Художественные приемы.
I. "Поток сознания" или "внутренний монолог". Он предполагает непрерывные переходы из одного временного и пространственного ряда в другой. Поток ассоциаций, сцепляющих" в сознании действующих лиц, определяется процессом, происходящим в подсознании, и, который вызван впечатлениями получаемыми, как правило, извне.
II. Смена стилей, смена ключей письма. Каждый эпизод романа пишется в специальной технике. (Эп.7."Эол": имитация газетного стиля; эп. 14, "Быки Солнца": модели английского литературного стиля с древности до современности).
III. "Принцип гиперлокализации". Тесная привязка каждого эпизода к месту действия. Все происходящее в романе снабжается детальным указанием. У каждого эпизода есть своя топографическая карта.
IV. Символика в романе. Персонаж романа является носителем определенной цветовой гаммы (Белый и золотистый — цвет Дедалуса и т.д.); каждый эпизод представляет какую-нибудь науку или искусство (родильный дом — медицина, бар — музыка, пляж — живопись и т.д.); каждый эпизод соотносится с каким-нибудь органом тела (завтрак Блума — с почками, национальная библиотека — с мозгом, бар — с ухом, улицы Дублина — с органами кровообращения).
Германия.
Объединенная «железом и кровью» во второй половине ХIХ века Германия к началу ХХ быстро набрала экономическую мощь, стала серьезным конкурентом Великобритании и Франции. Пришедший к власти в 90-е годы Вильгельм II официально возродил статус Германии как империи, заявившей о себе в международных делах.
А в литературе властвовали теория интуитивизма А. Бергсона и теория познания Э. Гуссерля как философские источники экспрессионистской концепции мира и искусства.
Новый тип художественного мышления нашел свою адекватную форму в поэзии — Франц Верфель (1890—1945), Георг Тракль (1887—1914), Георг Гейм (1887—1912); в прозе — Густав Мейринк (1868—1932), Роберт Музиль (1880—1942), Франц Кафка (1883—1924).
Художественный мир австрийского писателя Франца Кафки. Творчество Кафки как синтез самых разнообразных пластов европейских культур: немецкой, иудейской, славянской. Кафка создал собственную иррациональную модель мира. Его называют пророком пессимизма. Болезненно обостренная впечатлительность, жажда одиночества и страх перед ним, беззащитность перед внешней стороной жизни, неумение к ней приспособиться, неверие в собственные силы — отличительные черты душевного состояния писателя. Человек, в восприятии Кафки, это существо глубоко страдающее, которое несет в самом себе постоянную душевную муку. Материалом для творческой лаборатории стала сама жизнь художника. Все главные герои Кафки — это зеркальное отражение самого писателя.
"Письмо отцу" (1919) — один из самых исповедальных документов в истории мировой литературы. Отношение Кафки к среде, из которой он вышел. Чувство вины перед своими близкими. Беззащитность перед внешней стороной жизни, неспособность наладить контакт с окружающим миром.
Франция.
Модернистские установки характеризуют французского романистаМарселя Пруста (1871—1922). Он обращается к импрессионистическим пейзажам, к мотивам "болезненной красоты" в камерном сборнике "Наслаждения и дни" (1896). Четко очерчена формула молодого писателя - "я вспоминаю, значит, я существую".
Эстетические принципы Пруста: вера в исключительные возможности искусства, в его способность облагородить человеческую душу; особая значимость таких категорий, как воображение, поэтическое видение, интуиция, "художник должен прислушиваться лишь к голосу своего инстинкта", особая стилистическая манера.
Им создана многотомная эпопея "В поисках утраченного времени". В нее вошли несколько романов. Каждый из них имеет свои тематические и идейно-художественные функции: "По направлению к Свану" (1913) — семейная хроника; "Под сенью девушек в цвету" (1919) — роман воспитания; "Сторона Германтов" (1920) — нравоописательный роман; "Содом и Гоморра"(1922) — сатирический гротеск; "Пленница" (1923), "Беглянка" (1925) — драматические произведения; "Обретенное время" (1927) — философский роман.
"В поисках утраченного времени" — один из первых вариантов модернистского "романа в романе". В романах скрупулезно воспроизводится повседневная жизнь, сохраняются многочисленные детали окружающих явлений.
Пессимизм — характерная черта мировосприятия французского художника. Прустовское ощущение уходящего времени — острые утраты былого, боль невозратимости счастья, ностальгия по утраченной чистоте. "Все изнашивается, все гибнет, все разрушается" - реальность, доминирующая в произведении.
Творческая манера писателя.
-Подлинно импрессионистические пейзажи в романе.
-Упор на фиксирование субъективных впечатлений.
-Воздушна среда произведения: пейзаж, люди, внешний и внутренний мир — все пребывает в состоянии мерцающей неустойчивости, все становится расплывчатым, неуловимым, все непрерывно меняется в соответствии с душевным состоянием рассказчика.
-Отсутствие движения в произведении, роман превращается в длинную цепочку статичных картинок.
Пруст совершил литературные открытия в области временного и пространственного ряда. Память выступает как инструмент, позволяющий постичь природу времени. "Инстинктивная память" — поставщик материала для Пруста (влияние идей французского философа А. Бергсона). Впервые память сама становится вещью, которая описывается, отсюда задача романиста "запечатлевать не вещи, которые описываются, но воспоминания о вещах".
В 20—30-х гг у французских писателей происходит ряд идейно-эстетических исканий. Многообразие художественных направлений и течений в искусстве (дадаизм, сюрреализм, кубизм, футуризм, критический реализм и т. д.).
Дадаизм – как предтеча сюрреализма в литературе. Идеологи дадаизма Т. Тцары, Л. Арагона, А. Бретона выводили универсальную формулу существования человека. Ее суть сводится к бегству от действительности в область подсознания, "логического сна". Цель дадаизма - тотальный нигилизм, всеобщее разрушение; общество, мораль, законы, разум, искусство должны быть ниспровергнуты. "Врата смысла наглухо замкнуты, ключ выброшен. Ни картина, ни скульптор не преследуют никакой цели".
Художник не вправе ограничивать себя красками, словами, мрамором; он волен использовать любые приемы и материалы, он послушен голосу только своего воображения. "Искусство сокровенно, художник творит для одного себя; если произведение искусства доступно пониманию, оно образчик журнализма, и только" (Т. Тцара).
Приемы дадаистской поэзии: синхронизация, отрицательный параллелизм, тавтология, алогизмы, сдвиги смысла. Тяга к абсурдному: "Однажды мы поймем, что до Дада, после Дада, без Дада, по отношению Дада, против Дада, назло Дада всегда будет Дада"(А. Бретон).
Сюрреализм (от фр. слова surrrealite — надреальность) — самое влиятельное авангардное течение во французском искусстве XX столетия. Среди его почитателей в разные годы были такие писатели, как Г. Аполлинер, Л. Арагон, П. Элюар, Р. Деснос, Ж. Превер, Ж. Кокто. Теоретиком сюрреализма выступил Андре Бретон (1896—1966).
Главенствующий творческий принцип нового направления — "чистый психологический автоматизм", т. е. фиксация мыслей без всякого контроля со стороны разума, "вне каких бы то ни было эстетических и нравственных соображений".
Основные художественные приоритеты сюрреалистической школы:
- отказ от реальных жизненных образов; желание вырваться из мира реальности в мир "сновидений", отсюда пристальное внимание к видениям, ирреальным образам; разрушение логики стиха;
- крайний формализм и субъективизм в искусстве; ставка на "безграничную свободу духа", обрести которую можно только по ту сторону реальности, в "надреальном мире" в "мире подсознания и инстинктов".
Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 1233;