Культура предреформенной России (первая половина XIX века).

Начало XIX века - время культурного и духовного подъема в России. Отечественная война 1812 года ускорила рост национального самосознания русского народа, его консолидацию, что в значительной степени определило прогресс и достижения отечественной культуры и науки. Характерной чертой этого периода является демократизация культуры, увеличение числа ее деятелей из непривилегированных сословий. Культурному подъему способствовала также «политика просвещенного абсолютизма», проводимая Александром I. Политика просвещённого абсолютизма особенно ярко выразилась в развитии образования, науки и техники, литературе, журналистике.

Уровень образованности общества является одним из показателей культурного состояния страны. В России в конце XVIII- начале XIX века он был крайне невысок. Население, и главным образом крестьянство, было неграмотным или малограмотным. Поэтому усилия правительства Александра I были направлены на создание системы государственного образования. Она состояла из: одногодичных приходских школ; трёхклассных уездных училищ; семиклассных гимназий. В эпоху Александра I образование было бессословным. При Николае I оно приняло замкнутый сословный характер: приходские школы для крестьян; уездные училища для детей купцов, ремесленников и других городских обывателей; гимназии для детей дворян и чиновников. Для дворянства, кроме того, открывались и специальные средние учебные заведения - кадетские корпуса и другие. Лишь гимназическое образование или окончание специальных дворянских учебных заведений давало право поступления в университеты. Образцовым учебным заведением стал с 1811 года знаменитый Царскосельский лицей. Программа преподавания в нём почти соответствовала университетской. В лицее получили образование литераторы А.С. Пушкин, В.К. Кюхельбекер, И.И. Пущин, А.А. Дельвиг, М.Е. Салтыков-Щедрин; дипломаты А.М. Горчаков и Н.К. Гирс; министра народного просвещения Д.А. Толстой; публицист Н.Я. Данилевский и другие.

Широко была распространена система домашнего образования. В ней основное внимание уделялось изучению иностранных языков, словесности, музыки, живописи, правил поведения в обществе.

В первой половине XIX века в России не было системы женского образования. Только для дворянок открыли несколько закрытых институтов (средних учебных заведений), созданных по образцу Смольного института благородных девиц. Программа была рассчитана на 7-8 лет обучения и включала арифметику, словесность, историю, иностранные языки, музыку, танцы, домоводство. В начале XIX века в Петербурге и Москве были созданы школы для девушек, отцы которых имели обер-офицерское звание. В 30-е годы открылось несколько школ для дочерей гвардейских солдат и матросов-черноморцев. Однако основная масса женщин была лишена возможности получить даже начальное образование.

В политике правительства по отношению к начальному и среднему образованию доминировали консервативные тенденции. Многие государственные деятели осознавали растущую потребность в образованных или хотя бы грамотных людях. В то же время они боялись широкого просвещения народа. Эту позицию обосновал шеф жандармов А.Х. Бенкендорф. "Не должно слишком торопиться с просвещением, чтобы народ не стал по кругу своих понятий в уровень с монархами и не посягнул на послабление их власти". Под строгим правительственным контролем находились все программы образовательных учреждений. Они усиленно наполнялись религиозным содержанием и принципами, воспитывавшими монархические чувства.

Однако даже в этих сложных условиях высшее образование продолжало развиваться. Открывались новые университеты в Дерпте (ныне город Тарту), Петербурге (на базе Педагогического института), Казани, Харькове. Юридический статус университетов определялся Уставами 1804 и 1835 гг. в последнем наглядно проявилось усиление консервативной линии в политике правительства. Университеты потеряли свою автономию, а повышение платы за обучение больно ударило по малоимущим слоям молодёжи, стремившейся к знаниям. Для подготовки квалифицированных кадров были созданы специальные высшие учебные заведения: Медико-хирургическая академия, Технологический, Строительный и Межевой институты, Высшее училище правоведения, Лазаревский институт восточных языков и другие.

Университеты и институты стали основными центрами, пропагандировавшими современные научные достижения и формировавшими национальное самосознание. Большой популярностью пользовались публичные лекции профессоров Московского университета по проблемам отечественной и всеобщей истории, коммерческим и естественным наукам. Особую известность приобрели лекции по всеобщей истории профессора Т.Н. Грановского.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. В начале XIX века и особенно после Отечественной войны 1812 года усилилось стремление познать русскую историю как важный элемент национальной культуры. При Московском университете было создано Общество истории и древностей российских. Начались интенсивные поиски памятников древнерусской письменности. В 1800 году было опубликовано "Слово о полку Игореве" - выдающийся памятник древнерусской литературы XII века. Археографическая комиссия развернула работу по сбору и публикации документов по русской истории. Начались первые археологические раскопки на территории России.

В 1818 году были созданы первые 8 томов "Истории государства Российского" Н.М. Карамзина. Консервативно-монархическая концепция этого труда вызвала неоднозначный отклик общественности: одни (крепостники) превозносили автора, другие (будущие декабристы) порицали его. 19-летний А.С. Пушкин откликнулся дружеской и ироничной эпиграммой:

"В его "Истории" изящность, простота

Доказывают нам, без всякого пристрастья,

Необходимость самовластья -

И прелести кнута".

Н.М. Карамзин своим трудом пробудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы "Исторические думы" К.Ф. Рылеева, трагедия "Борис Годунов" А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова и Н.В. Кукольника.

Для следующих поколений историков (К.Д. Кавелин, Н.А. Полевой, Т.Н. Грановский, М.П. Погодин и др.) было характерно стремление по-новому осмыслить русскую историю, понять закономерности и специфику её развития, связь и отличие от западно - европейской. При этом углублялось размежевание теоретико - философских позиций, исторические наблюдения использовались для обоснования своих политических взглядов и программы будущего устройства России. В конце 40-х годов начал свои исследования корифей русской исторической науки С.М. Соловьёв. Его научная деятельность в основном протекала в 50-70-х годах XIX века. Он создал 29-томную "Историю России с древнейших времён" и множество других работ по разным проблемам отечественной истории.

Важной задачей в процессе становления национальной культуры была разработка правил и норм русского литературного и разговорного языка. Это имело особое значение в связи с тем, что многие дворяне не умели ни строчки написать по-русски, не читали книги на родном языке. Существовали различные мнения о том, каким быть русскому языку. Часть учёных выступала за сохранение архаизмов, характерных для XVIII века. Некоторые выражали протест против низкопоклонства перед Западом и использования иностранных слов (преимущественно французских) в русском литературном языке. Большое значение для решения этой проблемы имели создание словесного отделения в Московском университете и деятельность Общества любителей российской словесности. Разработка основ русского литературного языка окончательно осуществилась в творчестве писателей Н.М. Карамзина, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, Н.В. Гоголя и других. Публицист Н.И. Греч написал "Практическую русскую грамматику".

Литература в первой половине XIX века становится ведущей областью культурной и общественной жизни России. Она формирует национальное самосознание, обращается к историческому прошлому страны. Для этого периода характерна быстрая смена различных идейно-эстетических течений. В начале века господствует классицизм с его идеей служения государю и Отечеству. На смену ему пришел сентиментализм, провозглашающий культ естественного чувства природы (основоположником и представителем был Н.М. Карамзин). Во втором десятилетии XIX века господствующим становится романтизм с его устремленностью к бесконечной свободе, пафосом личной и гражданской независимости. Представителями этого направления были: поэт В.А. Жуковский; поэты-декабристы К.Ф. Рылеев, А.И. Одоевский, В.К. Кюхельбекер, А.А. Бестужев-Мариинский, А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Ф.И. Тютчев. Начиная с 30-х годов XIX века утверждается реализм. Его становление связано с именем А.С. Пушкина (роман в стихах «Евгений Онегин»), с творчеством М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя (повесть «Шинель»). В 40-х - 50-х годах видное место в русской литературе занимает тема крепостной деревни (И.С. Тургенев «Записки охотника»; А.И. Герцен «Кто виноват?», «Доктор Крупов», «Сорока-воровка»; И.А. Гончаров «Обломов»). В эти годы вступают в литературу писатели-реалисты Н.А. Некрасов, Ф.М. Достоевский, М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой.

Резко увеличилось число газет и журналов, хотя тиражи их были невелики. С 1838 года в каждой губернии стали выходить «Губернские ведомости». Официальной газетой были «Санкт-Петербургские ведомости». В 1823 - 1825 гг. в Петербурге А.К. Бестужевым и К.Ф. Рылеевым издавался литературный альманах «Полярная звезда». В 1836 году А.С. Пушкин начал издавать журнал «Современник». С 1847 года издание перешло к Н.А. Некрасову и И.И. Панаеву. Одним из лучших русских журналов 40-х годов был журнал «Отечественные записки».

В 20-е - 30-е годы в театре классицизм и сентиментализм были оттеснены романтизмом (актеры-романтики П.С. Мочалов, В.А. Каратыгин). Основоположником реализма на русской сцене считается М.С. Щепкин, реформатор русского актерского искусства. С него начинается становление единой режиссуры и искусства оформления спектакля.

Для русской музыки этого периода характерно обращение к народной мелодии и национальной тематике. Большую популярность имели произведения композитора А.А. Алябьева, А.Е. Варламова, особенно их романсы. Истинно национальную музыку создал великий М.И. Глинка, который написал много романсов, песен, симфоническую пьесу «Камаринская». Подлинными шедеврами стали его оперы «Жизнь за царя», «Руслан и Людмила».

В живописи растет интерес к личности человека, к жизни простых людей, а не только богов и царей. Начало XIX века в русской живописи - время расцвета романтизма. Влияние романтизма появилось в портретной и пейзажной живописи. Художниками этого периода были: О.А. Кипренский (портрет А.С. Пушкина), В.А. Тропинин, А.Г. Венецианов («На пашне», «На жатве»), А.А. Иванов («Явление Христа народу»). Родоначальником критического реализма в живописи стал П.А. Федотов («Свежий кавалер», «Завтрак аристократа», «Сватовство майора», «Вдовушка»). П.А. Федотов явился прямым предшественником художников-передвижников.

Начало XIX века - это эпоха классицизма в русском зодчестве, ориентации на античное искусство. Разновидностью этого стиля стал ампир. В центре Петербурга архитектор А.Д. Захаров возвел здание Адмиралтейства с центральной башней. На Невском проспекте архитектор А.Н. Воронихин построил Казанский собор - перед собором сооружены памятники М.И. Кутузову и М.Б. Барклаю де Толли (скульптор Б.И. Орловский). С 1818 по 1858 годы, а Петербурге строился Исаакиевский собор по проекту А.А. Монферрана. Им же была возведена 47-метровая колонна на Дворцовой площади - памятник Александру I и героям войны 1812 года. По проекту К.И. Росси было построено здание Главного штаба, здания Синода и Сената, Александрийский театр, Михайловский дворец (Русский музей) с площадью искусств (Познанский В.В., Очерки формирования русской национальной культуры. Первая половина XIX века. - М., Мысль, 1975, с. 127-131).

После пожара 1812 года в Москве при участии архитектора О.И. Бове была реконструирована Красная площадь, созданы Театральная площадь с Большим театром, Александровский сад, Триумфальные ворота, 1-я градская больница. Архитектор Д.И. Жилярди восстановил здания Московского университета, перестроил Екатерининский институт, Опекунский Совет, усадьбу Кузьминки.

30-е - 50-е годы - период упадка русского классицизма в архитектуре, наступает период эклектики (смешение стилей). Примером служат в Петербурге здания нового Эрмитажа, Николаевского и Мариинского дворцов; здесь использованы новогреческий стиль, барокко, ренессанс.

Своеобразие русской культуры I-ой половины XIX века состояло в социальной заостренности творчества, развивавшегося почти одновременно по нескольким стилевым направлениям. Художественная культура, усваивая подлинную народность и открывая новые аспекты национальной жизни, служила самопознанию общества. Самобытность, демократизм и гуманистическая направленность русской национальной культуры делали ее значительным фактом мировой культуры.








Дата добавления: 2016-12-16; просмотров: 1455;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.01 сек.