Философские концепции техники
Существуют различные определения техники. Имеет место мнение, рассматривающее технику как совокупность технических устройств, орудий труда, машин, станков, сооружений. В ряде исследований сущность техники усматривается в том, что она выступает в качестве инструмента, который использует человек для удовлетворения своих потребностей. Есть попытки определить технику, беря во внимание ее функциональные особенности. В подобных случаях ее суть видится в том, что техника - это использование природы в интересах человека, это практическое воплощение наук, особенно естественных, это двигатель прогресса.
Рассматривая специфику техники, необходимо обратить внимание на освоение в ней вещества, энергии и информации. В чем суть этого освоения? Находящееся в природе вещество (сырье, материалы), как правило, добывают, выделяют, производят в химико-технологических производствах. Данный процесс осуществляется с помощью техники.
Немаловажное значение для человека имеет не только вещество, но и скрытая в нем энергия. Среди многочисленных способов получения энергии, особое место принадлежит использованию источников электромагнитной энергии, наиболее впечатляющими являются с этой точки зрения различного рода электростанции.
Особо важным достоинством техники является возможность хранения, обработки и передачи информации, т.е. различных сведений. В настоящее время использование электронно-вычислительной техники и реализуемых на ее основе информационных технологий весьма актуально.
Поскольку любое понимание техники есть своеобразная интерпретация, и универсального понимания техники не существует, обратимся к различным философским концепциям техники.
В античности технэ (искусство, умение) стоит ниже мудрости и ключом для его понимания, является знание общего.
В средние века техника остается на заднем плане, расценивается как отблеск божественного творчества, с чем ее и сопоставляют.
В мировоззрении Нового времени с техникой связывается преимущество силы человеческого разума и его инженерных способностей. Выступая как прямое продолжение науки, техника призвана удовлетворить желание человека господствовать над природой. В данный период техника сама приобретает характер господствующей над человеком силы. По мнению К. Маркса, самым изначальным базисом общества оказываются производительные силы, средства производства, прежде всего - техника.
Особый интерес представляет интерпретация техники в XX веке, ведь именно в это время философия техники становится самостоятельной философской дисциплиной.
Существуют различные типы философских концепций техники, которые по-разному определяют существо техники и перспективы ее развития. Можно выделить следующие структурообразующие отношения, составляющие способ рассмотрения техники: техника и человек; техника и бытие; техника и природа; техника и социокультурный мир. Соответственно антропология техники рассматривает технику посредством анализа аспекта взаимоотношения техники и человека, онтология техники определяет специфику техники во всем сущем, натуралистическая онтология акцентирует внимание на отношении техники и природы, культурология техники рассматривает технику в социокультурном пространстве, подчеркивая, что отношение человека к технике обусловлено развитием и влиянием техники в обществе.
Испанский философ Ортега-и-Гассет, в контексте антропологии техники, развивал подход к технике как к деятельности человека, направленной на минимизацию человеческих усилий, обращал внимание на двойственность человека, полагая, что человек – онтологический кентавр, одна половина которого вросла в природу, а другая выходит за ее пределы, т.е. трансцендентна. Миссия техники – освобождение человека от его слитости с природой, от затраты усилий, перенесение усилий на мир технических средств, на машины. «Техника, как отмечает Ортега,- это главным образом усилие ради сбережения усилий».
Мысль о потере человеком своей уникальности, об опасности "раствориться" в технике, забыть о себе, прослеживается во взглядах Карла Ясперса. Он говорил, что техника двойственна... Поскольку техника сама не ставит перед собой целей, она находится по ту сторону добра и зла или предшествует им. Она может служить во благо или во зло людям. Она сама по себе нейтральна и противостоит тому и другому. Именно поэтому ее следует направлять.
Итак, и Ортега-и-Гассет и Ясперс считают, что содержание технике придает сам человек. Вопрос в том, какое именно содержание будет вложено человеком в технику, не приведет ли такой подход к катастрофе?
Лидер феноменологов Гуссерль считал, что человек придает технике негативное содержание, поскольку богатый жизненный мир человека переводится в научные понятия, а затем на основе этих понятий создается техника. В итоге забывают о жизненном мире человека. Так развивается кризис человека и его науки, и его техники. Выход из этого затруднительного положения – в сотворении науки и техники как полноценных знаков жизненного мира человека. Техника - это обычно бедный знак нашей жизни, его следует наполнить этой жизнью. Данную проблему в состоянии решить, по Гуссерлю, феноменологическая философия.
Негативное в технической цивилизации ясно видел лидер герменевтов М. Хайдеггер. Исходя из высказываний Хайдеггера, «техника нового времени является фундаментальным онтологическим событием, в котором совершенно особым, невиданным ранее образом раскрываются вещь, человек и мир». Он считал, что человек, создав технику, поставив ее перед собой, не удосужился продумать вопрос о ее природе. Опасность техники – опасность деформации, искажения и потери самости человека и бытия. Между тем "сущность техники вовсе не есть что-то техническое...". Хайдеггер предлагает вновь и вновь возвращаться к углубленному анализу природы техники. Его мечта состоит в том, чтобы техника была сродни искусству. Человек использует в искусстве природные материалы, но таким образом, что именно истинно человеческое определяет лицо искусства.
Философы-аналитики смотрят на будущее техники намного более оптимистично, чем феноменологи и герменевты. Рассматривая технику не саму по себе, а в цепочке: наука - логика - язык - техника - техническая рациональность - информационная интерпретация, они расценивают технику как прямое продолжение той рациональности, которая заключена в науке, логике, языке. Сама эта рациональность понимается в русле информационных наук.
Интересен подход к пониманию техники русского философа конца XX века Г.П.Щедровицкого. Суть развиваемой им философии он называл мыследеятельностью. Это означало, что сначала нужно выработать правильную мысль (что достигается в процессе проведения многодневных семинаров), а затем разработать, причем непременно, программу действий. Щедровицкий был единственным, кто прямо и без обиняков заявлял, что современная философия должна быть организована так же, как технические науки. В таком случае она действительно приобретает практический характер.
Итак, несмотря на различие в подходах к технике, все философы техники сходятся в одном: в определении ее в качестве знака самого человека, однако знака, далеко не всегда удачного. Ключ к гармонии техники и человека видится в философской рефлексии. В условиях развития техногенной цивилизации, человек не должен в технике забывать самого себя.
На сегодняшний день наука и техника по праву занимают одно из важнейших мест в реалиях нашего бытия, значение техники в жизни человека постоянно возрастает. В этой связи возникает вопрос о возможности замены человека техникой.
Исходя из обсуждения данной проблемы, следует акцентировать внимание на наиболее распространенной точке зрения, признающей заменимость человека в том случае, когда он сам выступает как техническое устройство. Следует согласиться с тем, что замещаемый человек рядом с машиной выглядит как несовершенное устройство. На производстве внедрение новой техники всегда эффективно, она освобождает человека от сложной, рутинной и тяжелой работы. Подобных примеров можно привести очень много: внедрение новой печатной техники; производственной, сельскохозяйственной, погрузочно-разгрузочной, персональных компьютеров. Так технические устройства применимы во всех сферах деятельности человека.
В то же время техника лишена способности, вырабатывать ценности, цели действий в непредвиденных обстоятельствах, она лишь реализует вложенную человеком программу, только человек в полной мере может проявлять подобные способности, ставит цели и добивается их достижения.
Техника XX века поставила человека перед выбором: либо он останется личностью с развитыми способностями, использующей технику для достижения целей и реализации ценностей, либо будет функционировать подобно техническому устройству, и тогда рано или поздно будет замещен техникой. В этой ситуации выход из положения видится в реализации человеком своей человеческой сущности, в разумном подходе к использованию техники.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 4238;