Образ власти как социально-политический конструкт.

Специфические особенности современной российской власти во многом предопределены сложившимися историческими формами российской государственности, моделью власти, укорененной в историческом сознании народа и сформировавшимися социальными практиками власти. Поэтому, говоря об имидже власти, о том, как власть воспринимается народом, какой образ власти складывается в массовом сознании, необходимо понимать историческую природу государства и его властных институтов в контексте исторически сложившихся особенностей российской национальной культуры.

Проблема взаимоотношения власти и народа, личности и государства была актуальна для нашей страны во все исторические времена. Образ власти предстает как:

- феномен массового повседневного сознания и принадлежит области социальных чувств, ожиданий, надежд, представлений и восприятий;

- весомую роль в нем играют знания, социально-политический опыт, социально-политическая зрелость, социально-политическая рефлексия.

Значит, в нем присутствует и интеллектуальная составляющая, которая в информационном обществе играет возрастающую роль.

Образ власти как феномен массового повседневного сознания есть социальный политико-властный конструкт, который:

1. С одной стороны, выступая порождением конкретной социально-политической культуры общества, этот образ конституируется реальными социально-политическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде объективен, как порождение этих реальных условий.

2. С другой стороны, он конструируется воздействием методов политической и государственной идеологии и пропаганды, посредством средств массовой коммуникации, политической рекламы, он продуцируется политическим пиаром и политическими манипуляциями, различными политическими технологиями, в том числе он конструируется исследователями посредством обоснования тех или иных идеологических, политических, государственных или национальных идей и ценностей.

Следовательно, формирование образа власти с одной стороны, касается общественно-политических устоев, национального менталитета и традиций, а с другой – продуцируется политическими технологиями.

Образ власти как конструкт:

- это порождение конкретной политической культуры общества, существующий в силу того, что люди согласны или предпочитают действовать определенным образом, так или иначе оценивать те или иные социальные явления, следовать определенным правилам и нормам.

- это спектр сложных социальных отношений, созданных под воздействием реальных социально-политических условий. Этот образ конституируется, то есть создается реальными социально-политическими условиями, является их выражением и продуктом и в некотором роде он объективен как порождение этих реальных объективных условий. Но, с другой стороны, он конструируется целенаправленным образом.

Именно так создается социальный конструкт образа власти:

- по своей природе он дискурсивен, то есть является обоснованным языковым выражением социально-политических чувств, мыслей и ценностей (это - общественное мнение, оценочные суждения и даже политические анекдоты);

- по происхождению выступает непроизвольным продуктом эпохи и произвольным, то есть осмысленным и целенаправленным результатом идеологического воздействия на массовое сознание.

Итак, социальный конструкт – это понятие, вводимое или создаваемое исследователями по поводу наблюдаемых событий, отношений или объектов согласно оценке, масштабу ценностей, правилам предпочтения. Социальные конструкты – это искусственные теоретические образования с инструментальными служебными функциями, предназначение которых двойственное:

1. с одной стороны, это теоретические термины, характеризующие определенный тип социальных отношений (в данном случае – образ власти);

2. с другой стороны, социальные конструкты – специфические маркеры социальных практик, указывающие на то, что именно отражением чего в данном случае является (в данном случае образ власти – это отражение в массовом сознании и поведении, в социальной коммуникации, в социальном повседневном дискурсе сложившихся отношений власти и социальных практик власти и оценка этого явления).

Образ власти как социальный конструкт имеет амбивалентную (неоднозначную, двойственную) природу:

- спонтанен как ментальный образ

- одновременно целенаправленно создается и корректируется как бренд, имидж и репутация.

В спонтанности конструкта образа власти имеет место отражение ментальности и социально-культурного контекста, формирование образа власти в семье и в процессе социализации.

Образ власти создается под воздействием методов политической и государственной идеологии и пропаганды, посредством средств массовой коммуникации, политической рекламы и политического маркетинга, он продуцируется политическим пиаром и политическими манипуляциями, различными политическими технологиями, в том числе он конструируется исследователями посредством обоснования тех или иных идеологических, политических, государственных или национальных идей и ценностей.

Процесс противоречивого единства спонтанности создания образа власти и его целенаправленного создания будем называть формированием образа власти.

В массовом повседневном сознании власть, как правило, персонифицирована, то есть ассоциируется с конкретными личностями, политическими лидерами, представителями власти, харизматическими личностями современного политического бомонда. Это касается всех ветвей − законодательной, исполнительной, судебной − и всех уровней власти − районного, городского, областного, федерального.

Механизм формирования образа власти не тождественен, как имиджу политического лидера, так и самому образу власти:

- Образ власти – это конструкт, то есть определенный, имеющий амбивалентную природу феномен в виде результата сложного вектора взаимодействий, а формирование образа власти – это процесс.

- Образ власти – не отражение особенностей того или иного из государственных институтов или в целом государства, а отражение сложившихся политических практик использования власти, распространения власти, властного управления, делегирования власти и т.п.

Сам образ власти амбивалентен: с одной стороны, как социальный факт есть объективное отражение в массовом общественном сознании сложившихся политических практик, а с другой стороны, как политический имидж или политическая репутация есть результат воздействия на массовое сознание специфических политических технологий.

Соответственно этому, процесс формирования образа власти также амбивалентен:

- включает в себя отражение в массовом сознании политических практик - целенаправленное формирование массового сознания посредством политических технологий, благодаря чему рассмотрение данного процесса должно включать в себя различные исследовательские ходы, характерные для указанной амбивалентности.

Наконец, нельзя не учитывать то, что данный процесс касается и социально-психологических механизмов формирования представлений о субъекте власти. При этом необходимо учитывать, что складывающиеся в сознании различных социальных групп населения представления о власти во многом обусловлены специфическими социально-психологическими механизмами их формирования (в том числе, демографическими, этно-национальными, профессиональными, территориальными и др.).

Необходимо иметь в виду, что формирование представлений о власти протекает на двух основных уровнях:

1. непосредственном (образ складывается за счет отражения отдельными категориями населения внешне непосредственно наблюдаемых и регистрируемых результатов деятельности государственного или политического руководителя и представляемого им органа власти),

2. опосредованном (представления складываются за счет доведения до населения посредством СМИ, пиар-технологий, интернет-технологий, политической рекламы и т.п.).

Итак, рассматривая механизмы формирования образа власти, будем исходить из представления о том, что образ власти есть амбивалентный по своей природе социальный, политический, психологический, ментальный устойчивый конструкт, формирование которого осуществляется двойственно:

- спонтанно, как отражение в национальном архетипе сложившейся социально-политической культуры и сложившихся политических практик и

- целенаправленно посредством специфических коммуникативных, информационных, психологических, маркетинговых, электоральных технологий и политического менеджмента.

Имидж как аналог образа власти выступает в роли связующего звена между субъектом власти и гражданами. Имидж служит отражением как интересов аудитории, так и интересов субъекта власти. Имиджеобразование – это попытка совместить эти интересы. Продвижение имиджа − это своего рода коррекция образа в соответствии с тем, что ждет от него аудитория.

Поэтому к характеристикам имиджа политической власти относятся:

- требования соответствия социальным ожиданиям масс;

- стереотипность, обеспечивающая адекватность восприятия власти общественным сознанием;

- непротиворечивость, прагматичная реалистичность, оптимально подстроенные под конкретные страты общества;

- открытость, вариабельность и целостность, помогающие власти верно ориентироваться в ситуации и вовремя реагировать на «болевые точки» общества. Формирование имиджа — необходимое условие эффективного функционирования политической власти.

Итак, имидж − это результат деятельности политического субъекта, обеспечивающий ему определенный социально-политический статус.








Дата добавления: 2016-12-26; просмотров: 3420;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.009 сек.