Классификация потребностей по А.Маслоу
В психологии существует много классификаций и систематизаций потребностей. Одна из них – пирамида (иерархия) потребностей по А. Маслоу.
Потребности, по Маслоу, даны человеку с рождения и создают иерархию, в которой удовлетворение низших потребностей является условием для появления высших. На этом принципе он основал так называемую пирамиду потребностей, состоящую из пяти категорий (см. рис. 1).
Рис.1 Пирамида потребностей по А. Маслоу
потребность в самоактуализации[2]
потребность в общении, уважении и самоуважении
потребность в любви и принадлежности к группе
потребность в безопасности
низшие потребности (физиологические): сон, еда и т.п.
Данная иерархия не является строго закрепленной. Например, для некоторых людей влечение к творчеству является более значимым, чем, что-либо другое и даже удовлетворение физиологических потребностей уходит на второй план. У некоторых людей могут не возникать потребности более высокого порядка. Например, люди, которые долгое время испытывали нужду из-за постоянной безработицы, могут остаток жизни довольствоваться лишь тем, что у них есть достаточно пищи, а высшие потребности (в уважении, самоактуализации могут не возникать вовсе).
1. Физиологические потребности. Физиологические потребности (в пище, в сне, в тепле и др.) доминируют над всеми остальными в организме. Если человек голоден, то, скорее всего, потребности в безопасности, любви, уважении будут отодвинуты на задний план. Чувство голода будет владеть человеком безраздельно, и все силы будут брошены на удовлетворение этой потребности. В этом состоянии изменяется мировоззрение личности: голодный человек думает, что, для того чтобы быть абсолютно счастливым, достаточно быть сытым. Когда физиологические потребности удовлетворены, появляются потребности более высокого порядка.
2. Потребности в безопасности (в защищенности, стабильности, покровителе, защите, отсутствии страха, тревоги и хаоса; потребность в порядке, законе и ограничениях). В случае неудовлетворения этой потребности все силы человек направит на поиск и достижение чувства безопасности. Кстати, физиологические потребности, находясь в удовлетворенном состоянии, начинают недооцениваться. В обычной жизни потребность в безопасности обнаруживает себя в стремлении получить стабильное место работы с гарантированной зарплатой, желание иметь сберегательный счет, страховку и т.д. или предпочтение знакомых вещей незнакомым, известное неизвестному; в стремлении иметь религию или философию, которая организует вселенную и людей в логически содержательное целое. Потребности в безопасности могут стать актуальными, когда возникает угроза закону, порядку, властям общества.
В случае, когда физиологические потребности и потребность в безопасности у человека удовлетворены, появляются потребности третьего порядка - в любви и принадлежности.
3. Потребности в любви и принадлежности. Потребность в любви предполагает как потребность отдавать, так и потребность получать любовь. Когда они неудовлетворенны, личность остро переживает отсутствие друзей или партнера. Человек будет желать завязать отношения с людьми и будет всеми силами стремиться к этой цели. Он даже может забыть, что когда-то голод был на первом плане, а любовь казалась нереальной и ненужной. Теперь острая боль от одиночества, неприятия и недружелюбия сильнее всего остального и соответственно он будет думать, что был бы абсолютно счастлив, если в его жизни появилась любовь. Для человека очень важно чувствовать свою принадлежность к группе людей, поскольку стремление держаться вместе дано человеку от природы.
Если же у человека есть любовь, он любит, и любим, начинает проявляться новая группа потребностей, еще более высокого уровня – это потребность в уважении.
4. Потребность в уважении проявляется в чувстве собственного достоинства, в уважении других людей, высокой самооценке. Человек, движимый потребностью в уважении стремится иметь высокий социальный статус, хорошую репутацию. Особую значимость приобретает признание другими людьми своих заслуг. Удовлетворение потребности в самоуважении вызывает чувство уверенности в себе, своей ценности, силе, способностях, ощущение своей полезности и необходимости в мире. Препятствие на пути к удовлетворению этой потребности ведут к появлению чувства неполноценности, слабости и беспомощности.
Даже если все вышеперечисленные потребности удовлетворены, человек часто, если не всегда, может ожидать, что вскоре вновь возникнут беспокойство и неудовлетворенность; они возникают, если человек не занимается тем, для чего он создан.
5. Потребность в самоактуализации. Музыканты должны создавать музыку, художники должны писать картины, поэты сочинять стихи, чтобы оставаться в согласии с собой. Человек должен быть тем, чем он может быть. Люди должны сохранять верность своей природе. Эта потребность называется самоактуализацией и проявляется в стремлении реализовать свой внутренний потенциал.
У самоактуализирующихся людей есть общие черты.
Восприятие реальности: самоактуализирующиеся люди живут в настоящем, а не в прошлых обидах или планах на будущее. Они восприимчивы ко всему новому, не боятся перемен в жизни.
Принятие: они принимают себя и других людей со всеми достоинствами и недостатками и несоответствиями идеалам без чувства досады или грусти.
Спонтанность: поведение самоактуализирующихся личностей отличается простотой и естественностью, искренностью. Лицемерие, хитрость, бравада, попытки произвести впечатление им несвойственны.
Деятельность: самоактуализирующиеся люди увлечены каким-то видом деятельности. При этом ими движут мотивы личностного роста, самовыражения и саморазвития. Мотивы власти и материальной выгоды им чужды (им это неинтересно). Самоактуализирующиеся люди стремятся быть полезными, принести пользу своей семье, близким, обществу, человечеству в целом.
Автономия[3]: Самоактуализирующиеся люди легко и безболезненно переносят одиночество. Им склонна некоторая отрешенность, которая проявляется в том, что они редко вступают в споры, спокойно переносят неприятности, которые у обычных людей вызывают бурю эмоций. Жизненные невзгоды и удары судьбы не вызывают у них реакций протеста, как у обычных людей. Их спокойствие и невозмутимость объясняются тем, что они принимают жизнь такой, какая она есть; умеют отстраняться от ситуации и посмотреть на нее со стороны, даже если проблемы касаются их лично; полагаются на собственное мнение, а не на оценки других людей.
Межличностные отношения: для самоактуализирующихся людей характерны более глубокие межличностные отношения, чем для большинства других. Они обладают повышенной чувствительностью к фальши и неестественности в отношениях, отвергают манипуляции. Они готовы проявить больше любви, внимания, участия. Это говорит о высокой избирательности в общении.
Им присущи широта взглядов, умение быть выше обыденных проблем, мыслить масштабно. Благодаря этим качествам создается атмосфера спокойствия и веры в преодоление преходящих проблем, облегчающая жизнь не только им, но и их близким.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 752;