Модернизм в европейской культуре начала XX века
Первая мировая война (1914-1918) стала водоразделом между двумя культурными вехами. Происходила переоценка гуманистических ценностей, завоеваний предшествующей эпохи. Как никогда стали актуальными ницшеанских идеи в обществе: "все боги мертвы", и, как следствие, происходит все большая дискредитация христианских ценностей. Французский поэт и философ Поль Валери называет происходящее «величайший умственный разброд, агония европейской души».
Мировая война воспринимается как крушение всей цивилизации. Распространение пессимистических идей в обществе, философии, культуре, популярность философских концепций о закате западной цивилизации, о конце нового времени, о приходе нового средневековья.
Интерес деятелей искусства смещается от общественных проблем в мир частной жизни, интимных переживаний, в мир внутренней реальности ("эскапизм").
Наряду с этим продолжается поиск новых форм художественной выразительности. В искусстве XX века возникают новые модернистские течения (имажизм, дадаизм, экспрессионизм, сюрреализм и др.).
Модернистские направления уделяли особое внимание к непознанному состоянию человеческой психике, стремились обособить человека от общества, истории, времени, пространства, где такие понятия, как социальность, рациональность, идеология, вера, являлись бы "излишней одеждой". Модернизм это "не упадок искусства,но искусство человеческого упадка".
Модернистские концепции искусства основывались на философских течениях о непознаваемости мира, всесилие зла, непреодолимом одиночестве человека (Шопенгауэр и Ницше).
В то же время возникают работы австрийского психоаналитикаЗигмунда Фрейда (1856—1939). Теория сексуального влечения, по Фрейду, - основной стимулирующий фактор деятельности человека. Психика делится на "сознательное" и "бессознательное". "Бессознательное" – как источник и движущая сила художественного процесса.
Анри Бергсон (1859—1941) — французский философ, основатель "теории интуитивизма". Главные категории философской системы бергсонианства — интуиция, длительность, свобода, память. "Первичная интуиция" она предполагает постоянное взаимопроникновение прошлого и настоящего, пересечение различных состояний сознания.
Великобритания.
В начале XX века возникла "Блумсберийская группа" (1908) как особый знак времени в английской культуре (члены гр. В. Вулф, Р.Фрай, Э.М.Форстер, Д-Грант и др.). Главное творческое кредо — искусство как важнейшее условие существования цивилизации. Это был бунт богемы, направленный на отрицание викторианских ценностей, моральных установок, лицемерия, приторной стыдливости.
Вирджиния Вулф (1882—1941) — один из теоретиков блумсберийской группы, главы "психологической" литературной школы. Открыто призывала к крестовому походу против реалистов своего времени. Главный постулат — стремиться к созданию произведений, раскрывающих "тайну души".
Романы Вулф "Миссис Дэллоуэй" (1925), "К маяку" (1927), "Орландо" (1928), "Волны" (1931) — блуждание по глубинам человеческого сознания. Неустойчивость, расплывчатость временных ориентиров; прошлое столь же реально, как и настоящее; передача мельчайших деталей душевных переживаний, воспоминаний; наслоение различных ассоциаций.
Художественные поиски ирландского романистаДжеймса Джойса (1882—1941) и модернистское мироощущение 10—20-х гг. «Вечный изгнанник» Джойс большую часть жизни провел за границей, но сумел сохранить в себе дух ирландской культуры, ирландского гротеска, позерства, что отличало и творчество его великих предшественников Свифта, Уайльда, Шоу.
Роман Джойса "Улисс" (1921) - всеобъемлющая энциклопедия современной жизни. Древний миф о странствиях Одиссея Джойс претворяет в историю дублинского буржуа-обывателя — Леопольда Блума, его жены Молли, а также школьного учителя Стивена Дедалуса. Все события романа умещаются в один день — 16 июня 1904 г.; это самый длинный день в истории мировой литературы. Джойс подробным образом рассказывает о том, что делали его герои, думали, чувствовали в каждый определенный момент дня; он передает поток сознания каждого из них, внутренние монологи; стремится проследить не зависящие от сознания импульсы, которые управляют героями; пытается установить зависимость между поступками и своеобразием эротических комплексов каждого из них.
Мифологическая основа романа I. Каждый из 18 эпизодов романа связан с определенной песней гомеровского эпоса; II. Вытянутое в одну нить по времени линейное построение романа реализует парадигму одиссеи: пролог, странствие с серией приключений, возвращение; III. Герои "Улисса" имеют гомеровских прототипов: Блум — уподобляются странствующему Одиссею; Дедалус-сыну Одиссея, Телемаху; Молли — это Пенелопа; мистер Дизи — Нестор; любовник Молли Бойлен — Эвримах; содержательница публичного дома — Цирцея; молоденькая девушка на пляже (Герти Макдауэлл) — Навзикая и т.п.
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1451;