Есенин и имажинизм.
Имажинизм (от фр. и англ. image — образ) — литературно-художественное течение, возникшее в России в первые послереволюционные годы на основе литературной практики футуризма.
Имажинизм был последней нашумевшей школой в русской поэзии XX века. Это направление было создано через два года после революции, но по всей своей содержательной направленности ничего общего с революцией не имело.
В 1919г имажинизм оформили несколько человек. С одной стороны: Есенин, Грузинов, Кусиков (левое крыло); с другой стороны: Шершеневия, Мариенгоф, Эрдман (правое крыло).
Левое крыло – почвенный, органический имажинизм на основе фольклора, правое крыло – урбанистический.
В литературном творчестве самое главное – образная система. Шершеневич: «Поэзия без образа безобразна», Мариенгоф: «Задача писателя – как можно глубже всдаить в ладони читательского восприятия занозу образа».
Лидеры имажинистов были теоретиками. С. Есенин, 1918 «Ключи Марии», Мариенгоф, 1920 «Буян-остров», Шершеневич, 1920 «Кому я жму руку».
Есенин был имажинистом еще до создания школы. Имажинист – тот, кто владеет образной системой. (например, Слово о полку Игореве).
1910 г Есенину 15 лет, имажин. Текст: «Изба-старуха челюстью порога..»
Есенин вступил в ряды имажинистов и подписался под Декларацией, отражавшей представления в основном Шершеневича и Мариенгофа, первый из которых был выходцем из околофутуристических кругов, второй тяготел к ним духовно. Этих новых приятелей Есенина нескрываемо раздражал его «национализм», но им нужно было его громкое имя как знамя набирающего силу движения. Шершеневич в рецензии на «Ключи Марии» писал: «Эта небольшая книга одного из идеологов имажинизма рисует нам философию имажинизма, чертит то миропонимание новой школы, которое упорно не хотят заметить враги нового искусства. <...> Отмежевавшись от беспочвенного машинизма русского и итальянского футуризма, Есенин создает новый образ современной идеологии».
Есенин скоро отошел от имажинизма, уже в 1921 году печатно назвав занятия своих приятелей «кривлянием ради самого кривляния» и связав их адресованное окружающим бессмысленное ерничество с отсутствием «чувства родины».
Основные признаки имажинизма:
— главенство «образа как такового»;
— образ — максимально общая категория, подменяющая собой оценочное понятие художественности;
— поэтическое творчество есть процесс развития языка через метафору;
— эпитет есть сумма метафор, сравнений и противоположений какого-либо предмета;
— поэтическое содержание есть эволюция образа и эпитета как самого примитивного образа;
— текст, имеющий определенное связное содержание, не может быть отнесен к области поэзии, так как выполняет скорее идеологическую функцию; стихотворение же должно представлять собой «каталог образов», одинаково читаться с начала и с конца.
Дата добавления: 2016-05-25; просмотров: 22976;