А.А. Блок как лирический поэт. Цикл «Стихи о Прекрасной Даме». Баллада «Незнакомка».
Александр Александрович Блок 1880-1921.
Для Блока лиризим – главная суть поэзии, сформировал принцип, которым должен руководствоваться лирический поэт. В 1907 году Блок пишет статью «О лирике» и в ней выводит принцип «Так я хочу» если лирик потеряет этот лозунг или заменит его другим, он перестанет быть лириком. Блок отстаивает право лирического поэта не на дотошное фиксирование событий, а на лирической довоображение, переосмысление.
1904 опубликованы «Стихи о Прекрасной Даме». Сборник зрелый, совершенный, хотя и 1я книга. У Блока почти не было периода учничества.
Цикл появляется в результате 2х событий:
1) встреча с Любовью Менделеевой; (дочь Менделеева, проф. Спб университета. Дед блока – ректор, дружил с Менделеевым. Блок влюбляется, они женятся. Видит в ней воплощение вечной женственности.)
2) встреча с идеями Владимира Соловьева.(София – женская по природе премудрая субстанция, соединяет прошлое и настоящее, общее и частное. Учит: Любя одну женщину, люби весь мир. Под идеи Соловьева попали также Блок и Белый)
«Стихи о Прекрасной Даме» - масса противоречий. С 1й строфы – сиволистский цикл. Блок называет возлюбленную – Ясная, Непостижимая, Купава, Царевна. С другой стороны – портрет (в сумерках, под вуалью) – вполне реалистичный портрет.
Концепция любви в творчестве Блока – ЛГ готов выполнить все желания возлюбленной, ощущает себя рабом. (Servus – Reginae/Слуга – Царице)
Уходит от мечты в жизнь, выбирает тревоги жизни. Блок преодолевает символизм.
Лирический сюжет стихов о прекрасной даме – встреча с прекрасной дамой, лирическая фабула – настроение ЛГ, которое меняется от текста к тексту. (боязнь не узнать, разочароваться, ревность к соперникам)
К циклу примыкает баллада «Незнакомка» 1906. Композщиционно делится на 2 части.
1 часть – торжество пошлости, описание окраины, где даже солнце просто диск, который кривится.
2 часть – нечто прекрасное, что вырастает из этой же пошлости.
Образ лирической героини Блока – красивая, в шелках, с перстнями на длинных пальцах.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.
Вдали, над пылью переулочной,
Над скукой загородных дач,
Чуть золотится крендель булочной,
И раздается детский плач.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки,
Среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки (….)
23. Тема Родины в творчестве А.А. Блока.
1908 год. В письме к Станиславскому Блок пишет: «Теме Родины я сознательно и бесповоротно посвящаю жизнь. Я произношу вслух имя «Россия», ведь здесь жизнь или смерть, счастье или погибель».
Блок пишет цикл «Родина» (1907-1916).
Циклизация – это характерная примета художественного мира Блока, у него все стихи строго циклизированы. Авторский произвол обнаруживается в его циклизациях. В цикле «Родина» нет стихотворения «Русь» (1906). Русь предстает страной таинственной, неведомой. «Русь» относится к циклу «Разные стихотворения». А в цикл «Родина» Блок включает стихотворения на любовные, личные темы.
Приближается звук. И, покорна щемящему звуку,
Молодеет душа.
И во сне прижимаю к губам твою прежнюю руку,
Не дыша.
Снится - снова я мальчик, и снова любовник,
И овраг, и бурьян.
И в бурьяне - колючий шиповник,
И вечерний туман.
Сквозь цветы, и листы, и колючие ветки, я знаю,
Старый дом глянет в сердце мое,
Глянет небо опять, розовея от краю до краю,
И окошко твое.
Этот голос - он твой, и его непонятному звуку
Жизнь и горе отдам,
Хоть во сне, твою прежнюю милую руку
Прижимая к губам.
Цикл «Родина» включает в себя подциклы «На поле Куликовом» (1905), «Россия» (1908), «Грешить бесстыдно непробудно» (1909), «Осенний день» (1914).
Отношение к родине как к женщине – отличительная черта творчества Блока. Затем Арсений Несмелов и Есенин обращались к Родине, как к женщине, к любовнице, но не как к матери.
Стихотворение «Россия» - косвенная аллюзия на Гоголя.
Стихотворение «Грешить бесстыдно непробудно» - Россия представлена в негативных чертах: приятие Родины во всех, даже самых неприятных ее проявлениях.
24. Тема двойничества в блоковской поэзии.
Цикл «Страшный мир» (1909-1916)
Страшный мир – это окружающая Блока реальность: Петербург и мир страсти. Страсть гибельная, разрушающая человека. Парадигма «страсть» наиболее употребима в художественном мире Блока. В его жизни всегда присутствуют музы. Для Блока конец любви – это пустота, конец жизни.
«Страшный мир» повлиял и на Есенина (мотив петербургских ресторанов у Блока, а у Есенина московские кабацкие мотивы).
В «Страшном мире целая галерея двойников. Они часто выходят из зеркал. Alter ego выплывает из глади зеркал. «Ночь, улица, фонарь, аптека» - о бессмысленности жизни.
1907 – статья «Чистосердечное признание лирика». Для него кабак в прямом смысле приятнее, чем кабак словесный, т.е. религиозно-философские собрания.
«Как тяжко мертвецу среди людей живым и страстным притворяться!», «Миры летят, года летят». Блок не был верующим христианином, он говорит о «пустой вселенной».
Все революции Блок встретил восторженно.
Январь 1918 – в порыве вдохновения в течение 3 дней Блок пишет поэму «Двенадцать», статью «Интеллигенция и революция», стихотворение «Скифы». Они отражают его восторг от революции. «Сегодня я гений!» - в статье призывает всем сердцем и сознанием слушать музыку революции.
25. Поэма А.А. Блока «Двенадцать»: проблематика и поэтика.
«Двенадцать» - романтическая поэма А.Блока, написанная в январе 1918 года. Главный принцип – контраст мира старого и нового, черного и белого цвета.
Символика числа 12: 12 красногвардейцев (от разбойников к красногвардейцам), 12 главок, множество ритмов, интонаций и поэтических размеров (марш, лирическая песня, частушки), множество размеров (помимо основных, еще акцентный стих, дольник, тактовик). Поэма вызвала различные отклики, в основном это было резкое неприятие (у символистов по большому счету). Горький воспринял поэму как сатиру. Маяковский сказал: «Не берись за вещи, в которых ты не разбираешься». Зато ее высоко оценили большевики, особенно Троцкий. Никто не понял финал поэмы.
В 2000 г. на страницах журнала «Знамя» состоялся научный симпозиум «Финал «Двенадцати»: взгляд из 2000 года».. Финал поэмы свидетельствует о катастрофическом мышлении Блока.
26. Блок в современном литературоведении.
Две проблемы:
1) Изменившееся отношение Блока к революции.
2) Отстаивание Блоком творческой независимости художника.
Блок постепенно начинает разочаровываться в революции, когда видит убийства большевиков.
«Времена иные! Времена не те!»
В феврале 1919 г. Блока арестовывают и препровождают в Петроградскую чрезвычайку. По всей стране начинается ликвидация эсеровских организаций. Блок проводит там 3 дня, это дом Сологуба, где Блок часто бывал. Через трое суток Блок явился совершенно другим человеком, начал болеть странной болезнью – «задухой» (А.Белый).
В августе 1921 г. Блок умирает от нее.
Он надеялся на революцию духа, на очистительную силу революции.
Блок был душой «Вольфилы» (вольное философское общество), выступает с докладом «Крушение гуманизма». Блок не мог жить в такой атмосфере. В феврале 1921 года отмечается 84 года со дня смерти Пушкина. Выступает с докладом «О назначении поэта» и в нем говорит об отсутствии воздуха: «Пушкина убила не пуля Дантеса, а отсутствие воздуха».
«За городом вырос пустынный квартал» (1908) – в этом тексте весь Блок.
27. Характеристика акмеизма.
Акмеизм отличается туманным названием. Акме – пик. Акмеистом мог называть себя любой автор, который считал свое творчество вершиной литературы.
Акмеисты очень отличаются. Если символисты представлены крупными именами, то акмеизм – малоизвестными авторами. Символизм индивидуален, а акмеизм отстаивает принцип элитарного коллективизма. У акмеистов слово конкретно, предметно. Они пишут о повседневности. Называли себя адамистами, т.к. отстаивали свое первородство.
У символистов большое значение имела музыка, а у акмеистов значение придается отдельному слову, а не общефразовой мелодии.
Представители: Анна Ахматова, Николай Гумилев (основатель), Сергей Городецкий, Михаил Зенкевич, В. Ходасевич, Г. Иванов, Валентин Кривич, Михаил Лозинский, О. Мандельштам, Вл. Норбут, Вл. Шилейко, В. Зоргенфрей, Г. Адамович.
1911 г. – основание «Цеха поэтов». Они считали, что поэзия – ремесло, для символистов поэзия была мистическим откровением.
Основные принципы акмеизма:
— освобождение поэзии от символистских призывов к идеальному, возвращение ей ясности;
— отказ от мистической туманности, принятие земного мира в его многообразии, зримой конкретности, звучности, красочности;
— стремление придать слову определенное, точное значение;
— предметность и четкость образов, отточенность деталей;
— обращение к человеку, к «подлинности» его чувств;
— поэтизация мира первозданных эмоций, первобытно-биологического природного начала;
— перекличка с минувшими литературными эпохами, широчайшие эстетические ассоциации, «тоска по мировой культуре».
В.Ходасевич «Из окна» (1921)
Нынче день такой забавный:
От возниц что было сил
Конь умчался своенравный;
Мальчик змей свой упустил;
Вор цыпленка утащил
У безносой Николавны.
Но - настигнут вор нахальный,
Змей упал в соседний сад,
Мальчик ладит хвост мочальный,
И коня ведут назад:
Восстает мой тихий ад
В стройности первоначальной.
1 строфа – необычный день, наполненный событиями, 2 строфа – все возвращается на круги своя.
Тихий ад – скучная жизнь, в которой ничего не происходит.
Композиция:
I. 0 II. 3
1 2
2 1
3 0
28. Концепция «сильной личности» в творчестве Н.С. Гумилёва.
Основная черта в творчестве Гумилева – апологетика сильной личности.
Девиз: «Молчи: несравненное право — самому выбирать свою смерть!» (см.приложение со стихами).
Он географ, этнограф, путешественник, трижды был назначен начальником экспедиции в Африку. => Много экзотики в текстах, много Африки. Экзотика вписана в петербургское пространство. Огромное влияние на его творчество оказали Ницше и Киплинг. Ницше – в апологетике сильной личности и в отношении к женщине: «Если ты идешь к женщине, возьми с собой кнут» (Ницше).
Стихотворение «У камина» (1911, см. пр.): Ж и М – враждебные друг другу существа. Принцип «ненавижу и люблю». Гумилев считает, что женщина отвлекает мужчину от его предназначения, и горе, если отношения закончатся победой женщины. Это стихотворение – монолог, где женщина только подразумевается. Герой влюбился и разрушил себя как вечность. Победа женщины.
Стихотворение «Гиена» (1907, см. пр.): Гиена – это и есть женщина. У гиены пасть в крови. Преобладает серый цвет – цвет тупика и тоски. Все пространство отображается в зеркалах.
К 1917 отношения с Ахматовой себя изживают. Гумилев уезжает в экспедицию, где встречает последнюю свою любовь. Пишет цикл стихотворений «К синей звезде». Возлюбленную звали Еленой – девушка с газельими глазами. Елена выходит замуж за состоятельного американца.
Стихотворение «Мой альбом» (1917, см. пр.): Г. фантазирует, что его альбом, который он подарил Елене, попадает в руки ее внука, который живет в Сан-Франциско.
Перед смертью пишет стих-е «Рабочий» (1916, см. пр.): несвойственное для Гумилева название. Предсмертные стихи, подписанные без слез и ненависти. Он предчувствовал смерть и был спокоен.
29. Стилизация как художественный приём в «Александрийских песнях» М.А. Кузьмина.
Кузьмин занимает особую нишу в акмеизме. По образованию музыкант, композитор. Ученик Римского-Корсакова. На формирование мировоззрения оказали два путешествия:
1895 – путешествие в Египет – горькая личная утрата, умер друг Кузьмина. Эта утрата во многом повлияла на него, он не оправился до конца своих дней.
1897 – путешествие в Италию
Советское литературоведение его отрицало из-за его гомосексуальности и таких же тем в творчестве.
Теоретические трактаты, посвященные акмеизму:
Гумилев «Наследие символизма и акмеизма»
Городецкий «Некоторые течения в современной русской поэзии»
Мандельштам «Утро акмеизма»
Кузьмин «О прекрасной ясности»: в этом трактате автор разделяет писателей на два типа: первые несут миру хаос своей души, а другие – ясность. «Вторые для меня – при равенстве талантов выше и значительнее первых».
У Кузьмина беспроблемная, ясная поэзия. Он тяготеет к белым стихам (есть размер, нет рифмы) и свободным стихам. Гармония Кузьмина состоит в упорядоченном состоянии синтаксического параллелизма.
1908 – первый сборник «Сети».
«На вечере»
A
------------------------------- двери
A
B
------------------------------- двери
B
C
------------------------------- двери
C
Цикл «Александрийские песни» - стилизация. Подражание поэтам античности. Многие стихотворения основаны на символике числа 4.
4 – времена года.
4 – стороны света.
4 – время суток.
4 – возраст человека.
4 – темперамент человека.
4 – евангелия.
4 – всадника апокалипсиса.
40 – дней поминовения усопших.
И т.д.
Эпикурейский образ жизни: наслаждение и добровольный уход из жизни.
30. Роль и место творчества О.Э. Мандельштама в русской литературе ХХ века.
Осип Эмильевич Мандельштам (1891—1938). Мандельштам входил в число основателей акмеизма, но занимал в акмеизме особое место. Большинство стихов дореволюционного периода вошло в сборник «Камень» (первое издание — 1913 год, второе, расширенное — 1916). Ранний Мандельштам (до 1912 года) тяготеет к темам и образам символистов.
Первая публикация — журнал «Аполлон», 1910 г., № 9. Печатался также в журналах «Гиперборей», «Новый Сатирикон» и др.
В 1912 году знакомится с А. Блоком. В конце того же года входит в группу акмеистов, регулярно посещает заседания Цеха поэтов.
Акмеистические тенденции наиболее отчетливо проявились в его стихах о мировой культуре и архитектуре прошлого («Айя-София», «Notre-Dame», «Адмиралтейство» и другие). Мандельштам проявил себя как мастер воссоздания исторического колорита эпохи («Петербургские строфы», «Домби и сын», «Декабрист» и другие). В годы первой мировой войны поэт пишет антивоенные стихи («Зверинец», 1916).
В гражданскую войну скитается с женой по России, Украине, Грузии; бывал арестован. В стихах, написанных в годы революции и гражданской войны, отразилась трудность художественного осмысления поэтом новой действительности. Несмотря на идейные колебания, Мандельштам искал пути творческого участия в новой жизни. Об этом свидетельствуют его стихи 20-х годов.
Новые черты поэзии Мандельштама выявляются в его лирике 30-х годов: тяготение к широким обобщениям, к образам, воплощающим силы «чернозема» (цикл «Стихи 1930-1937 гг.»). Значительное место в творчестве Мандельштама занимают статьи о поэзии. Наиболее полно изложение эстетических взглядов поэта помещено в трактате «Разговор о Данте» (1933).
В ноябре 1933 года Осип Мандельштам пишет антисталинскую эпиграмму «Мы живём, под собою не чуя страны…» (см.пр.), которую читает полутора десяткам человек.
Б. Пастернак этот поступок называл самоубийством.
Кто-то из слушателей доносит на Мандельштама. Следствие по делу вел Н. Х. Шиваров.
В ночь с 13 на 14 мая 1934 года Мандельштама арестовывают и отправляют в ссылку в Чердынь (Пермский край). Осипа Мандельштама сопровождает жена, Надежда Яковлевна.
В Чердыни О. Э. Мандельштам совершает попытку самоубийства (выбрасывается из окна). Надежда Яковлевна Мандельштам пишет во все советские инстанции и ко всем знакомым. При содействии Николая Бухарина Мандельштаму разрешают самостоятельно выбрать место для поселения. Мандельштамы выбирают Воронеж.
Живут в нищете, изредка им помогают деньгами немногие неотступившиеся друзья. Время от времени О. Э. Мандельштам подрабатывает в местной газете, в театре. В гостях у них бывают близкие люди, мать Надежды Яковлевны, артист В. Н. Яхонтов, Анна Ахматова.
Воронежский цикл стихотворений Мандельштама (т. н. «Воронежские тетради») считается вершиной его поэтического творчества.
В мае 1937 год года заканчивается срок ссылки и поэт неожиданно получает разрешение выехать из Воронежа. Они с женой возвращаются ненадолго в Москву.
В заявлении секретаря Союза писателей СССР В. Ставского 1938 года на имя наркома внутренних дел Н. И. Ежова предлагалось «решить вопрос о Мандельштаме», его стихи названы «похабными и клеветническими». Иосиф Прут и Валентин Катаев были названы в письме как «выступавшие остро» в защиту Осипа Мандельштама.
Вскоре Мандельштама арестовали вторично и отправили по этапу в лагерь на Дальний Восток.
Осип Мандельштам скончался 27 декабря 1938 года от тифа в пересыльном лагере Владперпункт (Владивосток). Реабилитирован посмертно: по делу 1938 года — в 1956, по делу 1934 года — в 1987. Местонахождение могилы поэта до сих пор неизвестно.
31. Поэтика ранней лирики А.А. Ахматовой (сб. «Вечер», «Чётки», «Белая стая»).
«Я научила женщин говорить. Но, боже, кто их замолчать заставит?»
Вошла в лит-ру как ученица Гумилева.
1912 – сборник «Вечер» (300 экземпляров)
1914 – сборник «Чётки» (разошелся мгновенно!)
1917 – сборник «Белая стая»
1922 – «Anno Domini MCMXXI» («Лето господне 1921»)
Ее тексты новеллистичны. Есть завязки, развитие действия, кульминация и развязки. Читатель присутствует при кульминации или развязке.
В абсолютном большинстве текстов речь идет о разрыве, почти всегда инициатором разрыва является не она. Лирическая героиня – умная, образованная, красивая. И ее бросают. Всегда исполнена чувства собственного достоинства. Держится так, что окружающие не заподозрят ее боль и страдания.
Прием enjambement. Конец высказывания не совпадает с концом строки.
Ива на небе пустом распластала
Веер сквозной…
Смысловой разрыв между первыми двумя и последними двумя строчками.
Междометия. Ими может даже открываться текст:
«А! Ты думал, я тоже такая!»
Реконструкция текста – мы должны восстановить, что было прежде.
Она начинала как «женская» поэтесса, описывавшая капризы женской души, но под влиянием времени стала гражданским поэтом. Начало ее творческого пути было завидным: первый же сборник «Вечер» стал очень популярным, многие девушки и женщины узнали в ахматовской героине себя - так точно и психологически верно Ахматова описала женскую любовь и ненависть. Ахматова сразу же выдвинулась в первый ряд поэтов, хотя потом она сама признавала свои ранние стихи слабыми. Но так говорят все поэты.
До трагических событий в России Ахматова выпустила еще один сборник стихов - «Четки», где она закрепила свою славу «женского» поэта. Она создала образ своей современницы, запечатлела тот мир, который скоро должен был разрушиться. Словно предчувствуя это, Ахматова описывала этот мир ярко, рельефно, очень точно, обращая внимание на любую деталь. Но очень скоро и самой Ахматовой, и другим поэтам пришлось выбирать между свободным творчеством и жизнью. Но, несмотря на все эти обстоятельства, поэты по-прежнему продолжали создавать чудесные строки и строфы. Не стала исключением и А. Ахматова.
Переломным сборником в творчестве поэта стал сборник «Белая стая», в который вошли стихи о любви и Родине. Именно тема Родины стала ведущей для Ахматовой после 1917 года. Здесь она проявляет себя как ученица и наследница Некрасова.
В стихах «Белой стаи» лирическая героиня уже осознает неустойчивость всего привычного строя жизни, хрупкость самой жизни, ее мироощущение полно тревоги и предчувствия страшной беды. Разразившаяся война 1914 года была воспринята Ахматовой как великая скорбь. В ее стихах мотив скорби, плача становится центральным. Ее муза так же, как и у Некрасова, - муза скорби и печали.
Героиня лирических стихов Ахматовой ощущает, что она «на сто лет состарилась», теперь для нее «тени песен и страстей» стали тяжким и ненужным грузом. Она молит Бога о том. чтобы он помиловал ее дом и близких («Утешение»). Теперь она понимает, что такое настоящие страдания, а не выдуманные. Эти страдания оказываются более тяжелыми и невыносимыми.
В цикле «Белая стая» появляются новые темы ахматовской поэзии: тема крушения прежней жизни под напором исторических обстоятельств, тема грозной власти истории над человеком, тема поэта-пророка. Сквозные мотивы скорби, разлуки, смерти усиливают трагическое звучание стихотворений. В этом цикле Ахматова оттачивает свое умение в сжатых, емких строках стихотворения дать глубокое и значимое для всех содержание. Ее психологизм становится общечеловеческим, она описывает чувства, характерные для всех людей, встречающихся со страшными событиями. Сама поэтесса так писала об этом в своем дневнике: «...и еще важнее, чтобы каждое слово в строке стояло на своем месте, как будто оно там уже тысячу лет стоит, но читатель слышит его вообще первый раз в жизни. Это очень трудный путь, но, когда он удается, люди говорят: «Это про меня, это как будто мною написано»».
32. Образ Родины в ахматовском творчестве.
Источником вдохновения для Ахматовой стала Россия, поруганная, но от этого ставшая еще ближе и роднее. Анна Ахматова не смогла уехать в эмиграцию, ведь она знала, что только в России может она творить, что именно в России нужна ее поэзия. Так она проявляла свою гражданскую позицию:
Не с теми я, кто бросил землю
На растерзание врагам.
Их грубой лести я не внемлю.
Им песен я своих не дам.
Между прочим, то, что Ахматова осталась в такое страшное время в России, поддерживало многих людей. Она была символом той великой культуры, которую растоптали большевики, но которая не умерла. Сама Ахматова воспринимала себя так же: она считала, что призвана сохранить «живое русское слово» для потомков. Россия для нее теперь связана с великой русской литературой, которую она призвана продолжать, и прежде всего - с творчеством А.С. Пушкина.
Все свои переживания и мысли поэтесса выражает в общечеловеческих и евангельских образах, которые символически обобщают многовековой исторический опыт человечества. Она считает, что для России настало время тяжелых испытаний, которые необходимо выдержать.
33. Тема творчества в поэзии А.А. Ахматовой.
В русской классической литературе тема поэта и поэзии является одной из ведущих. Стихи такого рода всегда представляют собой своеобразный творческий самоотчет, напряженную авторскую исповедь, почему и приковывают к себе внимание читателя. Поэт в XIX веке — пророк, его слово — оружие в борьбе с общественными недугами. В кризисном XX веке понимание поэзии и ее значимости безмерно усложнилось, хотя в главном и осталось незыблемым. Как же звучит эта тема в творчестве А. Ахматовой?
Как известно, юношеские стихи Ахматовой тесно связаны с акмеизмом. Если символисты считали поэта пророком, вещающим о тайнах бытия, ведущим «от реального к реальнейшему», то акмеистическое представление о поэте гораздо более приземлено. Поэзия — ремесло, поэт — мастер, знающий законы этого ремесла. Он не устремляется в заоблачные выси, а живет, как и другие люди, на земле, точно так же, как они, любит, страдает, ждет. Поэтому образ поэта в ахматовской лирике так конкретен и осязаем, воссоздан в бытовых, прозаических подробностях:
И кажется лицо бледней
От миловеющего шелка,
Почти доходит до бровей
Моя незавитая челка.
...В этом сером, будничном платье
На стоптанных каблуках...
Поэт — обычный человек среди людей, но взгляд его на мир необычен. Поэтический взгляд на мир для Ахматовой — взгляд, соединяющий не связанные в обыденном сознании вещи:
Так беспомощно грудь холодела,
Но шаги мои были легки,
Я на правую руку надела
Перчатку с левой руки.
Примеры такого «сопряжения далековатых понятий» (А. С. Пушкин) можно множить до бесконечности. Главное здесь — создание нового мира, наполненного живыми, напряженными, причудливыми связями, не существующими нигде, кроме поэтического слова.
Так поэтическое слово у Ахматовой становится отдельной реальностью со своими законами. Возможно, именно поэтому у Ахматовой, как ни у кого из поэтов серебряного века, разветвленные и глубокие отношения с Музой:
А Муза в дырявом платке
Печально поет и уныло.
В жестокой и юной тоске
Ее чудотворная сила;
Муза-сестра заглянула в лицо,
Взгляд ее ясен и ярок.
А недописанную мной страницу,
Божественно спокойна и легка,
Допишет Музы смуглая рука.
«Муза-сестра» близка, человечна, сострадательна. Сострадательность ее проявляется прежде всего в том, что она освобождает от мук любви:
Слаб голос мной, но воля не слабеет.
Мне даже легче стало без любви.
Как прошлое над сердцем власть теряет!
Так неразделенная любовь становится источником поэтического творчества. Поэтическое творчество у Ахматовой — это прежде всего воплощение памяти: любовной, исторической, культурной.
Ведь только стихи оказываются у Ахматовой прибежищем любви, которой нет места в реальной жизни:
Лишь голос моей поет в твоих стихах,
В моих стихах твое дыханье веет...
Именно поэтому память любви — огонь, в котором поэт обречен «петь и гореть», при этом переживая смертную муку и оживая снова, «чтоб после, как Феникс из пепла, в эфире восстать голубом».
Умирая и воскресая, поэт остается прочно укорененным в культуре и истории. Он постоянно чувствует себя вместилищем прошлого, в котором это прошлое начинает свою новую жизнь. Очень характерно, что Муза Ахматовой, при всем ее своеобразии, о котором говорилось выше, оказывается той, что «Данту диктовала страницы Ада», то есть не только своей, но и чужой. Об этом парадоксе поэтического творчества Ахматова высказалась в следующем четверостишии:
Не повторяй — душа твоя богата —
Того, что было сказано когда-то.
Но, может быть, поэзия сама —
Одна великолепная цитата.
Действительно, в ахматовских произведениях много цитат из произведений других поэтов (Пушкина, Лермонтова, Тютчева и др.) Но все-таки поэзия для Ахматовой — не комбинирование цитат, не «игра в бисер». Ведь за любой цитатой — переживание, часто мучительное, поэзия для Ахматовой — возвращение прошлого в самых мучительных его моментах. Судьба поэта — судьба Лотовой жены в одноименном стихотворении. Возвращая прошлое, стремясь «посмотреть на красные башни родного Содома», которые в этот момент уже разрушены Божьим гневом, поэт жертвует жизнью. Он превращается в соляной столб и терпит муку этого превращения. Именно такое ощущение поэзии сделало необходимым появление такого произведения, как «Реквием».
Итак, поэтическое самоопределение у Ахматовой тесно связано с самоопределением нравственным. Нравственные устои ахматовской поэзии — сопереживание чужой боли, чувство сопричастности миру и совиновности за все его беды.
34. «Реквием» А.А. Ахматовой: проблематика и поэтика.
«Реквием» - 1930-1950-е гг.
Эпиграф из тв-ва Ахматовой:
Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл,-
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.
Поэма автобиографична, Ахматова рассказывает о себе через свое время. Поэма не представляет собой поэмы в строгом традиционном определении жанра. Поэмы Ахматовой – это цикл стихотворений, написанных в разное время, разным размером, объединенных единым сюжетом.
Поэмы противостоит традиционной советской литературе, в рамках которой она создавалась – само название говорит об этом.
«Реквием» - триединая трагедия: трагедия матери, теряющей своего сына (Лев Гумилев трижды без вины был репрессирован, т.к. он был сыном Николая Гумилева – врага народа), трагедия жены, теряющей мужа, трагедия автора, оказавшегося ненужным в своей собственной стране.
Важная часть - «вместо предисловия», хотя по сути это и есть предисловие. В нем она говорит с несчастной женщиной. Лексика не ее, а тех несчастных, стоявших с ней в тюремной очереди.
Ахматова обладает ярко-выраженным чувством собственного достоинства.
Ахматова была глубоко верующим человеком, и в «Реквиеме» обращается к образу матери божьей. Она мечтает о времени, когда ей поставят памятник. Она не могла записать текст «Реквиема» на бумаге, она носила в себе 3 десятилетия поэму, записав лишь в 1957. Она хочет видеть свой памятник на месте своих страданий – у Ленинградских столбов. Смерть Ахматова называет блаженной.
35. Футуризм как одно из течений русского литературного авангарда.
Футуризм (от лат. futurum — будущее) — общее название художественных авангардистских движений 1910-х — начала 1920-х гг. XX в., прежде всего в Италии и России. Первым футуристом считается Филиппо Томмазо Маринетти (1876-1944). Он был представлен одной малочисленной литературной группой, а в России футуризм достиг расцвета в живописи, музыке, литературе.
Основные признаки футуризма:
— бунтарство, анархичность мировоззрения, выражение массовых настроений толпы;
— отрицание культурных традиций, попытка создать искусство, устремленное в будущее;
— бунт против привычных норм стихотворной речи, экспериментаторство в области ритмики, рифмы, ориентация на произносимый стих, лозунг, плакат;
— поиски раскрепощенного «самовитого» слова, эксперименты по созданию «заумного» языка;
— культ техники, индустриальных городов;
— пафос эпатажа.
Кубофутуризм – направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Кубофутуристы: В. Маяковский, Д. Бурлюк, В. Хлебников, А. Крученых, Н. Асеев, В. Каменский, Г. Петников, Е. Буро.
Художники: К. Малевич, Матюшин, Лентулов, Ларионов.
В 1914 Маринетти приехал в Россию, и Маяковский сострил: «Господин ревизор приехал посмотреть свои отделения, а отделения-то поважнее ревизора».
Протест против буржуазной действительности. Все футуристы работали с советской властью. Поэтика кубофутуристов развивалась в двух направлениях: словотворчество и заумь.
1) Словотворчество. Связано с именем Велимира Хлебникова. Он рассматривал слово как живой организм: в каждом слове есть и вкус, и цвет, и запах. Он призывал вернуться к праязыку. Он изобретал неологизмы с уже существующими корнями: самый ходовой русский глагол «любить» и корень «люб». Он выпустил книгу – 400 неологизмов с корнем «люб». Чередование двух корней «смех/смеш.
2) Заумь. Связано с именем Алексея Крученых. Писал заумным языком, который не имел ничего общего с интеллектом.
Дыр бул щыл
убешщур
скум
вы со бу
р л эз
Эгофутуризм -в отличие от кубофутуризма, который вырос из творческого содружества единомышленников, эгофутуризм был индивидуальным изобретением поэта Игоря Северянина.
Настоящая его фамилия Лотырев. В центре вселенной – я. Вселенная вращается вокруг меня. Эгоизм, эгоцентризм. Северянин выпустил 35 книг и почти никому не был известен. Футуризм показал, что скандал – это путь к успеху, они постоянно скандалили, эпатировали публику. Северянин выпевал свои стихи с прононсом. Лев Толстой разругал его стихи в пух и прах, что привлекло внимание к его творчеству.
ХАБАНЕРА II
Вонзите штопор в упругость пробки, -
И взоры женщин не будут робки!..
Да, взоры женщин не будут робки,
И к знойной страсти завьются тропки...
Плесните в чаши янтарь муската
И созерцайте цвета заката...
Раскрасьте мысли в цвета заката
И ждите, ждите любви раската!..
Ловите женщин, теряйте мысли...
Счет поцелуям - пойди исчисли!..
А к поцелуям финал причисли, -
И будет счастье в удобном смысле!..
Стихотворение привело в ярость Толстого J
Последователи: Б.Лавренев, К.Олимпов (Фофанов).
Проблематика: протест против некрасивой скучной будничной действительности. Эстетический характер протеста.
Поэтика: использование неологизмов, очень красивых: «Офиалчен и олилиен озерзамок Мирры Лохвицкой». (см. пр.)
Противопоставление мы ßà они. Мы – это эстеты, творческие люди. Они – это обыватели, непонимающие красоту. Северянин любит использовать французские слова. Запах лилии имеет наркотические свойства, именно лилии, а не розы являются основным образом серебряного века.
Образ куртизанки в творчестве Игоря Северянина («Валентина» - см.пр.)
36. Литература и революция.
Литература первых лет революции:
1. Пролетарская поэзия
2. Новокрестьянская литература.
Эмиграция:
По неполным данным Службы по делам беженцев Лиги наций, в 1926 году официально было зарегистрировано 958,5 тысяч русских беженцев. Около 200 тысяч человек — приняла Франция; около 300 тысяч - приняла Турция (Турецкая республика) ;в Китае их находилось 76 тысяч, в Югославии, Латвии, Чехословакии , Болгарии и Греции приблизительно по 30-40 тысяч человек.
Выполнивший роль главной перевалочной базы эмиграции Константинополь со временем утратил своё значение. Признанными центрами эмиграции стали на её следующем этапе Париж, Берлин и Харбин (до его оккупации японцами в 1936 году), а также Белград и София. Русское население Берлина насчитывало в 1921 году около 200 тысяч человек, оно особенно пострадало в годы экономического кризиса, и к 1925 году их оставалось всего 30 тысяч человек. Приход к власти немецких национал-социалистов ещё более оттолкнул русских эмигрантов от Германии. На первые места в эмиграции выдвинулись Прага и, в особенности, Париж, ставший культурной столицей русской эмиграции первой волны. Важную роль в послевоенной жизни казаков здесь занимало Донское войсковое Объединение, председатель Романов В.Н.. Ещё накануне Второй мировой войны, но в особенности во время боевых действий и вскоре после войны обозначилась тенденция переезда части первой эмиграции в США.[1]
Париж, зеркало русской эмиграции
Они собирались по «понедельникам», на литературно-музыкальных вечерах в парижском ресторане «Прокоп» – весь цвет культуры Серебряного века в изгнании. Среди литературных звезд – Бунин и Куприн, Мережковский и Гиппиус, Цветаева и Ходасевич, Вертинский и Шмелев, Ремизов и Тэффи. А рядом – великая плеяда философов: Бердяев и Сергей Булгаков, Федотов и Шестов, Ильин и Зеньковский. И едва ли не весь цвет русской живописи: Бенуа и Шагал, Коровин и Сомов, Судейкин и Фальк. А с ними – звезды «Русских сезонов» Дягилева: Карсавина и Павлова, Лифарь и Спесивцева, и великий актер Михаил Чехов. Венчает эту галерею сам Федор Шаляпин. Разными путями покидали они Родину…
В литературе
Булгаков М. «Бег»
Толстой А. «Эмигранты», «Похождения Невзорова, или Ибикус»
Барякина Э. «Белый Шанхай»
документальная литература:
Ильина Н. «Возвращение» (об эмиграции в Китае)
Дети эмиграции. Воспоминания / Под редакцией профессора В. В. Зеньковского. — Аграф, 2001. — (Символы времени).
Вторая мировая война породила новый поток русских эмигрантов. Это были граждане Прибалтийских республик, не желавшие признавать советскую власть; военнопленные, справедливо опасавшиеся возвращения домой; молодые люди, вывезенные с оккупированных фашистами территорий в Германию в качестве дешевой рабочей силы; наконец, это были люди сознательно вставшие на путь борьбы с советским тоталитаризмом. По далеко не полным данным к 1952 году только в Европе было 452 тысячи перемещенных граждан СССР. 548 тысяч русских эмигрантов прибыло в Америку в период с 1941 по 1950 гг.(The Encyclopedia Americana: International Edition. Vol. 37. - N.Y., 1993.- P. 525).
Во второй волне русской эмиграции было немало людей, посвятивших себя литературному творчеству. Среди них поэты Иван Елагин, Ольга Анстей, Дмитрий Кленовский, Юрий Иваск, Борис Нарциссов, Игорь Чиннов, Валентина Синкевич, поэты и прозаики отец и сын Марченко (взявших себе соответственно псевдонимы Николай Нароков и Николай Моршен), Сергей Максимов, Владимир Марков, Борис Филиппов, прозаики Леонид Ржевский, Владимир Юрасов, Борис Ширяев и многие другие. С первой волной новых изгнанников объединяло политическое неприятие советской реальности, связь с дореволюционной культурой (в 20-30-е годы, на которые пришлось их детство, ее остатки не были полностью искоренены; к тому же большинство писателей второй волны происходили из образованных семей), горечь изгнания и горечь ностальгии. Если беженцы первых послевоенных лет испытали ужасы революции и гражданской войны, то на долю эмигрантов второй волны выпал или сталинский ГУЛАГ (Б.Ширяев, Н.Нароков, С.Максимов), или ощущение "вины" за свое происхождение и страха за свое будущее (Д.Кленовский, И.Елагин, Н.Моршен, О.Анстей).
37. Поэзия Пролеткульта.
«Пролеткульт» - пролетарская культура. «Кузница» - называли себя «кузнецами»: В.Кириллов, М.Герасимов, Н.Полетаев, С.Обрадович, В.Александровский, С.Годов, И.Филиппченко, П.Арский.
Они были новаторами, т.к. воспевали гос-во нового типа: РСФСР. Использовали новую аббревиатуру, иногда давали ее в разбивку: «…РСФС и Р…». Пролетарские поэты были коллективистами, писали от имени коллектива: «мы». Маяковский это заметил и сказала: «Пролеткульт не говорит ни про «я», ни про «личность». «Я» для Пролеткульта все равно что неприличность».
Содержание было новаторским, а поэтика была старой, поэты обращались к старой модернистской лексике и приемам. Новое содержание пытались влить в старые формы.
Визгизм- высокая патетика при пустоте содержания.
Из всех поэтому выделялся особенно Василий Казин, его сборник «Рабочий май» (1921). Произведения, повествующие о труде как творчестве. Тексты написаны от имени рабочих разных профессий, отходит от принципов Пролеткульта, используя «я».
Стихотворение «Жестянщик» (не нашла это стихотворение в интернете!)– аллитерация на «ж» и сонорные. Стружки, как русые кудри, они пахнут медом.
В их произведениях краткость боевого приказа. Возглас: «Ура!»
Основные жанры – марш и боевая песня.
Два запрета:
1) Запрет писать об искусстве. Их задача – уничтожить старое буржуазное искусство и создать новое пролетарское. В этом плане убийственен Владимир Кириллов: «Разрушим музей, растопчем искусства цветы», Маяковский: «Время пулям по стенкам музеев тенькать».
2) Запрет писать о любви, т.к. не время сейчас заниматься любовными бреднями. Они оставляют эту тему на потом.
Поэма С.Родова «Инна» - о девушке из буржуазной среды. Но коллектив открыл герою глаза, в финале он говорит ей: «ты и мы».
Новокрестьянские писатели вступают в спор с пролетарскими: «Мы все возьмем, мы все познаем, пронижем глубину до дна» (М. Герасимов, см. пр.). Адское самомнение у пролетарских поэтов.
38. Литературные группировки 1920-х годов (РАПП, «Серапионовы братья», конструктивизм).
«Серапионовы братья» - объединение писателей (прозаиков, поэтов и критиков), возникшее в Петрограде 1 февраля 1921. Название заимствовано из цикла новелл немецкого романтика Э. Т. А. Гофмана «Серапионовы братья», в которых описывается литературное содружество имени пустынника Серапиона.
Группировка была создана в Петрограде в 1921 году.
Первоначально группа сложилась из кружка учеников Е. Замятина и В. Шкловского, занимавшихся в «Доме искусств», а затем в «Литературной студии» под руководством К. Чуковского, Н. Гумилёва и Б. Эйхенбаума.
Членами объединения были Лев Лунц, Илья Груздев, Михаил Зощенко, Вениамин Каверин, Николай Никитин, Михаил Слонимский, Виктор Шкловский, Владимир Познер, Елизавета Полонская, Константин Федин, Николай Тихонов, Всеволод Иванов.
В своих декларациях объединение в противовес принципам пролетарской литературы подчёркивало свою аполитичность.
Наиболее полно позиции «Серапионовых братьев» выражены в статье «Почему мы Серапионовы братья», подписанной Л. Лунцем, в которой на вопрос «С кем же вы, Серапионовы братья? С коммунистами или против коммунистов? За революцию или против революции?» прозвучал ответ: «Мы с пустынником Серапионом». Михаил Зощенко прямо заявлял: «С точки зрения партийных я беспринципный человек… Я не коммунист, не монархист, не эс-эр, а просто русский» (там же). «Серапионовы братья» в ряде статей выступали против идейности в искусстве («Мы пишем не для пропаганды», декларировал Л. Лунц), отстаивая старый тезис идеалистической эстетики о незаинтересованности эстетического наслаждения.
С точки зрения партийной критики, позиции объединения отражали идеологию растерявшейся мелкобуржуазной интеллигенции после октябрьского переворота.
Сопровождавшие социалистическое строительство репрессии и усиление цензурного гнёта вынудили часть «серапионовцев» принять платформу советской власти.
В 1921 эмигрировали покровительствовавшие группе Горький и Шкловский, в этом же году уехал в Париж Познер, в 1923 уехал в Германию на лечение Лунц, в 1924 перебрались в Москву Никитин и Иванов. С 1923—1924 Объединение начало хиреть, а в 1926 совсем прекратило свои собрания, однако не было официально распущено.
Влияние Шкловского: «Содержание произведения равно сумме его стилистических приемов».
Горький оказал большое влияние на творчество каждого из серапионов. Федин: «Горький среди нас».
Конструктивизм – литературное течение, появившееся в Москве весной 1922. Первыми ее членами стали поэты А. Чичерин, И. Сельвинский и критик К. Зелинский (теоретик группы). Изначально программа конструктивистов имела узко формальную направленность: на первый план выдвигался принцип понимания литературного произведения как конструкции. В окружающей действительности главным провозглашался технический прогресс, акцентировалась роль технической интеллигенции.
Причем трактовалось это вне социальных условий, вне классовой борьбы. В частности, было заявлено: «Конструктивизм как абсолютно творческая школа утверждает универсальность поэтической техники; если современные школы, порознь, вопят: звук, ритм, образ, заумь и т. д., мы, акцентируя И, говорим: И звук, И ритм, И образ, И заумь, И всякий новый возможный прием, в котором встретится действительная необходимость при установке конструкции <...> Конструктивизм есть высшее мастерство, глубинное, исчерпывающее знание всех возможностей материала и уменье сгущаться в нем».
Но в дальнейшем конструктивисты постепенно освободились от этих узко очерченных эстетических рамок и выдвинули более широкие обоснования своей творческой платформы.
Произошла подмена понятий: методология конструктивизма теперь ставилась в прямую зависимость от идеологических принципов. Здесь возникли первые разногласия, в связи с чем от конструктивизма отошел Чичерин, а вокруг Сельвинского и Зелинского сгруппировался ряд авторов: Б. Агапов, Дир Туманный (Н. Панов), В. Инбер, Е. Габрилович. В 1924 г. был организован Литературный центр конструктивистов (ЛЦК). Позднее к ним присоединяются Н. Адуев, В. Луговской, А. Квятковский, В. Асмус, Э. Багрицкий, Н. Огнёв, Н. Ушаков, а также группа молодых поэтов: В. Гусев, Г. Кац, И. Колтунов, А. Кудрейко (Зеленяк), К. Митрейкин, Л. Лавров и др., шутливо именуемых «констромольцами».
Произведения – конструкция, слова – констуэма.
Это было течение с ориентацией на американские достижения.
Принципы:
1) Смысловая доминанта
2) Емкость художественной речи: повышение смысловой нагрузки на единицу слова
3) Конструирование произведения из его темы
4) Введение в художественное пространство стиха повествовательного элемента. (тактовик И.Сильвинского)
Постоянная острая критика конструктивистов со стороны теоретиков марксистского толка привела в 1930 г. к ликвидации ЛЦК и образованию «Литературной бригады М. I», вошедшей в федерацию объединений советских писателей (ФОСП), осуществлявшей «объединение различных писательских группировок, желающих активно участвовать в строительстве СССР и считающих, что наша литература призвана сыграть в данной области одну из ответственных ролей».
В декабре 1930 г. «Бригада» самораспустилась.
РАПП – литературное объединение в СССР, образованное в 1925 на 1-й Всесоюзной конференции пролетарских писателей. После образования ВОАПП в 1928 году РАПП занял в нём ведущие позиции. Самая многочисленная из литературных группировок тех лет (4000 членов + 100.000 сторонников). В Москве – МАПП, в Ленинграде – ЛАПП, в Ростове – РостАПП, Минск – БелАПП, Краснодар – СевкАПП. Российская Ассоциация Пролетарских Писателей.
18 июня 1925 года была опубликована резолюция ЦК РКП(б) «О политике партии в области художественной литературы». Говорилось о свободном соревновании различных литературных школ и группировок. В начале 30-х гг. все изменится.
2 периода:
1) РАПП 1-й половины 20-х гг. (Фурманов, Родов, Ернилов, Лелевич)
2) РАПП 2-й половины 20-х гг. (Кирмаон, Лебединский, Фадеев, Авербах)
Основным направлением литературы рапповцы признали психологизм, «живого человека», психологический анализ изображаемых героев.
В истории литературы ассоциация знаменита прежде всего нападками на литераторов, не соответствовавших, с точки зрения рапповцев, критериям настоящего советского писателя. Давление под лозунгом «партийности литературы» оказывалось на таких разных писателей, как М. А. Булгаков, В. В. Маяковский, Максим Горький, А. Н. Толстой и других. Все эти явления были подвергнуты критике в Резолюции Политбюро ЦК РКП (б) от 18 июня 1925 «О политике партии в области художественной литературы».
К 1930 все остальные литературные группировки были практически разгромлены, и РАПП усилил директивный тон. Например, резолюция от 4 мая 1931 призывала всех пролетарских писателей «заняться художественным показом героев пятилетки» и доложить об исполнении этого призыва-распоряжения в течение двух недель. Внутри РАПП обострилась борьба за власть и усилились идеологические разногласия, и вскоре такое положение перестало устраивать партийное руководство.
РАПП вместе с ВОАПП, так же, как и ряд других писательских организаций, был расформирован постановлением ЦК ВКП (б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г., вводившем единую организацию, Союз писателей СССР. Впрочем, руководители РАПП заняли высокие посты в новом СП. Большинство членов РАПП вошли в Союз писателей.
39. Борьба «двух миров» в литературе 1920-х годов.
После революции 1917 г появляется много произведений, которые пытались показать нового героя, сложный путь его самоопределеия в эпоху, где непонятно, на чьей стороне быть.
Второстепенные писатели: Сивачев, Яковлев, Степной, Бессалько, Невров.
В их прозе был герой нового времени, сложившийся человек. Не показывали путь развития, путь формирования. Герою нужно было только выбрать, с кем быть.
Остро стоял вопрос изображения героя нового типа, формировавшегося в результате событий 1917 года. Также нудны были произведения, показывающие массовый характер революции, характер ее движущих сил. Все это смогло осуществиться только после 1921 – переломный год в истории отечественной литературы:
1) Укрепляется база литературного движения.
2) Впервые появляется современный роман нового типа.
3) На новую вершину поднимается жанр рассказа.
Появляется огромное число «толстых» лит-худ.журналов. в 1921 утверждаются один за другим: «Красная Новь», «Красная Нива», «Книга и революция», «Печать и революция», «Октябрь», «Новый мир», «Молодая гвардия», «Сибирские огни».
Журналы могли печатать произведения крупных жанров: повести, романы, романы-эпопеи.
В 1921 появляется первый современный роман нового типа «Голодный год» Борис Пельняк. Ученик А.Белого. новая проза должна быть бесформенной по Белому, потому что революцию взять сюжетом невозможно.
В.Б. Шкловский: «Если Белый – это дым, то Пельняк – это тень от дыма».
Нет главного героя (сюжет рассыпается на эпизоды), намеренно подчеркивается незаинтересованность судьбой героев.
Рассказ тоже поднимается на новую высоту.
А.И. Солженицын: «Рассказ требует от писателя величайшего мастерства, умения на малом пространстве изложить многое».
Всеволод Иванов «Дите» рассказ нового типа. Новое решение проблемы чувства и долга.
Борис Лавриев «Сорок первый» 1924 авантюрный сюжет, выключение героев из внешней серды.
1926 опубликованы две книги: И.Бабель «КонАрмия», М. Шолхов «Донские рассказы». Обе книги о гражданской воуне, но разные, во многом – противоположные.
Бабель – натуралист, описывает кровавые сцены – запах крови и мяса. Бабель считал, что революция не может не стрелять, потому что она революция.
Шолохов – гуманистический пафос. Нет ничего страшнее гражданской войны. Брат идет на брата, невиновны ни те, ни другие, они просто по-разному любят Родину. Для Шолохова гражданская война – огромная трагедия. («Родинка», «Жеребенок»). Все рассказы Шолохова – трагедии, в которых никто не виноват.
Развивается жанр новеллы. По объему сопоставим с рассказом, но нет описательности. Стремительно развивающийся сюжет – центростремительный.
Ю.Б. Тынянов – талантливый человек с трагичной судьбой.
1927 новелла «Подпоручик Киже» в основе литературный анекдот. Обостренный интерес к истории и лит.анекдоту. Избавляет от необходимости вырисовывать фон и персонажей.
А.Фадеев «Разгром»
Д.Фурманов «Мятеж», «Чапаев»
Всев.Иванов «Бронепоезд №14/69»
Зазубрин «Щепка»
Интерес к личностям (Чапаев). У Фадеева – интерес к людям массы.
40. Характеристика раннего творчества В.В. Маяковского.
В.В.Маяковский (1893-1930). Раннее творчество – кубофутуризм. Манифест «Пощечина общественному вкусу». М. принимает участие в 1913-1914 гг. в знаменитом турне футуристов по южным городам России: Киев, Харьков, Одесса. Его муза – Мария Денисова, ей посвящена поэма «Облако в штанах». М. показывает себя как мастер рифмы: замш – замуж.
Соседство рядом или в пределах одного произведения образов огромной глубины и силы. У него большое самомнение.
М. противопоставляет поэта и толпу. Поэт – это он сам, толпа – это масса необразованных и грубых людей.
Противопоставление чистой природы и грязного человека («Нате!» см. пр.)
К началу 20-х гг:
1) Расширение сферы изображаемых явлений
2) Постепенный переход от эмоционального восприятия к аналитическому
3) Переход от условного изображения (аллегория) к изображению реальных людей с тенденцией к типизации.
В лирике Маяковского предреволюционной поры явственно ощутимы две интонации: негодующе-сатирическая, осмеивающая уродливые явления, социальные язвы российской действительности, и трагедийная, связанная с темой гибели человека, носителя светлых идеалов гуманизма и демократии, в условиях «страшного мира». Это роднит Маяковского с другим выдающимся поэтом начала века — Александром Блоком.
41. Тема поэта и поэзии в творчестве В.В. Маяковского.
Чувство личной ответственности человека (поэта) за все происходящее вокруг.
«Забота о чистоте мостовых – тоже задача поэзии». Маяковский поэтому идет в рекламу. Он воспел Моссельпром. Из-под пера Маяковского выходила талантливая реклама. «Нигде, кроме как в Моссельпроме!». Статья «Как делать стихи?», где он вводит читателя в свою творческую лабораторию. Он писатель социального заказа, он пишет то, что от него ждет страна. М. говорит о теме поэта и поэзии в стихотворениях «Юбилейное», «Сергею Есенину», «Товарищу Нетте – пароходу и человеку», в поэме «Во весь голос». Для него поэзия – это каторжный труд. «Поэзия – это добыча радия». М. многому учит, особенно в стихотворении «Сергею Есенину»
Анализ стихотворения (полезная штука):
Многие когда-нибудь видели прорастающие сквозь каменные плиты, сквозь трещины в асфальте, везде, где только можно, прекрасные цветы. Такова и суть поэзии. Душа поэта, его воображение похожи на плодороднейшую почву, на которой с трудом, с мукой, с усилием, но все же упрямо прорастают мысли- стихи. Из грязи, из пыли, из черной почвы, из самых глубин тянутся ввысь эти хрупкие ростки, чтобы потом обрести настоящую силу, расцвести, показать всем свою красоту, свою прелесть. И чем чаще будет обхажи-вать, рыхлить поэт эту почву своего ума, чем больше дождей вдохновения прольется на нее, тем лучше вырастут цветы, плоды этих трудов. Только такие стихи - взращенные с мучение, те, на которые положено много труда, искренние, идущие из глубины души поэта - только такие стихи можно назвать настоящими стихами, настоящими произведе-ниями искусства. Таковы стихотворения многих поэтов, и Маяковский в их числе. В своем стихотворении "Сергею Есенину" он говорит о проблеме поэта и его поэзии.
Пространство стихотворения довольно интересно - это мир людей. В целом цветовая гамма совсем не богата, потому что автор, возможно, хотел обратить внимание читателя больше на содержание. Особенно выделяются белый и черный цвета ("Е чтоб щеки заливал смертельный мел", чернила). С одной стороны, такие цвета характерны для главных атрибутов поэта - листа чистой бумаги и чернил. С другой стороны, пространст-во, окрашенное в такие тона, напоминает о смерти, о бледности покойников, о сырости и черноте земли, в которую их закапывают, об одиночестве и темноте, окружающей человека после смерти ("ЕПустотаЕ Летите, в звезды врезываясь").
Стихотворение наполнено массой различных звуков, в основном резких, похожих на окрики, и звенящих. В некоторых строчках звонкие звуки соответствуют больше самой жизни, принадлежат ей, а тихие, шипящие ("заупокойный", "прошлых", "переделавши") - умиранию, смерти:
Кроме того, есть в стихотворении и "бронзы звон", и "гремящий скандалист", и "трехпалый свист". Маяковский кричит, но не каждый может услышать его слова.
Стихотворение написано в излюбленной манере Маяковского - лесенкой. Его можно отнести к тоническим стихам, в которых учитывается лишь количество ударных слогов в строке. Некоторые слова Маяковский выносит с конца строки на новую, таким образом выделяя их, останавливая на них внимание:
Благодаря всему этому создается впечатление сбивчивой, отрывистой, несколько взволнованной речи. Использование перекрестной рифмы (смяло - вина - мало - вина, классом - до драк - квасом - дурак) придает мыслям автора четкость, законченность, но рифма не всегда явная (врезываясь - трезвость), из-за чего стихотворение еще больше похоже на настоящий, живой разговор. А ряд используемых автором неологизмов (бредь, рассоплено, калекши) также придает звучанию речи действительно разговорный характер.
Здесь можно отметить как одну из особенностей стихотворения его форму. Маяковский постоянно обращается к Есенину, словно ведет разговор с ним живым, могущим его услышать: "Вы ушли, как говорится, в мир инойЕ" Причем разговор этот идет в настоящем времени, как любой обычный разговор. Такое построение мыслей автора придает им особенную интимность, когда появляется возможность высказать все наболевшее, признаться в том, о чем обычно не говорится, о чем умалчивается. В таком плане стихотворение воспринимается как некая исповедь автора, где обращение к Есенину - это лишь повод оформить свои до сих пор не высказанные сомнения в четкие мысли о предназначении поэта, о месте поэзии в жизни поэта. Для Маяковского создание стихов - это некое умение, способность ("ЕВы ж такое загибать умели, что другой на свете не умел".). Причем такая способность не просто так дается, ее нужно использовать, использовать как полезное, нужное, ведь поэт - подмастерье народа. Поэту нужно всегда творить, и творить свободно, всегда говорить о том, что у него на душе главное. Поэтому, конечно, Маяковский осуждает тех, кто считает, что "Е к вам приставить бы кого из напостов - стали б содержанием премного одаренней", ведь невозможно творить по чьей-то указке, под надзором, потому что тогда начинаешь писать "утомительно и длинно", а главным становится число строк, а не их содержание. Автор понимает, что поэт без свободы - не поэт, что у такого человека нет выбора: или становиться подражателем, или умереть. Несвобода для поэта как отсутствие чернил. Возможно, поэтому Маяковский говорит: "Почему же увеличивать число самоубийств? Лучше увеличь изготовление чернил!" Маяковский презирает те пути, которые "протоптанней и легче". Для него невозможна сама мысль о том, что можно сдаться, остановиться, бросить все, уйти. Поэтому он не может понять Есенина, сделавшего это. Есенин, талант которого Маяков-ский признает одним из лучших, перестает бороться, перестает сражаться, умирает - и перестает творить, а для Маяковского не существует такой возможности, чтобы он по собственному желанию перестал создавать свои стихи. В любой ситуации он стремится воспеть жизнь, и для него смысл ее - в безостановочном движении вперед. Без сомнений, без сожалений, без оглядки: "Марш!.." И пусть жизнь трудна, но он вырвет "радость у грядущих дней". И зная о том, что случается с поэтом после смерти, когда "к решеткам памяти уже понанесли посвящений и воспоминаний дрянь", "ваше имя в платочки рассоплено", а стихи мямлят и мнут, Маяковский, как настоящий оратор с трибуны, призывает всех читателей: "в этой жизни помереть не трудно", а у настоящих поэтов, по Маяковскому, весь смысл их творчества в том, чтобы "сделать жизнь", что "значительно трудней". Но труд поэта всегда был, есть и будет тяжелым. Как крестьяне всю свою жизнь вспахивают землю, чтобы на ней вырос хлеб, пища для тела, так и поэт посвящает свое существование нелегкому вспахиванию огромных и неосвоенных полей своей души, чтобы на них проросли стихи, пища для души, ведь "слово - полководец человечьей силы".
Наверное, можно утверждать, что Маяковский хотел в этом стихотворении передать свое отношение к поэзии и поэтам. Обозначив для себя цель - жить, чтобы "сделать жизнь" и воспеть ее, - он всегда стремился к этому. И его, без сомнения, можно отнести к тем великим поэтам, которым удалось взрастить в своих душах прекраснейший цветок - цветок поэзии.
42. В.В. Маяковский как лирический поэт.
Поэма «Люблю» (1922), поэма «Про это» (1923), стихотворение«Лиличка!» (1916). Адресовано Лилии Юрьевне Брик, музе Маяковского.
1927 г. – знакомство с Татьяной Яковлевой в Париже. Это огромное событие в жизни М. Пишет ей стихи: «Письмо из Парижа товарищу Кострову о сущности любви». Костров – главный редактор газеты «Комсомольская правда».
Для М. любовь – это то, что делает человека лучше, поднимает человека. И если уж ревновать любимую женщину, то не к соседу, а к какому-нибудь великому человеку.
«Письмо Татьяне Яковлевой». Здесь и личная тема – тема любви М. к этой женщине. Личное чувство пропущено через чувство партийное, советское. «Я не сам, а я ревную за советскую Россию». Сближение чувств личных и политических.
Неудачи в личной жизни приблизили трагический конец Маяковского 1 апреля 1930 года.
43. Художественное мастерство Маяковского-сатирика («О дряни», «Прозаседавшиеся», «Клоп», «Баня»).
Малые жанры – стихи, крупные жанры – пьесы.
Малые жанры: до революции он сатирически писал о «жирных» и «сытых». После революции писал о врагах советского государства: внешних (Антанта) и внутренних (чиновники).
Внутренний враг страшнее внешнего. У М. талантливый собирательный образ чиновника-бюрократа. В малых жанрах есть 2 сатирических произведения: «О дряни» и «Прозаседавшиеся».
«О дряни» начинается со слов: «Слава, слава, слава героям!», а затем резко перебивается разговором о дряни.
Слава, Слава, Слава героям!!!
Впрочем,
им
довольно воздали дани.
Теперь
поговорим
о дряни.
Прием персонажей, разоблачающих себя через свою речь. В этом стихотворении показан диалог мужа и жены. Советская эмблематика – высший свет. РевВоенСовет.
«Прозаседавшиеся». Это стихотворение понравилось Ленину. Кольцевая композиция. Прием разбивки аббревиатуры:
Глав
Ком
Полит
Просвет
Много заседаний по никчемным поводам. Главный прием в этом стихотворении – прием гротеска («О дьявольщина! Сидят людей половины, где же половина другая?»)
Крупные жанры: пьесы «Клоп, «Баня» (1828-1829)
Пьеса «Клоп». Главный герой – Пьер Присыпкин. Опять речь служит саморазоблачению героев. «Свое древнее незапятнанное пролетарское происхождение». В финале Присыпкин в клетке, представляющий собой получеловека и полузверя.
Пьеса «Баня». Главный герой – Победоносиков, главначпупс (главный начальник по управлению согласованием).
Чудаков изобретает машину времени, но она не может пробиться сквозь бюрократические рогатки. Его заместитель Оптимистенко. Из будущего на своем корабле прилетает Феерическая женщина, которой поручено забрать в будущее лучших людей 20 века. Победоносиков и Оптимист
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 5523;