М. Горький. «Жизнь Клима Самгина». Художественные особенности романа. «Самгинщина» как литературно-художественный тип.
В "Жизни Клима Самгина" Горький стремился нарисовать образ целого народа, образ своего времени. Здесь показаны все общественные слои старой России, запечатлен весь ход русской истории за полстолетия. Поэтому "Жизнь Клима Самгина" называют эпопеей. Но в каждой эпопее среди разнообразных тем можно выделить одну - генеральную тему. Генеральной темой "Жизни Клима Самгина", романа сугубо идеологического, философского, является деятельность и историческая судьба той общественной группы, которая вырабатывает идеологию, то есть деятельность и судьба интеллигенции, ее социальная и идеологическая дифференциация, ее место в историческом процессе. В романе представлены два полюса русской интеллигенции: на одном - группа, посвятившая свои творческие силы народу (Кутузов и его соратники), на другом - группа последовательных реакционеров, врагов науки и прогресса (Томилин, Краснов, Лидия Варавка, Серафима Нехаева и пр.). Стремясь развенчать идеологические и моральные основы старого мира, художник, естественно, сосредоточил свое внимание на буржуазном лагере. Но в этом лагере его интересовали не все типы в равной степени. Чтобы запечатлеть характернейшие свойства буржуазной интеллигенции, необходимо было создать образ буржуазного интеллигента не столь исключительного, не столь махрового, как, скажем, Томилин или Серафима Нехаева, а более ординарного, распространенного.
Самгиным завершается колоссальный паноптикум российских буржуазных интеллигентов, создаваемый Горьким начиная с 90-х годов. В Самгине нашли наиболее полное и глубокое выражение наблюдения Горького над русской буржуазной интеллигенцией и, еще шире, над буржуазной личностью конца XIX - начала XX века в ее наиболее существенных, характерных проявлениях. Клим Самгин - это прежде всего воплощение свойств интеллигентного буржуазного индивида, это широкое художественное обобщение, через которое перед нами раскрывается духовная эволюция русской буржуазной интеллигенции конца XIX - начала XX века.
Совокупность политических идеалов и настроений, распространенных в широких кругах русской буржуазной интеллигенции в указанный исторический период, "образ мыслей", кодекс общественного поведения этих кругов можно охарактеризовать одним словом - либерализм.
Либерализм - очень сложный и объемный термин, приобретающий разные смысловые оттенки в зависимости от того, какой период и какая страна имеются в виду. Оппозиция по отношению к феодализму и ненависть по отношению к социализму - такова сущность либерализма. Эволюция его заключается в непрерывном ослаблении прогрессивных, антифеодальных тенденций, в непрерывных "уступках старому", в усилении ненависти к демократии. Финал: готовность пойти на любые уступки реакции, полное слияние с реакцией.
В области философии и этики выражением этой эволюции является полный отказ от научного познания, от всякого подобия гуманизма, даже от слащаво-лицемерной христианской пародии на гуманизм; христианство уже мешает "хозяевам жизни".
Либерал - не новая фигура в литературе. Он привлекал внимание Тургенева, Некрасова, Щедрина, Чехова. Но в романе Горького изображена новая историческая эпоха, и либерализм здесь предстает на новом этапе своей эволюции, предстает в процессе своего "перевооружения", перерастания в откровенно контрреволюционную идеологию. Новым в романе является и подход к либерализму, его осмысление художником. Впервые тип либерала раскрыт в свете подлинно научной концепции исторического процесса.
Перед нами либерал конца XIX - начала XX века, показанный в гуще социальной жизни, в самых разнообразных связях и вместе с тем показанный изнутри, в процессе своего духовного формирования. Раскрыты весь его идейный багаж, все его моральные "устои" и образ жизни. Раскрыты не только специфически русские, но и международные черты либерализма и всяческого межеумства и соглашательства. В этом поучительность романа, в этом его значение для тех весьма широких слоев западной интеллигенции, которые еще не знают, "в каком сражаться стане". Пример русского адвоката Самгина говорит о том, в какой духовный тупик приводят интеллигенцию связь с гибнущим миром "лавочников", индивидуализм, стремление уклониться от выполнения гражданского долга и приспособиться к реакции.
Горький не упрощает внутреннего мира Самгина и не стремится изобразить в его лице чудище, лишенное эмоций нормального человека. Изобразить буржуазного интеллигента "средней стоимости", каких много, раскрыть до самого дна его душу - вот задача, которую поставил перед собой Горький.
В романе, кажется, нет другого образа, который был бы так далек от гротеска. Ирония автора здесь становится особенно сдержанной, затаенной. В обрисовке Клима Самгина сатирический эффект достигается с помощью деталей, не бросающихся в глаза, с помощью мелких и вовсе микроскопических штрихов, создающих в совокупности своей ярчайшее представление о слабостях Клима, о его социальной дефективности.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 3073;