Несвоевременные мысли» М. Горького как опыт национальной самокритики.
Книга была под запретом вплоть до перестройки. она является одним из самых ярких документов периода великой октябрьской револьции, ее последствий и установления новой большевистсвкой партии.
"Несвоевременные мысли" - это серия из 58 статей, которые были опубликованы в газете "Новая жизнь"(орган группы социал-демократов).
"Что же нового дает революуий, как изменит она звериный русский быт, много ли света вносит она во тьму народной жизни? эти вопросы адресовали победившему пролетариатк. мы можем увилеть столкновение удеалов, во имя которых Горький призывал к революции, с реалиями революционной действительности. Из их несовпадения вытекает один из главных вопросов, возникающих в процессе изучения статей: в чем состоит, говоря словами Горького, его линия расхлждения с безумной деятельностью народных комиссариатов? главная цель реаолюционеров, по Горькому, нравственная - превратить в личность вчерашнего раба. но октябрьские события, наоборот, спровоцировали выброс самых темных, самых низменных - зоологических инстинктов.
Статья строится как своеобразный диалог с авт.заявления. Возмущенное чувство писателя изливается посредством риторических вопросов. Экспресс.заклбчении и в решительном, четком и кратком выводе-призыве.
"Новый строй политической жизни требует от нас и нового строя души".
Прочитывание статей в том порядке, в каком они появлялись на страницах "Новой жизни" позволяет проследить путь развитиямысли о "естественности звериных инстинктоа, трансформировавшейся в противопоставление реального человека и любвеобильного Христа в предпоследней публикации.
Для Горького существовала единая сила, способная преодолеть не только внутреннее разделение человека, но и разъединение людей и их вражду - это сила искусства. Поэтому в творчестве уравновешиваются все враждующие стороны.
Сущ.правда войны и правда мира. читая правда мира, мир системе размышления автора прочитывается как потребность человека в творчестве, то правда текущего дня (войны)не реконструируется, поскольку фактов начавшегося культурного строительства нет. Искусство как путь человека противопоставляется искусству, которое возбуждает жажду крови, убийства, разрушения.
"Несвоевременные мысли" были не только откликом не социальные перемены в обществе, но и своеобразной трибуной для полеики с другими печатными изданиями (газеты Речь, Правда) -> контекст горьковских статей расширяется за счет других периодических изданий. Возникает образ ложного слова, неспособного направить энергию человека в созидательное русло, которое будет использовано для характеристики газетной полемики, так и книгопечатной продукции революционного времени.
1 из орг.начал - отрывки из писем, цитаты из документов, уличение, разговоры, уитирование играет роль некой точки отсчета, явл.поводом к разговору. эту же роль выполняют и бытовые мелочи.
В "НМ" четко прослеживается определенная структура статей, в основе которых лежит диалог.
некоторые мысли Горького на страницах "Новой жизни" получили свою отдельную разработку в творчестве писателя.
Вследствие того, что газета и жизнь тесно связвны, хронологически выстроенные статья Горького не выглядят как противоречие. Газета выступает как динамичная система и статьи создаются по правилам этой системы.
Горький стремился к единству не только публицистического и художественного творчества, но и к единству своего слова и своей жизни.
Выдвигая основой человеческих поступков водю, Горький должен решить проблему культурного восприятия и самовоспитания, те найти некое первоначало, которому присуще все положительные устремления воли.
припереработке газетных публикаций происходит выстраивание иерархических отношений внутри текста как целого, автор реализует принципы исследовательского различения и изучения ситуаций современности.
В книжном варианте острота полемиеи неизменно теряется в силу временной удаленнояти от момента 1ой публикации + единое книжное пространство.
тематическая доминантта - культурное строительство. Революция по мысли Горького - это движение к культуре, к уважению человеческой личности. Искусство и разрушение - это два полюса человеческого бытия, которые связаня волей человека и чувством ответственности за все и за всех.
во всех раних горьковских рассказах противопоставляется сверхчеловек и обыватель. Горькие призывает изжить в себе пугливого мещанина, выйти навстречу буре, стать сверхчеловеком. Горький призывает к абсолютной свободе.
Однако, он же считает, что достигнуть уровня сверхчеловека - еще не предел. Сверхчеловек должен послужить народу, только тогда его существование будет оправдано. И в его творчестве появляется "+" и "-" сверхчеловек.
Вообще большивизм - это хорошо, но должно было быть иначе.
Плохо: кровавая бойния, зоологические инстинкты, от царской России - волокита и взятничество, в полицейских участках - битье, чел.жизнь не стоит ничего.
крестьянство - темно, и вообще не понимает, зачем им нужна революция.
основная причина - обычная человеческая глупость.
Спасение - рабочая интеллигенция, образование, культура, хорошие книги.
Идея революции потеряна.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 1587;