Общественные движения во второй четверти XIX в.

Основные принципы внутренней и внешней политики Николая I: незыблемость самодержавия, обращение к авторитету православия как гарантии самодержавия; утверждение, что «революционная зараза» пришла из Западной Европы.

Николай I продолжил политику, направленную на создание четко организованного административного и государственного аппарата. Порядок государственной службы был военизирован, регламентирован. Наиболее важные отрасли Николай I выделяет и сосредотачивает в Собственной Его Императорского величества канцелярии. Этот орган занялся политическим сыском, контролем над государственным аппаратом, социальным обеспечением, кодификацией и т.д. В его распоряжении находился отдельный корпус жандармов, во главе с А.Х. Бенкендорфом. Страна была разделена на несколько жандармских округов, во главе которых находились генералы, имеющие в распоряжении обширный штат подчиненных. Задачи III отделения и корпуса жандармов были многообразны: они осуществляли сыск и следствие по политическим делам, наблюдали за литературой, ведали расколом и сектантством; следили за иностранцами, приехавшими в Россию, занимались крупнейшими должностными и уголовными преступлениями, изучали положение крестьян и причины крестьянских волнений, ведали цензурой и пр. Фактически III отделение охватывало все стороны жизни. Попытались ограничить влияние Запада (запретили ввозить книги, обучаться за границей, увеличивается цензура, в 1926 г. выходит новый цензурный устав, 1829 г. - школьный устав, 1835 г. - университетский устав). Идет активная христианизация окраин, борьба за соединение униатов с русской православной церковью.

Укрепляя самодержавие, Николай I пытается укрепить дворянство. В 1832 г. создается группа почетных граждан. (Они занимали промежуточное положение меду дворянством и податными сословиями). Эта категория освобождалась от телесных наказаний и рекрутской повинности. Цель указа - закрыть путь поступления во дворянство купцам, духовным лицам и т.д.

Однако правительство Николая I понимало необходимость реформ.

1837 -1841 гг. министр государственных имуществ Киселев проводит ряд мер по упорядочению управления государственными крестьянами. Сельское представительство было вовлечено в администрацию. Государственным крестьянам раздаются земли, создаются учреждения мелкого крестьянского кредита, крестьянские кассы. Вместо подушной подати появляются поземельный налог, зависящий от качества земли; Регламентируется рекрутская повинность. Появляется оспопрививание. В результате снизились крестьянские недоимки, увеличилась доходность сельского хозяйства.

1833 - 1843 гг. министр финансов Е.Ф. Канкрин проводит денежную реформу. Устанавливается жесткое соотношение между ассигнациями и серебряным рублем (1 серебряный рубль = 3 ассигнациям). Е.Ф. Канкрин вводит депозитный билет, обмениваемый один к одному на серебро. Серебро и золото государство стало принимать на хранение за депозитные билеты. И за два года было внесено серебра на 40 млн. рублей. Это позволило стабилизировать финансы страны.

Николай I возвращает в столицу М.М. Сперанского. Сперанский проводит кодификацию российского законодательства.

В целом, правление Николая I стало вершиной абсолютизма в России. Но, не доверяя обществу и опираясь на чиновничество, император, при отсутствии представительных органов, не мог обеспечить контроль над его деятельностью. Внутренняя политика Николая I, укрепляя основы самодержавия и не решая назревших коренных проблем, приводила к застою и отставанию от наиболее передовых стран Запада.

Охранительное движение.Подрыв авторитета власти потребовал создания общественной идеологии. Главным идеологом самодержавия становиться граф А. Уваров. Он выдвинул теорию официальной народности. Эта теория противопоставляла дворянско-интеллигентскую революционность пассивности народных масс. Вера в царя, набожность изображались исконными чертами русского народа. Делался вывод, что в России нет почвы для революции. Проводниками теории официальной народности были реакционные профессора Московского университета С.П. Шевырев и М.П. Погодин, журналисты Н.И. Греч и Ф.В. Булгарин, издававшие газету «Северная пчела».

Либеральное движение. Теория официальной народности вызвала резкую критику либерально настроенной части общества. Наибольшую известность получило выступление П. Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. Чаадаев, соглашаясь с тем, что Россия шла своим особенным путем развития, одним из первых оценил этот путь как обрекающий страну на отсталость, политическое и духовное рабство. Причиной тому он считал трагическую изоляцию России от Европы, вызванную выбором православной формы христианства, пагубно повлиявшим на весь ход русской истории. Чаадаев своей резкой критикой существовавшего положения подчеркивал необходимость перемен.

На рубеже 1830-40-х гг. в России идет спор между западниками и славянофилами. Основной тезис славянофилов - доказательство самобытного пути развития России, идеализация прошлых «самобытных» учреждений, в первую очередь крестьянской общины и православной церкви. Они считали необходимым ликвидировать крепостное право, сохранив при этом общину и патриархальный уклад жизни, созвать Земский Собор. Славянофилы отрицали революцию и радикальные реформы, считая возможным лишь постепенные преобразования, проводимые «сверху» под давлением общества. Во внешней политике планировали объединить всех славян под эгидой России.

В противоположность славянофилам западники доказывали, что Россия идет по тому же пути исторического развития, что и все западноевропейские страны, ратовали за европеизацию России. Хотя западники отрицательно относились к крепостному праву и полицейско-бюрократическим порядкам николаевской России, они были убежденными противниками революционной ломки этих порядков. Их устраивала конституционно-монархическая форма правления с определенными политическими гарантиями свободы слова, печати, гласного суда.

Революционно-социалистические течения. В 1840-е гг. в России зародилась новая идеология, основанная на идеях утопического социализма и призывающая к революционному переустройству общества - революционный демократизм. Особенностями этого идейного течения явилось совмещение ряда идей западничества (свобода личности, гражданские права и свободы, единые законы мирового исторического развития), славянофильства (идеализация общинного строя, русское и славянское мессианство, коллективизм) и европейского социализма.

Зачинателем революционно-демократического движения в России является В.Г. Белинский. Свои взгляды и идеи он опубликовал в «Отечественных записках» и в «Письме к Гоголю», где подверг резкой критике российский царизм и предложил путь демократических преобразований.

На рубеже 40 - 50-х гг. ХIХ в. возникает теория «русского социализма». Основоположником теории выступил А.И. Герцен. Достичь социализма как общества справедливости предполагалось, минуя капитализм и без кровавой революции, путем радикальных реформ сверху. Необходимо было ликвидировать крепостничество, дать землю крестьянам без выкупа, сохранить общину; ввести гражданские свободы и демократическое правление. Свои взгляды Герцен пропагандировал в издаваемой им в Лондоне «Полярной звезде».

 

Литература

1. Ключевский, В.О. Русская история. В 3 кн./ В.О. Ключевский. - М.: Мысль, 1993. -Кн. 3. - С. 431 - 449.

2. История России с начала XVIII до конца XIX века / Л.В. Милов, П.Н. Зырянов, А.Н. Боханов / отв. ред. А.Н. Сахаров. - М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997. - С. 363 - 381.

3. Шильдер, Н.К. Император Николай Первый, его жизнь и царствование. В 2 кн. / Н.К. Шильдер. - М.: «Чарли», 1996. Кн. 1. - С. 315-321.

 









Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 658;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.005 сек.