Теории государства и права
3.1. Понятие методологии и метода науки теории государства и права. Вопрос о понятии методологии науки теории государства и права и юридической науки в целом относится к числу достаточно дискуссионных. В частности, одни исследователи под методологией юридической науки понимают учение о методах познания; другие – учение о методах, способах познания закономерностей права и их использования в практической деятельности; третьи – совокупность методов познания; четвертые – совокупность определенных теоретических принципов, логических приемов и специальных методов (способов) исследования государственно-правовых явлений; пятые – учение о методах познания, а также сами методы познания. Встречаются и другие мнения.
На наш взгляд, под методологией любой науки, в том числе и науки теории государства и права, следует понимать учение о методе науки. Термин«методология» происходит от греческих слов «methodos» (метод, способ, путь к чему-либо) и «logos» (наука, учение) и дословно означает учение о методе науки. Вследствие этого методологию науки теории государства и права можно определить как учение о методе науки теории государства и права.
Но что следует понимать под методом науки? В научной литературе не сложилось единообразного понимания метода науки, однако чаще всего под методом науки понимают методы, способы, средства и приемы, которые применяются в той или иной науке при исследовании ее предмета. В этой связи метод науки сводится обычно к научным методам, которые используются наукой при исследовании своего предмета. Отсюда и методологию науки нередко определяют как совокупность методов, применяемых наукой при исследовании своего предмета. На наш взгляд, метод науки не следует сводить к научным методам, которые используются в науке при исследовании ее предмета. Метод науки – понятие более емкое, чем совокупность применяемых наукой методов. Если предмет науки отвечает на вопрос, что изучает наука, то метод науки говорит о том, как она исследует свой предмет. А исследование наукой своего предмета не сводится к использованию только тех или иных методов познания. Исследуя свой предмет, наука всегда отталкивается от тех или иных философских положений, которые составляют ее мировоззренческую основу и принципы познания. Вследствие этого в составе метода науки, в том числе и метода науки теории государства и права, представляется возможным выделить как минимум три элемента: философско-мировоззренческие основания науки, принципы научного познания и методы научного исследования.
Рассмотрим кратко каждый из этих элементов уже применительно к методу науки теории государства и права.
3.2. Философско-мировоззренческие основания науки теории государства и права. Любая конкретная наука при исследовании своего предмета всегда опирается на те или иные философские положения, и теория государства и права не является в этом плане исключением. Философия как наука о наиболее общих закономерностях развития природы, общества и мышления создает определенную мировоззренческую основу как для естественных, так и для гуманитарных наук. Вместе с тем в мире не существует единой философской науки, а значит, не существует и единого для всех мировоззрения. Философия представлена множеством учений, теорий, школ, которые по-разному трактуют закономерности развития природы, общества и мышления, в связи с чем представители конкретных наук, в том числе и юридических, в своих научных изысканиях опираются обычно не на какую-то единую философскую теорию, а на те философские учения, которые считают для себя наиболее предпочтительными и выражающими их взгляд на мир. В этой связи в науке различных стран, как правило, господствует методологический плюрализм, который позволяет ученым опираться в своих научных исследованиях на ту философскую основу, которой они отдают предпочтение. Вместе с тем в отдельных странах может господствовать и методологический монизм, согласно которому ученые обязаны опираться только на строго определенную философскую основу.
Для отечественной юридической науки первоначально характерен был методологический плюрализм, поскольку российская юридическая наука могла опираться на любое философское учение. Особенно это было характерно для юридической науки второй половины XIX – начала XX вв. Затем, в советский период, на смену методологическому плюрализму пришел методологический монизм. Юридическая наука советского периода, как и вся советская наука, должна была опираться исключительно на марксистско-ленинскую философию – философию диалектического и исторического материализма, поскольку никакая другая философия не признавалась в качестве методологической основы конкретных естественных и гуманитарных наук. Начавшаяся в нашей стране в середине 80-х гг. прошлого столетия так называемая перестройка, а затем и наступивший постсоветский период раскрепостили советскую науку. В Конституции РФ 1993 г. был закреплен принцип идеологического плюрализма (ст. 13), согласно которому в Российской Федерации признается идеологическое многообразие, и никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. В отечественной науке вновь восторжествовал методологический плюрализм, поскольку признание идеологического многообразия одновременно означает и признание свободы философско-мировоззренческих подходов в научном исследовании. Вместе с тем отдельные ученые-юристы в нашей стране по-прежнему призывают к методологическому монизму в юридической науке и в науке теории государства и права, полагая, что только диалектико-материалистический подход способен дать объективно-истинные знания.
Думается, что в русле содержания ст. 13 Конституции РФ в науке теории государства и права, равно как и в любой другой отечественной науке, должен господствовать методологический плюрализм, как это имеет место в западной науке. Вследствие этого любой ученый-юрист в своих научных исследованиях может исходить из той философско-мировоззренческой позиции, которую он считает для себя наиболее приемлемой.
3.3. Принципы научного познания государственно-правовых явлений. Принципы научного познания – это те исходные, отправные начала, от которых отталкивается наука при исследовании своего предмета. Принципы научного познания самым тесным образом связаны с философско-мировоззренческими основаниями науки, поскольку каждая философская теория вырабатывает свою систему мировоззрения и принципы, на которые это мировоззрение опирается.
В настоящее время в отечественной науке теории государства и права к числу основополагающих принципов научного познания государственно-правовых явлений чаще всего относят такие принципы, как принцип плюрализма, принцип познаваемости окружающего мира, принцип объективности, принцип полноты и всесторонности и принцип историзма.
Принцип плюрализма говорит о том, что ученые не должны быть связаны какими-то строго определенными философско-мировоззренческими подходами при исследовании государственно-правовых явлений. Если, например, советская наука требовала при исследовании государственно-правовых и иных явлений действительности опираться только на марксистско-ленинскую философию, то современная российская наука может использовать различные философско-мировоззренческие подходы при исследовании как государственно-правовых, так и иных явлений действительности. Кроме того, принцип плюрализма требует учитывать взгляды различных исследователей на те или иные явления действительности, независимо от того, на каких философских идеях они основаны.
Принцип познаваемости окружающего мира говорит о способности науки познавать окружающий мир и его закономерности, проникать в сущность явлений и процессов действительности. Так, например, философия диалектического материализма исходит из того, что никаких гносеологических препятствий в познании объективного мира не существует, есть трудности только практического порядка. И тот факт, что какие-то явления до сих пор не познаны или познаны не в полном объеме, является вопросом времени.
Принцип объективности требует изучать государственно-правовые явления такими, какими они были или есть в действительности, ничего к ним не прибавляя и ничего от них не убавляя. Наука не должна приписывать тем или иным явлениям действительности таких качеств, которых у них объективно не существует, равно как и не должна умалчивать о тех качествах, которые у них имеются.
Принцип полноты и всесторонности говорит о том, что все явления действительности, включая государственно-правовые явления, должны исследоваться наиболее полно, с различных сторон, различных позиций, в их взаимосвязи друг с другом, ибо только такой подход способен не допустить неполноты и односторонности в научном познании.
Наконец, в соответствии с принципом историзма различные явления действительности, прежде всего, общественные явления, должныизучаться как с учетом их исторического развития, так и в конкретных исторических условиях.
3.4. Методы научного исследования государственно-правовых явлений.Теория государства и права при исследовании своего предмета использует самые разнообразные методы, которые вырабатываются различными науками, в том числе и самой теорией государства и права. Вопрос о том, какие это методы и как они классифицируются, не имеет однозначного решения ни в научной литературе, ни учебниках по теории государства и права. На наш взгляд, все методы исследования государственно-правовых явлений, которые используются наукой теорией государства и права, следует разделить на четыре группы: философско-мировоззренческие, общенаучные, частнонаучные и собственно юридические.
Философско-мировоззренческиеметоды составляют методологическую основу науки теории государства и права. Эти методы являются отправными при исследовании государственно-правовых явлений и пронизывают весь процесс научного познания. История юридической науки показывает, что к философско-мировоззренческим методам могут относиться самые различные направления материалистической или идеалистической философии (метафизика, диалектика, позитивизм, феноменология, герменевтика и т. д.). Философско-мировоззренческие методы говорят о том, на каких идеологических постулатах и основополагающих принципах базируются те или иные научные исследования, добывая знания о государстве и праве. Например, советская теория государства и права при исследовании государственно-правовых явлений, опираясь строго на марксистско-ленинскую философию, базировалась на марксистско-ленинской идеологии и таких принципах, как принцип материалистического подхода, принцип диалектического подхода, принцип объективности и принцип партийности (классового подхода).
Современная отечественная теория государства и права, в отличие от своей советской предшественницы, не связана путами какой-либо философии и может использовать любые философско-мировоззренческие методы, что вытекает из смысла ст. 13 Конституции РФ. Вследствие этого методологическая основа современной отечественной теории государства и права характеризуется плюрализмом, т. е. многообразием философских и идеологических подходов. Вместе с тем многие российские ученые-юристы отдают предпочтение диалектико-материалистическому методу познания, считая его наиболее надежным методом в достижении научной истины.
Общенаучные методы – это методы, которые используются во всех конкретных науках, однако в отличие от философско-мировоззренческих методов они охватывают не все, а лишь отдельные стадии научного познания и связаны с решением только определенных познавательных задач. К общенаучным относятся, в частности, методы анализа и синтеза, индукции и дедукции, моделирования, сравнения, системный, структурно-функциональный и многие другие. Некоторые исследователи к общенаучным относят такие методы, как исторический, логический, системный и функциональный[1].
Частнонаучные методы– это методы, которые разрабатываются различными частными, специальными науками и широко используются теорией государства и права при исследовании своего предмета. Эти методы имеют в основном прикладное значение. К ним относятся математические, кибернетические, статистические, конкретно-социологические и некоторые другие методы.
Собственно юридические методы – это методы, которые вырабатываются самой теорией государства и права, а также другими юридическими науками. Их нередко включают в состав частнонаучных методов, поскольку теория государства и права относится к частным наукам. Однако в связи с тем, что эти методы вырабатываются самой теорией государства и права и другими юридическими науками и используются только в пределах этих наук, их целесообразно выделить в самостоятельную группу. Некоторые исследователи называют их частными методами. К собственно юридическим принято относить такие методы, как формально-юридический метод, метод сравнительного государствоведения, метод сравнительного правоведения и некоторые другие.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 992;