жертву нападения. Поэтому политическая изолированность государства - наиболее существенный признак того, что риск нападения на это государство велик.
При оценивании возможности войны следует делать скидку на некоторую иррациональность политики: субъекты далеко не всегда поступают сообразно своей наибольшей выгоде - такой, какой она выглядит со стороны.
Мониторинг.
Дата добавления: 2017-01-13; просмотров: 641;