Философские основы научного поиска. Теоретические подходы, составляющие общенаучный уровень методологии педагогики. Сущность конкретно-научного и технологического уровней

 

Философский уровеньметодологии составляют общие принципы познания и категориальный аппарат науки в целом. Философский уровень выступает как содержательное основание всякого методологического знания, определяя мировоззренческие подходы к процессу познания и преобразования дей­ствительности. В настоящее время одновременно сосуществуют различные философские учения, выступающие в качестве методологии различных чело-вековедческих наук, в том числе и педагогики: экзистенциализм, неотомизм, неопозитивизм, прагматизм, диалектический материализм и др.

Экзистенциализм, или философия существования, переживания челове­ком своего бытия в мире. Основное понятие экзистенциализма – суще­ствование (экзистенция) – индивидуальное бытие человека, погруженного в свое Я. Экзистенциалисты отрицают существование объективных истин и объективного знания. По их мнению, объективный мир существует лишь благодаря бытию субъекта. Внешний мир таков, каким его воспринимает внутреннее Я каждого.

Экзистенциалисты считают, что в современном мире происходит де­формация, отчуждение личности, теряется ее своеобразие. Выход из этого положения возможен в том случае, если индивид научится творить себя сам. Поэтому цель обучения состоит в том, чтобы научить обучающихся творить себя как личность; учить их так, чтобы они сами создавали себя. Ведущую роль при этом играет не разум, а чувства, мечта, вера. Экзистенциализм является, таким образом, философским основанием индивидуализации обучения.

Неотомизм – учение, согласно которому мир двойствен, состоит из ду­ховного и материального мира. Духовный мир имеет более высокую ценность, так как он более благородный, более богатый. Это мир Бога, сотворенный для вечной жизни. Материальный мир – это мир низшего ранга, он мертв, не имеет цели и сущности, его изучением занимается наука. Наука собирает эмпирические данные, но она не способна раскрыть сущность мира, определенную Богом. Поэтому, считают неотомисты, высшая истина постигается только «сверхразумом», посредством приближения к Богу и постижения данного им откровения.

Неотомисты доказывают ведущую роль религии в воспитании подрастаю­щих поколений, обвиняют школу в излишней рациональности, в том, что она предала забвению досознательное стремление приблизиться к Богу, а именно на этом уровне находятся источники счастья, любви, свободы и смысла жизни.

Позитивизм –учение, признающее верным и испытанным только то, что получено с помощью естественных наук и количественных методов. То есть они абсолютизируют естественные науки и методы, применяемые ими. Позитивисты объявляют псевдонаучными проблемы, связанные с развитием общества, социальными противоречиями. Обществознание они относят к области мифологии, признавая наукой лишь математику и естествознание.

Современный неопозитивизм, оставаясь по своей сути позитивизмом, вобрал в себя некоторые современные понятия и идеи. Неопозитивизм занял видное место в современной философии. Слабость педагогики неопозитивисты видят в том, что в ней доминируют бесполезные идеи и абстракции, а не реальные факты. Они отдают предпочтение методам познания, а не содержанию образования. Главное, считают они, «не знания, а методы их приобретения». Эту позицию разделяют в наши дни некоторые крупные ученые – химики, физики, математики, оказавшие существенное влияние на перестройку содержания естественно-математического образования.

Прагматизм – философское течение, возникшее в связи с тем, что быст­рые темпы развития науки, техники, промышленности подорвали основы абсолютного идеализма, который уже не мог противостоять материализму. Сторонники этого течения считают, что прагматизм – новая философия, стоящая вне идеализма и материализма. Главное, утверждают они, – это «опыт», «дело» (от греч. pragma). Познание действительности прагматисты сводят к индивидуальному опыту человека. Нет объективного научного знания. Всякое знание истинно, если оно получено в процессе практической деятельности человека и полезно для него.

Прагматисты считают индивидуальный опыт ребенка основой учебного процесса. Поэтому обучение и воспитание должны быть направлены на возбуждение интереса детей к учению, развитию их активности.

Диалектический материализм – философское учение об общих законах движения и развития природы, общества и мышления. Основные положения диалектического материализма сводятся к тому, что материя первична, а сознание вторично. Сознание возникает в результате развития материи и является его продуктом. Явления объективного мира и сознания детерминированы, т. е. причинно обусловлены. Предметы и явления развиваются, изменяются, находятся в состоянии движения.

Представители этого учения распространяют материализм на понимание истории общества, обосновывают роль общественной практики в познании.

В философии диалектического материализма важное место занимают законы диалектики: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Диалектический материализм в педагогике проявляется в том, что лич­ность признается объектом и субъектом общественных отношений. Ее развитие детерминировано внешними обстоятельствами и природной организацией человека. Ведущая роль в развитии личности принадлежит воспитанию, которое представляет собой сложный социальный процесс, имеющий исторический и классовый характер. Личность проявляется и формируется в деятельности. Личность и деятельность человека находятся в единстве.

Общенаучный уровень методологии. В его основе лежат концепции, научные подходы, применяемые во многих науках.

Общенаучный уровень методологии ориентирует исследователя и прак­тика подходить к явлениям жизни как к системам, имеющим определенное строение и свои законы функционирования.

Системный подход – относительно самостоятельные компоненты рассматриваются не изолировано, а во взаимосвязи, развитии, движении.

Личностный подход – ориентация при конструировании и осуществлении педагогического процесса на личность как цель, субъект, результат и главный критерий его эффективности. Признание уникальности, интеллектуальной и нравственной свободы, права на уважение.

Деятельностный подход – рассмотрение исследуемого объекта в рамках системы деятельности, ее генезиса, эволюции, развития. Деятельность как форма активности человека, выражающаяся в его исследовательском, преобразующем и практическом отношении к миру и самому себе – ведущая категория деятельностного подхода. В процессе формирования личности с позиций деятельностного подхода ведущими факторами становятся труд, игра, обучение и общение.

Полисубъектный (диалогический) подход – личность обретает свое «человеческое» содержание в общении с другими; она есть продукт и результат общения с окружающими. Личность – носитель взаимоотношений и взаимодействий социальной группы.

Аксиологический (ценностный) подход – признание и реализация в обществе ценностей человеческой жизни, воспитания, обучения, педагогической деятельности, образования в целом.

Культурологический подход – обусловлен объективной связью человека с культурой как системой ценностей. Человек осваивает культуру, развивается на ее основе и творит ее новые элементы (творческая личность и субъект культуры).

Этнопедагогический подход – предполагает организацию и осуществление процесса воспитания с опорой на национальные традиции народа, его культуру, национально-этническую обрядность, обычаи, привычки.

Антропологический подход – это системное использование данных всех наук о человек и их учет при построении и осуществлении педагогического процесса. В этом смысле рассматриваются такие антропосистемы как учащийся, педагог, ученический и педагогический коллективы. Это есть открытые, саморазвивающиеся личностные и социальные системы.

Конкретно-научный уровень методологии. Совокупность методов, принципов исследования и процедур, применяемых в той или иной специальной научной дисциплине. Методология конкретной науки включает в себя как проблемы, специфические для научного познания в данной области, так и вопросы, выдвигаемые на более высоких уровнях методологии. Например, проблемы системного подхода или моделирования в педагогическом исследовании.

Технологический уровень методологии составляет методика и техника исследований, т. е. набор процедур, обеспечивающих получение достоверных знаний (эмпирического характера) и их первичную обработку, после которой они могут включаться в массив научного знания. На этом уровне методологическое знание носит четко выраженный нормативный характер.

 








Дата добавления: 2016-05-11; просмотров: 3766;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.011 сек.