Серебряный век» русской культуры (конец XIX - начало XX вв.).
Для литературы конца XIX - начала XX вв. характерно многообразие эстетических исканий, средств художественной выразительности. Активно работают писатели и поэты различных направлений: реалисты, модернисты, символисты, футуристы, эгофутуристы, акмеисты. Этот период обычно называют «серебряным веком» литературы и искусства России. Огромным влиянием и популярностью пользовались писатели и поэты: Л. Толстой, А. Чехов, В. Короленко, И. Бунин, А. Блок, А. Белый, В. Брюсов, М. Горький, А. Ахматова, Н. Гумилев, М. Цветаева, С. Есенин, В. Маяковский, А. Андреев, И. Северянин и другие. В начале XX века появляются новые произведения Л.Н. Толстого («Воскресенье», «Хаджи Мурат», «Живой труп»); А.П. Чехова («Мужики», «Ионыч», «Невеста», «В овраге»; пьесы «Чайка», «Три сестры», «Дядя Ваня», «Вишневый сад»); В.Г. Короленко («Дети подземелья», «Река играет», «Огоньки»); М. Горького («Песня о соколе», «Песня о буревестнике», роман «Мать», пьесы «На дне», «Дачники», «Дети солнца»). На рубеже XIX и XX вв. в литературе появилось новое направление - модернизм, которое в то время называли декаденством («упадок»). Как модернисты начинали свою деятельность В. Маяковский, Б. Пастернак. Этот период в русскую литературу входят яркие своеобразные поэты: Марина Цветаева, Максимилиан Волошин, Сергей Есенин.
В живописи, как и в литературе, существовало много направлений: реализм, импрессионизм, модернизм, примитивизм, абстракционизм. Каждое направление имело своих сторонников и ярых противников. Братья А.М. и В.М. Васнецовы, В.В. Верещагин, В.Е. Маковский, В.Д. Поленов, И.Е. Репин, В.И. Суриков - реалисты. В это время великий Репин пишет много портретов: П.А. Столыпина, Л.Н. Толстого, В.Г. Короленко, В.М. Бехтерева. Другое направление представляли художники Б.М. Кустодиев, М.В. Нестеров, А.П. Рябушкин, романтически изображавшие крестьянскую и городскую жизнь, русскую старину. Ярким представителем модернизма в русской живописи был М.А. Врубель (картины «Демон», «Пророк», «Фауст»).
В начале XX века начался новый подъем русского театрального искусства. Он связан с именами К.С. Станиславского и В.И. Немировича - Данченко, которые в 1898 году основали Московский Художественный общедоступный театр.
В начале ХХ века продолжалось творчество композиторов «Могучей кучки». В нее входили: М.А. Балакирев, Ц.А. Кюи, А.П. Бородин, М.П. Мусоргский и Н.А. Римский-Корсаков.
В 1896 году в Москве, Петербурге, Нижнем Новгороде появились первые иллюзионы, где демонстрировались фильмы. Первую русскую кинофабрику построил А.А. Ханжонков.
Таким образом, начало ХХ века ознаменовалось бурным расцветом русской культуры. Недаром это время называют «серебряным веком» русской культуры. Русская культура отразила все противоречия социально-экономической и общественно-политической жизни России, оказала глубокое воздействие на нравственное состояние народа, внесла свой вклад в мировую сокровищницу культуры.
Литература. Напряженно, в борьбе различных направлений протекала литературная жизнь России, ознаменованная творчеством многих выдающихся мастеров, развивавших традиции своих предшественников. В 90-900-е годы продолжал свою деятельность "великий писатель земли русской" Л.Н.Толстой. Его публицистические выступления, посвященные злободневным проблемам российской действительности, неизменно вызывали большой общественный резонанс. На 90-е - начало 900-х годов приходится апогей творчества А.П.Чехова. Выдающимся представителем старшего поколения писателей конца XIX - начала XX в. являлся В.Г.Короленко. Беллетрист-художник, мужественный публицист В.Г.Королеико последовательно выступал против любого произвола и насилия, в какие бы одежды - контрреволюционные или, напротив, революционные - они не облекались. В первой половине 90-х годов XIX в. началась писательская деятельность А.М.Горького, поставившего свой талант на службу революции. Значительным явлением в развитии реалистического направления в русской литературе были произведения таких писателей, как И.А.Бунин, В.В.Вересаев, А.И.Куприн, А.Н.Толстой, Н.Г.Гарин-Михайловский, Е.В.Чириков и др.
К 80-м - началу 90-х годов XIX в. восходят истоки русского символизма, который в 90-х годах формируется в более или менее определенное модернистское литературное течение, выступавшее под знаменем теории "искусства для искусства". К этому течению принадлежали ряд талантливых поэтов и беллетристов (К.Д.Бальмонт, З.Н.Гиппиус, Д.С.Мережковский, Ф.К.Сологуб, В.Я.Брюсов и др.).
На рубеже двух веков началась творческая деятельность А.А.Блока, входившего в круг младших символистов. Поэзия А.А.Блока, проникнутая предчувствием неизбежности коренных перемен в жизни страны, исторических катастроф, была во многом созвучна общественным настроениям эпохи. В начале XX в. Н.С.Гумилев, А.А.Ахматова, М.И.Цветаева создают произведения, которые стали блестящими образцами русской поэзии.
Незадолго до начала первой мировой войны на литературной арене возникло новое течение - футуризм, представители которого объявили о разрыве как с традициями классики, так и со всей современной литературой. В рядах футуристов началась поэтическая биография В.В.Маяковского.
Театр. Музыка. Балет. В развитии отечественного театрального искусства огромную роль играла деятельность Московского художественного театра, основанного в 1898 г. К.С.Станиславским и В.И.Немировичем-Данченко - крупнейшими режиссерами и теоретиками театра. Вокруг них собралась талантливая актерская труппа, к наиболее выдающимся членам которой принадлежали В.И.Качалов, И.М.Москвин, Л.М.Леонидов, О.Л.Книпер и др. Центром средоточия блестящих артистических сил оставался и Московский малый театр. С ним связали свою творческую судьбу М.Н.Ермолова, О. и М.Садовские, Г.Н.Федотова, А.И.Южин и др. Корифеями Александрийской сцены были В.Н.Давыдов, М.Г.Савина, К.А.Варламов и др. Яркие страницы в историю русского театра конца XIX и первого десятилетия XX в. вписала В.Ф.Комиссаржевская.
Важнейшими центрами оперной культуры оставались Мариинский театр в Петербурге и Большой театр в Москве. Большое значение приобрела и деятельность "частных сцен" - прежде всего "Русской частной оперы", которая была основана в Москве известным меценатом С.И.Мамонтовым. Она сыграла значительную роль в художественном воспитании великого певца Ф.И.Шаляпина.
К началу XX в. все более широкое мировое признание завоевывает русская музыка (как классическая, так и современная). В это время продолжал творить великий мастер оперного искусства композитор Н.А.Римский-Корсаков. В области симфонической и камерной музыки создавали подлинные шедевры А.К.Глазунов, С.В.Рахманинов, А.Н.Скрябин, М.А.Балакирев, Р.М.Глиэр и др.
Поистине всемирную известность завоевал русский балет. Особым успехом пользовалась яркая представительница русской школы классического танца А.П.Павлова. Завоеванию отечественным балетным искусством первенства в мировой хореографии содействовали гастроли русских танцовщиц и танцоров за рубежом, в частности, спектакли, устраивавшиеся регулярно С.П.Дягилевым.
Живопись. Скульптура. Реалистические традиции в живописи продолжало Товарищество передвижных художественных выставок. Продолжали работать такие крупнейшие представители передвижнической живописи, как В.М.Васнецов, П.Е.Репин, В.И.Суриков, В.Д.Поленов и др. В конце XIX в. И.И.Левитан пишет свои знаменитые пейзажи. Почетное место в изобиловавшей талантами русской художественной среде принадлежит В.А.Серову - гениальному мастеру, проявившему себя самым блестящим образом в различных областях живописи. Исторической тематике посвящены полотна Н.К.Рериха. В 1904 г. трагически оборвался жизненный путь крупнейшего русского художника-баталиста В.В.Верещагина, погибшего вместе с адмиралом С.О.Макаровым на броненосце "Петропавловск".
В конце 90-х годов XIX в. в русской художественной среде складывается модернистское течение, представленное группой "Мир искусства". Ее идейным вождем являлся А.Н.Бенуа, одаренный и тонкий художник и историк искусства. С "Миром искусства" было связано творчество М.А.Врубеля, талантливейшего живописца, скульптора, графика и театрального декоратора. Зарождается в русской живописи и абстракционистское направление (В.В.Кандинский, К.С.Малевич). На рубеже двух столетий работали мастера русской скульптуры - А.С.Голубкина, П.П.Трубецкой, С.Т.Коненков.
Меценатство. Одной из замечательных черт культурной жизни этого периода было меценатство. Меценаты принимали деятельное участие в развитии образования, науки, искусства. Благодаря участию просвещенных представителей российского торгово-промышленного мира были созданы Третьяковская галерея, Щукинское и Морозовское собрания новой западной живописи, Частная опера С.И.Мамонтова, Московский художественный театр и т.п. Московский предприниматель П.Г.Шелапутин пожертвовал полмиллиона рублей на устройство учительской семинарии. Ф.П.Рябушинский на финансирование Камчатской экспедиции выделил 200 тыс. руб. Все это лишь немногие примеры активного участия представителей набиравшей силу российской буржуазии в деле развития и приумножения богатств отечественной культуры. Достижения русского творческого гения на рубеже двух веков невольно заставляют вспомнить и делают особенно близкими известные пушкинские строки: "...клянусь честью, что ни за что на свете я не хотел бы переменить Отечество или иметь другую историю, кроме истории наших предков, такой, какой нам бог ее дал".
Заключение
Подводя итоги развития представлений о культуре в истории человеческой мысли, мы можем отметить, что они не остаются неизменными, раз и навсегда установившимися и неразвивающимися. Нет, они развиваются, но отстают от развития самой культуры. Мысль человеческая ещё не в силах осмыслить всё многообразие, богатство бытия культуры, и сосредотачивает своё внимание на одной наиболее развитой стороне культуры, представляя её в качестве главной, основной, определяющей, абсолютизируя её.
Представления о культуре - беднее, проще, упрощённее самой культуры. Они появляются позднее, чем сама культура. Если культура появляется вместе с человеком, обществом как их часть, составляющая сторона, то представления о культуре в качестве специального предмета размышления появляются в цивилизации, когда классовые противоположности привлекают внимание к проблемам культуры. Более ранние представления о культуре не исчезают в более поздних и развитых, но представляются недостаточными. Они входят в "снятом" виде в более развитые, представляя в них частный случай развернутого определения. Таким образом, между "ранним" и "поздним" представлениями о культуре действует принцип дополнительности, а не только генетического соответствия. Так, представления о культуре как организованной части жизни общества, упорядоченной, нормативной, сохраняется и в современных высказываниях.
То или иное понимание культуры строится на основе определённой философской, мировоззренческой системы. Так, для античной цивилизации точкой отсчёта служила диалектика космоса - хаоса и её проявления в полисной жизни, для средневековья - религиозно-философские настроения "отцов церкви" - Тертуллиана, Августина Блаженного, Фомы Аквинского и др. Как правило, абсолютизируется какой-то один признак культуры, наиболее важный в тех или иных условиях. Например, для Средневековья - это то социальное качество человека, которое бы позволяло сохранять единство аграрного общества с феодальной формой собственности. Это социальное качество воспринималось в теологических терминах: "веры", "страданий", "любви", "спасения" и т. д.
Культура понимается прежде всего как "культура человека", как особое качество (свойство) человека. Таким образом, в этом наиболее полно проявляется антропоморфизм ранних представлений, характеристик для истории человеческого мышления. Понимание того, что существует "культура общества", придёт позднее, в ХVIII веке, когда цивилизация и культура будут отождествлены немецкими просветителями.
"Культура" отождествлялась с культурой господствующего класса. В этом сказался классовый характер господствующих представлений. "Культура" "угнетённых классов" рассматривалась как "не культура", как явление, лежащее за пределами культуры. В представлениях о культуре отражалась социальная иерархия, характерная для цивилизации. Отсюда появляются более ценные и менее ценные "культурные" качества человека.
Неравномерность развития общества и вызревания его противоречий приводили к тому, что культура воспринималась как частичное явление, охватывающее какую-то одну сторону, часть или сферу сознания, или форму сознания - нравственность, религиозность, искусство и др. Только в ХХ веке появляются попытки представить культуру как целостное явление, охватывающее и человека, и общество.
Под культурой часто понимается такое социальное свойство, недостаток которого воспринимается как тормоз в развитии человека и общества. Так, разумность, знания, моральность - это то, чего не хватает в обыденной жизни и что призвана восполнить система воспитания и образования. Те же качества, которые освоены человечеством, не воспринимаются как "культурные", например, способ передвижения на двух ногах, а не на четвереньках, воспринимается как "природное", а не культурное свойство, и только изменение ситуации (например, феномен Маугли) заставляет воспринимать это свойство как культурное и ценить его.
Как правило, те или иные представления о культуре лежат в основе сознательного, организованного строительства культуры в цивилизации.
Литература1. Введение в культурологию/ под ред. В.А. Сапрыкина. – В 3-х ч. – М.:2. Введение в культурологию/ Под ред. Е.В. Попова. – М.: Владос, 1996. – 336с.3. Гриненко Э.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. – М.: Юрайт, 1998. – 669с.4. Емоханова Л.Г. Мировая художественная культура: Учебное пособие для студентов. – М, Издательский центр «Академия», 2000. – 448с.5. История мировой культуры: Курс лекций. Наследие Запада. – М.: РГГИ, 1998. – 429с.6. История цивилизаций. Курс лекций. Уч. пособие. – Ростов н/Д: Феникс, 2000. – 416с.7. Карпушина С, Карпушин В. История мировой культуры: Учебник для вузов. – М.: «Nota Bene», 1998. – 536с.8. Кравченко А.И. Культурология.- М.: Академический проект, 2002. – 496с.9. Культурология. История и теория культуры/ Под ред. В.И. Добрыниной. – М.: Знание, 1996. – 272с.10. Культурология. История мировой культуры/ Под ред. А.Н. Марковой. – М.: ЮНИТИ, 1998. – 600с.11. Культурология. ХХ век: Словарь – СПб.: Университетская книга, 1997. – 640с.12. Культурология/ Под ред. А.А. Радугина. – М.: Центр, 1999. – 400с.13. Культурология: ХХ век Энциклопедия. СПб.: Университетская книга, 1998. – Т1 – А-Л. – 447с., т.2 – М-Я. – 447с.14. Мартынов В.Ф. Мировая художественная культура: Учебное пособие. – Минск: «Тетра Системс», 1997. – 320с. МГИЭМ, 1995. Ч.1. – 210. Ч2. – 413с., ч.3 – 168с.15. Мировая художественная культура/ Под ред. Б.А. Эренгросс. – М.: Высшая школа, 2001. – 767с.16. Пархоменко И.Т., А.А. Радугин История мировой и отечественной культу- ры: курс лекций: Уч. пособие для вузов. – М.: Центр, 2002. – 320с.17. Руднев В.П. Словарь культуры ХХ век. – М.: Аграф, 1999. – 384с.18. Скворцова Е.Н. Теория и история культуры. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 406с.19. Сравнительное изучение цивилизаций: Хрестоматия: Учебное пособие для вузов/ Сост. В.С. Ерасов. – М.: Аспект-Пресс, 1999. – 556с.20. Учебный курс по культурологии/ Под ред. Г.В. Драча. Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 576с.21. Человек и общество. Культурология: Словарь-справочник. – Ростов н/Д: Феникс, 1996. – 538с.22. Чернокозов А.И. История мировой культуры. Ростов н/Д: Феникс, 1997. – 480с.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 821;