Культура России XIX ─ XX вв
Исторические условия развития русской культуры XIX века. Необычайный взлёт отечественной культуры в XIX веке позволил назвать это время «золотым веком». Если в экономическом и социально-политическом развитии Россия отставала от передовых европейских стран, то в культурных достижениях она не только шла вровень с ними, но и часто опережала их.
Развитие русской культуры в XIX веке опиралось на преобразования предшествующего времени. Проникновение элементов капиталистических отношений в экономику усилило потребность в грамотных и образованных людях. Города стали основными культурными центрами. Новые социальные слои втягивались в общественные процессы. Культура развивалась на фоне все разрастающегося национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказали Отечественная война 1812 года и Крымская война 1853-1856 гг.
Однако, консервативные тенденции в политике императоров Александра I и Николая I сдерживали развитие культуры. Правительство активно боролось с проявлениями передовой общественной мысли в литературе, публицистике, театре и живописи. Оно препятствовало народному образованию. Крепостничество не давало возможности пользоваться высокими культурными достижениями всему населению. Культурные запросы и потребности верхушки общества были иными, чем у народа, у которого складывались собственные культурные традиции.
Изменения в экономической и политической жизни после падения крепостного права создали новые условия для развития культуры. Капиталистическая модернизация стимулировала научно-технический прогресс, увеличивала потребность в высокообразованных людях (администраторах, юристах, инженерах, профессионально-технических образованных рабочих). Оживление общественно-политической жизни и активизация идейной борьбы оказали значительное влияние на развитие культуры. Сложился новый социальный слой - российская интеллигенция, для которой стала характерной не только принадлежность к умственному труду, но и особая духовность, озабоченность судьбой страны, стремление служению обществу и на благо народа.
В политике правительства в области культуры прослеживались две линии. Первая была направлена на удовлетворение социально-культурных потребностей государства. Около 10% государственного бюджета тратилось на культурные нужды, медицинскую помощь и социальное призрение. Вторая линия была нацелена на формирование общественного сознания в духе обновлённой теории «официальной народности» и предотвращение демократизации образования. Эта линия реализовалась его ограничением, цензурной политикой и усилением влияния церкви на общество.
Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 732;