Глава 23. МИГРАЦИЯ И ПРОБЛЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
ПОНЯТИЕ МИГРАЦИИ
Миграция — это перемещение людей по различным причинам через границы тех или иных территориальных образований в целях постоянного или временного изменения места жительства. Такое перемещение может осуществляться в пределах одной страны (внутренняя миграция) или из одной страны в другую (международная миграция). В основе миграционных процессов лежат причины экономического, политического, социального, национального, религиозного и другого порядка. Миграционные процессы могут носить естественный и вынужденный характер.
Миграционные процессы, если они крупномасштабны, имеют существенные последствия для государства, а поэтому всегда находятся в центре внимания не только миграционных служб, но и социальных работников. Недавнее историческое прошлое нашей страны подтвердило влияние миграционных процессов на расселение народов и культурно-хозяйственное освоение территорий. Поднятие целины, рост промышленных центров, урбанизация, появление новых рабочих мест, подъем уровня образования, науки и культуры, укрепление межнациональных связей — все это следствие миграционных процессов.
Но были и другие виды миграции — депортация народов, высылка — следствия репрессивной государственной политики 30-40-х годов с их далеко идущими негативными последствиями. Последствия реформ 90-х годов породили новую небывалую волну вынужденной миграции, вызванную межнациональными конфликтами, ущемлением прав русскоязычного населения в бывших советских республиках, войной в .Чечне, ухудшением экономической ситуации в северных регионах.
Мигранты — это люди, которые в большей или меньшей степени попадают в ситуацию маргинализации в силу потери своих «территориальных корней». Привязанность к определенному местопребыванию оказывает влияние на соматическое и психическое здоровье человека, его этику, чувство хозяина, восприятие природы, а также внутреннего пространства (чувство дома). Эти влияния находят выход на проблемы этноса, продолжения рода, семьи. У человека возникают многие его потребности и естественно-антропологические права. Среди последних право на жилье, определение этнической принадлежности, право на «такой жизненный уровень, включая пищу, одежду, жилище, медицинский уход и социальное обслуживание, который необходим для поддержания здоровья и благосостояния его самого и его семьи, и право обеспечения на случай безработицы, болезни, инвалидности, вдовства, наступления старости или иного случая утраты средств к существованию по независящим от него обстоятельствам». Приведенная цитата из Всеобщей Декларации прав человека как раз и характеризует естественно-антропологические, или, как их чаще недостаточно точно называют, социальные[28], права. И все они в немалой степени реализуются благодаря наличию такого биотического (естественно-антропологического) условия, как территориальность, т. е. возможность оседлого проживания в определенном месте, в кругу близких людей, определенном жилище.
Для мигрантов, таким образом, характерно добровольное или вынужденное изменение (потеря) прежней территориальности, что влечет за собой, как правило, временное или постоянное «поражение» многих из перечисленных, а также ряда других прав. Эти изменения болезненно оборачиваются для физического и психологического здоровья, духовности (чувства достоинства), профессиональной активности (трудоустройства по специальности) вынужденных мигрантов. При вынужденной миграции серьезно нарушается социальная интеграция человека: из одной природной и социальной среды он перемещается в другую, болезненно разрывая множество естественно-антропологических связей и искусственно создавая такие связи на новом месте. В этом сущность объекта и предмета социальной работы с мигрантами как маргиналами, потерпевшими «поражение» в социальных естественно-антропологических правах.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2011;