ПРИЧИНЫ ОБОСТРЕНИЯ ОТНОШЕНИЙ МЕЖДУ СОЦИАЛЬНО-ЭТНИЧЕСКИМИ ОБЩНОСТЯМИ
Конфликты на социально-этнической почве сопровождают всю историю человечества. Главная причина этого — неравномерность развития, различие в доступности социальных благ, стремление решить эти и другие проблемы за счет других народов, психологическое неприятие иных, «чужих». Одним из таких конфликтов, принявших международные масштабы, явился конфликт в Косове (Югославия), где косовары посягают на историческую родину сербов. Однако проблема Косова является преимущественно социальной. Здесь имеет место колоссальная перенаселенность, безработица, низкий уровень образования, замкнутость албанской общины, что вызывает недовольство жизнью и стремление (уже около 10 лет) переселиться за границу. Все это вылилось (при подстрекательстве и поддержке западных держав) в стремление занять законную сербскую территорию и отделиться от Сербии, объединиться с Албанией.
Социально-этническим конфликтам пытались найти обоснование, и даже оправдание, выдвигая различные концепции и теории. С их помощью пытались утвердить различные формы насилия, неравенства в развитии индивидов, групп, слоев. К их числу следует в первую очередь отнести различные социально-расовые теории, такие, как фашизм, евгенизм и др.
Остановимся более подробно на причинах обострения межэтнических, межнациональных конфликтов в нашей стране.
Распад Советского Союза послужил одной из фундаментальных причин напряженности во взаимоотношениях между различными народами, населяющими его огромную территорию.
Чтобы удовлетворить свои узконационалистические интересы, определенные силы и в России, и в бывших союзных республиках начали муссировать проблему (еще до распада страны): кто кому должен? кто на кого работает? По существу, речь (как и всегда) шла и идет о доступности социальных благ, достижений культуры, что предопределяется, как известно, степенью развития экономики и всех других сторон жизни общества. Национальные (или шире — социально-этнические) конфликты в этом случае выступают как форма социального и психологического протеста против существующих неблагоприятных условий жизни, в чем нередко обвиняют другие народы.
И здесь нельзя забывать корни прошлого, а именно различный уровень общественного развития огромного числа социально-этнических общностей нашей страны до революции, имевшие место национальную рознь между ними, социальный и национальный гнет. В этом плане обвинение русских в эксплуатации в советское время других народов не выдерживает критики. Наоборот, именно Россия по своему жизненному уровню находилась, и об этом свидетельствуют статистические данные, на одном из последних мест в СССР как раз в силу многоплановой и порой безвозмездной помощи другим республикам. Однако имеющиеся социальные, экономические, экологические и другие проблемы в регионах, национальных республиках послужили поводом для обвинения именно России, русского народа в этих бедах. В своей борьбе за независимость националистические элементы использовали шовинизм, национализм и другие неприглядные приемы.
Конечно же, в обострении межэтнических отношений сказались крупные просчеты и ошибки в решении национальных проблем в годы культа личности. Имеются в виду, в частности, репрессии, переселение целых народов из их традиционных мест жительства, преследование многих партийных и государственных работников республик, представителей национальной интеллигенции. Напомним, что насильственно переселено было около миллиона человек, 12 наций и народностей (чеченцев, ингушей, карачаевцев, балкарцев и др.). Это не могло не сказаться на отношении этих народов к центру, России, а косвенно (или даже прямо) и к русскому народу.
Безусловно, необходимо учитывать упущения, недостатки и просчеты в экономическом, социальном и духовном развитии советского общества, в развитии национальных культур, национальных языков и т. д.
Обострение межнациональных, межэтнических отношений вызвано также тем, что не были должным образом согласованы интересы государства, центра и регионов, республик; министерства и ведомства ущемляли интересы союзных республик и других территориально-государственных образований.
Надо сказать также о реальном факте сближения народов СССР, что нашло отражение в тезисе формирования единого советского народа как новой, интернациональной общности людей.
В каждом процессе переплетаются и положительные, и отрицательные стороны. Сближение народов СССР, интеграция, интернационализация являлись процессом объективным и в целом положительным. Однако он имел и имеет также отрицательные стороны. В частности, стремление ускорить этот процесс вызывает нередко негативную реакцию. Тем более, что это связано с этническими особенностями, которыми нельзя пренебрегать. Ассимиляция нередко вызывает и отторжение, отчуждение отдельных социально-этнических групп друг от друга. Не случайно поэтому, учитывая необходимость (и неизбежность) длительного периода в процессе сближения между народами, в 80-е годы все чаще стали говорить о возможности существования наций на начальных этапах уже построенного коммунизма.
Однако если говорить о современном этапе (90-х годах), то главной причиной обострившихся взаимоотношений явилось кризисное состояние нашего общества, по существу системный кризис, охвативший всю территорию бывшего СССР. Кризис экономики, нерешенность социальных проблем, гиперинфляция, обнищание народов, разгул преступности не только осложнили отношения между народами, но и привели, в конечном счете, к полномасштабным войнам в ряде регионов некогда единой страны. Особенно опасна была, например, война в Чечне, в чем повинны как центральная власть России, так и национально-коррумпированные группы в самой Чечне.
Среди других причин социальных конфликтов в межэтнических отношениях следует назвать дискриминационную политику (в бывших советских республиках) лидеров и парламентов ныне самостоятельных государств, суть которой — утверждение приоритета коренной нации над всеми другими социально-этническими группами (Прибалтика, Грузия, Казахстан и др.).
Это проявляется, в частности, в дискриминационном характере законодательства в ряде государств СНГ, в фактах увольнения с работы по национальному признаку, закрытии русских школ, переводе делопроизводства и вузовского образования исключительно на национальные языки[24], ущемлении прав некоренного населения, их социальной незащищенности, в бытовом шовинизме, в противодействии решению вопросов о двойном гражданстве, получении и обмене жилья, компенсации за оставленное жилье, вывозу движимого и недвижимого имущества, в моральном унижении семей бывших военнослужащих (например, в Прибалтике) и т. д.
К сожалению, неблаговидную роль в решении общественно-политических проблем сыграли в ряде регионов националистически настроенные лидеры различных общественно-политических движений, национальная интеллигенция, что нашло свое выражение в проводимой ею идее превосходства одной общности над другой, в подталкивании народов к национальным конфликтам.
Позорную роль в разжигании межэтнических конфликтов сыграли и играют ныне многие средства массовой информации. По существу, они способствуют формированию подсознательной неприязни представителей одних народов к другим народам. Именно средства массовой информации, как правило, создают образ врага в национальных отношениях.
Кризис межэтнических отношений на современном этапе предопределяется прежде всего неэффективностью управления общественными процессами, несогласованностью и даже противопоставлением различных ветвей власти, ослаблением роли административных органов в решении прежде всего социальных проблем, технологией разрешения назревающих противоречий, а порой и нежеланием (фактически) их разрешения.
СОДЕРЖАНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ В РАЗРЕШЕНИИ ПРОБЛЕМ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
В работе с социально-этническими группами важно иметь в виду два аспекта ее содержания: социальную работу в широком и узком смысле слова.
В первом случае речь идет главным образом о создании нормальных условий функционирования всего общества, нормального развития всех групп населения, в том числе социально-этнических общностей, об опережающих действиях, технологиях по предотвращению, недопущению конфликтных ситуаций, кризисных явлений в межэтнической среде.
Социальная работа в ее узком, непосредственном смысле должна быть направлена на решение возникших проблем, изменение среды обитания социально-этнических общностей, групп, отдельных личностей до нормы, до уровня, сравнимого с уровнем жизнедеятельности других социально-этнических групп, проживающих на данной территории (села, района, области, края, всей страны). При этом в определенных условиях (в моменты первоначального заселения, с учетом уровня жизни данных групп и т.д.) могут и должны практиковаться определенные льготы для улучшения жизни этих групп в новой для них обстановке[25].
Выпускалась в значительном количестве литература на языке диаспор. Так, в 1910 г. в России было выпущено 903 книжки на еврейском языке, 2062 — на польском, 884 — на немецком, 203 — на армянском, а в 1995 г. — соответственно 13, 15, 135 и 2.
Однако, как и в каждом деле, нужна определенная мера. Ее несоблюдение, к примеру, в советский период привело к тому, что по многим показателям Россия оказалась на одном из последних мест среди республик бывшего Советского Союза.
Особенности социальной работы в этнической среде связаны прежде всего со спецификой социально-этнических групп, общностей, отдельных их представителей. Это предполагает решение как собственно общественных проблем, так и проблем, обусловленных этнической средой этих групп населения.
В целом социальная работа в этнической среде может осуществляться и осуществляется на трех уровнях, тесно связанных между собой. Ибо только их сочетание может дать соответствующий эффект в решении всевозможных проблем межэтнических отношений.
На государственном (федеральном) уровне обеспечивается правовое регулирование отношений между различными социально-этническими общностями, правовые, юридические и социальные гарантии граждан — представителей социально-этнических общностей и групп, формируется социальная политика в области межэтнических, межнациональных отношений.
На региональном уровне обеспечивается реализация всех тех положений, которые вырабатываются на федеральном уровне и о которых речь шла выше. При этом решение ряда вопросов (в частности, материального, социального, медицинского обеспечения) осуществляется как субъектами Федерации, так и государством в целом. На региональном уровне (как, впрочем, и на других) очень важно сформировать позитивное общественное мнение о взаимоотношениях между представителями различных социально-этнических общностей, между коренными и некоренными жителями регионов во всех местах сосредоточения последних.
На местном уровне решаются все конкретные вопросы адаптации представителей социально-этнических групп к местным условиям, обеспечения их обустройства, жилищных условий, учебы, медицинского обслуживания. Важной стороной работы в этнической среде является оказание помощи представителям этноса в сохранении национальной идентичности, обычаев, традиций, психологии и культуры, наиболее важных этнических компонентов представителей этих групп. В решении этих вопросов большую роль должны играть местные органы власти, все социальные институты, в том числе, конечно, учреждения социальных служб.
Социальная работа, как уже отмечалось в главе 4, в нашей стране в значительной мере сориентирована на преодоление последствий уже свершившихся событий, имеет дело с негативными результатами общественных явлений и процессов. Однако это не столько вина, сколько беда работников социальных служб всех уровней, ибо упреждающий характер их (и не только их) работы определяется в первую очередь и главным образом содержанием социальной политики. Социальная политика как концентрированное выражение всех других видов политики имеет особое значение. Это необходимо учитывать при решении вопросов межэтнических, межнациональных отношений в силу их комплексности, всеохватывающего характера, а также особой чувствительности, ранимости во взаимоотношениях между всеми социально-этническими общностями и прежде всего «большими» и «малыми».
Именно поэтому в политической организации многонациональных стран, как правило, создавались определенные органы, которые призваны были профессионально заниматься всеми сторонами жизни социально-этнических общностей, национальными вопросами. Без согласования с такими органами другие управленческие структуры не решали ни одного вопроса, который касался тех или иных социально-этнических образований. В нашей стране, в частности, такими органами в разное время выступали Народный Комиссариат по делам национальностей (1917—1923 гг.). Совет Национальностей ВЦИК (1923—1936 гг.), Государственный комитет по делам национальностей Российской Федерации (ранее РСФСФ) (1990—1993 гг.), Государственный комитет Российской Федерации по делам Федерации и национальностей (с февраля 1993 г.).
Отрицать определенную позитивную роль этих органов в решении проблем межэтнических, национальных отношений было бы неправильно. В то же время необходимо подчеркнуть, что эффективность деятельности таких органов во многом зависит от степени развития общества в целом, действенности управления общественными процессами, содержания и направления социальной политики государства на том или ином этапе развития страны. Именно поэтому во всех управленческих структурах на всех уровнях должны трудиться социальные работники, задача которых — отстаивать интересы людей, решать проблемы по удовлетворению их насущных материальных и духовных потребностей. Особую роль социальные работники должны играть в органах, профессионально занимающихся вопросами развития социально-этнических общностей и их взаимоотношений. Такие социальные работники должны быть не только высокопрофессиональными специалистами в области межнациональных, межэтнических отношений, но и проводниками гуманистических идей, идей справедливости и равенства в отношениях между людьми в целом и в особенности между представителями разных социально-этнических общностей.
Поскольку межэтнические, межнациональные отношения проявляются во всех сферах общественной жизни, всех видах общественных отношений, они должны стать своеобразными полигонами для решения межэтнических проблем. Для того чтобы не допустить возникновения между общностями напряженности и конфликтов, к примеру в политической области, следует обращать внимание (в том числе социальных работников как представителей управленческих структур) на то, как складываются взаимоотношения центральной и местных властей, как сочетаются интересы центра и субъектов Федерации, особенно межнациональных образований (примером чему служат подписанные соглашения между центром, Татарстаном и другими субъектами).
Исключительно важное значение в недопущении межэтнических конфликтов имеет развитие самоуправления национально-государственных образований во всех областях общественной жизни. Проблема саморегулирования актуальна прежде всего для национальных групп и общностей, не имеющих своих национально-территориальных образований. В последние годы в ряде многонациональных регионов страны решен или решается вопрос о наделении малочисленных народов или представителей национальных меньшинств определенными административно-территориальными правами.
Немалую роль может сыграть разъяснительная работа (в том числе социальными службами) по проблеме воссоздания автономных образований (в частности, немцев) с целью недопущения или ослабления конфронтации между социально-этническими общностями и группами и местным населением, проживающим на месте расположения упраздненных национальных образований уже многие годы.
В политической сфере существенное значение также имеет вопрос подбора и расстановки кадров в национально-территориальных образованиях. Должно быть обеспечено равенство возможностей при выдвижении на руководящие должности, участие в руководящих органах представителей всех национальностей по деловым и политическим качествам. Кроме того, следует принимать такие меры, которые исключали бы при подборе руководящих кадров (и даже ответственных работников аппарата) соблюдение пропорций по национальному признаку.
Социальные работники в лице своих органов (субъектов) могут оказывать влияние на подготовку и принятие законодательных и других актов, регулирующих деятельность различных органов, комитетов и союзов по вопросам межнациональных и национальных отношений, которые, как показывает практика 80—90-х годов, нередко способствовали конфронтации между народами.
Важной задачей политических структур должна явиться реализация такой управленческой функции, как прогнозирование развития национальных, межэтнических отношений. Это позволит не опаздывать с инициативой, опережать противников насущных общественных реформ и националистически настроенные элементы, упреждать негативное развитие событий.
Вообще надо сказать, что вопрос о государственно-политическом устройстве социально-этнических общностей является достаточно сложным. Здесь надо учитывать разный уровень этого устройства (республика, автономия, национальный округ и т.д.), что связано прежде всего с численностью социально-этнических общностей, с компактностью их проживания.
Следует более основательно изучить опыт Советского Союза, других стран, в которых территориальное разделение осуществлялось (или осуществляется) по национальному признаку. Необходимо глубже изучить опыт России дореволюционного периода, когда не было никаких форм национально-государственных образований. Страна территориально делилась на губернии. Хотя, как показывает практика межнациональных, межэтнических отношений во второй половине XX в. и в нашей стране и в других странах, в обозримом будущем территориально-государственное деление более предпочтительно.
В решении проблем межэтнических отношений важную роль играют (или могут сыграть) международные документы, посвященные межнациональным, межэтническим отношениям, правам, социальной защите различных социально-этнических групп населения. Среди них Всеобщая декларация прав человека (принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 декабря 1948 г.). Конвенция Международной организации труда (МОТ) № 17 о защите и интеграции коренного и другого населения, ведущего племенной и полуплеменной образ жизни, в независимых странах (26 июня 1957 г.), Конвенция МОТ № 169 о коренных народах и народах, ведущих племенной образ жизни, в независимых странах (26 июля 1998 г.), Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным или этническим, религиозным и языковым меньшинствам (принята Комитетом по правам человека в 1993 г.) и др.
Каждая страна обязана выполнять основные положения международных документов, а также стремиться к реализации своих, национальных законодательных и иных документов, касающихся социально-этнической проблематики. В России такими документами, кроме Конституции, являются Федеральные законы «О беженцах» (март 1993 г.), «О вынужденных переселенцах» (декабрь 1995 г.), «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (июнь 1997 г.), «О национально-культурной автономии» (июнь 1996 г.), Федеральная миграционная программа (август 1996 г.) и др.
В этих документах речь идет о гарантии прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, происхождения, языковой принадлежности; о защите прав граждан, относящих себя к национальным меньшинствам, не имеющим административно-территориальных, национально-государственных образований в России; о создании национально-культурных автономий; об обеспечении прав граждан, оказавшихся в положении беженцев, вынужденных переселенцев.
В целом можно признать, несмотря на определенные разночтения, что содержание российского законодательства в основном соответствует содержанию документов ООН и других международных организаций. Это важный положительный момент.
Проблема заключается в системе реализации существующих законодательных и других актов как российского, так и международного уровня. И если в отношении реализации первых главной причиной выступает отсутствие соответствующей материально-технической базы, кризисное состояние нынешнего российского общества, то неполная реализация вторых вытекает, как следствие, из этого кризисного состояния, нестабильности в стране, отсутствия действительной демократизации, изменения общественно-политической системы, не обеспечивающей социальную защищенность человека в целом, не способствующей реализации прав граждан России, в том числе представителей социально-этнических общностей и групп.
Международная практика показывает важную роль создания механизмов быстрого, чрезвычайного реагирования на уже возникшие и обостряющиеся межэтнические конфликты. Эти механизмы предусматривают использование особых отрядов самообороны, армейских, милицейских и других правоохранительных формирований, способных предотвращать конфликтные ситуации; введение чрезвычайного (особого) положения на территории отдельных районов и регионов; роспуск незаконных вооруженных формирований; немедленное возбуждение уголовных дел; возмещение причиненного экономического ущерба и т. д. Можно выразить уверенность, что если бы часть этих мер была своевременно принята на территории Чечни, ситуация не вышла бы из-под контроля, не было бы войны, не погибли бы тысячи военнослужащих, работников внутренних дел и гражданских лиц. Очень важно учитывать международный и отечественный (и удачный, и неудачный) опыт разрешения межэтнических, межнациональных конфликтов.
Существенную роль в разрешении межэтнических конфликтов, их недопущении могут и должны сыграть различного рода общественные объединения и институты[26], а также деятели искусства и науки, видные писатели, известные общественные деятели, служители культа.
Если же говорить в целом о нормализации межнациональных, межэтнических отношений на территории России и всего бывшего Союза, то в этом процессе важнейшую роль может сыграть объединение (воссоединение) если не всех бывших советских республик, то во всяком случае (что более реально) России, Белоруссии и Украины.
В более широком международном плане в оздоровлении межнациональных отношений и всей международной обстановки мог бы сыграть союз Белоруссии, России и Югославии. Кстати, с Югославией нас, русских, россиян, связывает очень многое, в том числе исторический опыт совместного проживания, сотрудничества русских и сербов[27].
В области экономической во взаимоотношениях между социально-этническими общностями при налаживании экономических, хозяйственных связей очень важно учитывать природно-географические, национально-исторические и экономические возможности, использовать уже накопленный опыт, сложившееся разделение труда, строить экономические отношения на здоровой хозрасчетной основе, что особенно существенно в условиях формирования рыночных отношений, создания единого экономического пространства в рамках тех или иных государственных образований (в данном случае и внутри России, и внутри СНГ). Все это будет способствовать предотвращению ненужной и чрезмерной миграции рабочей силы в те или иные республики, регионы, районы, а также позволит выработать меры по трудоустройству незанятого трудоспособного населения в трудоизбыточных областях страны (или стран).
Следует особенно подчеркнуть важность обеспечения единого экономического пространства России. Это один из факторов создания благоприятных условий для экономического развития каждого региона страны, реализации принципов здорового экономического федерализма во взаимоотношениях и распределении полномочий между федеральным центром и субъектами Федерации. При этом местные органы власти на своей территории, где и проживают интересующие нас объекты (представители различных социально-этнических групп), должны обладать правами, а также доходами для организации оптимального социального обеспечения всех групп населения, развития производственной и социальной инфраструктуры.
Особого внимания требуют так называемые депрессивные территории (районы Севера, моноотраслевые города, зоны радиоактивного заражения, отдаленные регионы), где и проживает (особенно на Севере) значительная часть малочисленных и малых народов. Здесь учет природно-климатических условий, демографической ситуации, оказывающих негативное влияние на социальное положение людей, должен быть в центре внимания высших региональных и государственных органов. Именно на этих территориях должна действовать система различного рода льгот, в частности снижение тарифов .на энергоносители и т.д.
Надо восстановить прежнюю (действующую до 90-х годов) ситуацию с завозом топлива вовремя. (В сентябре, а не в марте следующего года в сопровождении дорогостоящего ледокола.) Так, в 1998 г. на 1 октября в Корякский национальный округ было завезено только 28,3% угля, 13% дизельного топлива, 84% дизельного масла, 10% продовольствия, 40% бензина и авиакеросина. Практически не действуют промышленные предприятия, резко сократилось сельскохозяйственное производство, в том числе поголовье оленей. Оленеводы более 5 лет не получают заработную плату. Во многих селах безработица составляет 80% от числа жителей.
По утверждению департамента экономики Администрации Корякского округа, «северное оленеводство, а вместе с ним жизненный уровень, условия труда и быта, медицинское, торговое, бытовое обслуживание, социальная защита местного коренного населения находятся у той черты, за которой возможна полная деградация древнейшей отрасли хозяйствования .на севере и общепринятых социальных стандартов жизни его народностей».
Из-за отсутствия паспортов (нет возможности сфотографироваться) многие не получают пособия по безработице. Население уезжает (по возможности), численность жителей постоянно уменьшается. Многие дети не учатся: в селах нет школ, а в районных центрах — интернатов. Таковы результаты реформ.
В социальной сфере (и здесь особенно важна роль социальных работников, социальных служб) первостепенное значение имеет реализация принципа социальной справедливости (распределение жилья, мест в детских садах, моральное и материальное стимулирование, возможность поступления в вузы и средние специальные учебные заведения и т. д.) с учетом всех проживающих в том или ином регионе (республике) социально-этнических общностей и групп. Речь идет о создании более или менее одинаковых условий функционирования и развития этнических образований, необходимых для реализации ими своих жизненных интересов.
Государство обязано обеспечить социальные гарантии каждому человеку, в том числе, конечно, представителям социально-этнических общностей. Это включает в себя обеспечение высокого качества и уровня жизни не ниже прожиточного минимума, бесплатное (или обеспеченное доходами) образование, медицинское и социальное обслуживание всего населения.
В условиях кризисного развития России государство должно обеспечить прежде всего адресную помощь наиболее нуждающимся слоям населения (детям, матерям-одиночкам и многодетным семьям, инвалидам, пенсионерам, временно безработным людям), определение минимальной заработной платы не ниже прожиточного уровня (при постоянной ее индексации), занятость населения (безработица не должна превышать 2—4% экономически активного населения), своевременность выплаты заработной платы, пенсий и т.д. В вопросах социального обеспечения следует обратить особое внимание на группы людей, оказавшихся на положении беженцев и вынужденных переселенцев, независимо от их этнической и национальной принадлежности.
В условиях кризиса важно добиться полного государственного обеспечения социальных учреждений (детских домов, интернатов, домов для престарелых) на уровне не ниже прожиточного минимума.
Чтобы избежать ситуации, имевшей место в 90-х годах и связанной с неплатежеспособностью потребителей, дефицитом товаров и продуктов первой необходимости, государству необходимо ввести гарантированное натуральное обеспечение беременных женщин и кормящих матерей, детей, малообеспеченных пенсионеров и инвалидов. В городах и селах с центральным отоплением должно быть гарантировано поддержание в квартирах, яслях, детских садах, школах и больницах температуры по санитарным нормам.
Особое значение в социальной защите населения, в том числе беженцев, вынужденных переселенцев, приобретает обеспечение здоровья через систему как государственных (в первую очередь), так и негосударственных учреждений, включая систему медицинского страхования и сеть поддерживаемых государством профилакториев, домов отдыха, санаториев и курортов.
Научное решение проблем возможно на основе совокупности наук. Однако одни из них (философия, социология, экономические и другие научные дисциплины) в большей мере ориентированы на решение проблем социальной работы, понимаемой в широком смысле. Другие, в том числе социальная работа, имеющие преимущественно прикладной характер, должны быть ориентированы на решение более конкретных проблем, связанных с пониманием социальной работы в узком смысле слова. Их значение (и социальной работы также) — в возможности органического сочетания теоретических и практических аспектов при решении проблем в социально-этнической среде.
В связи с этим остро стоит вопрос о подготовке социальных работников, специализирующихся в области социально-этнических, межнациональных отношений.
В области духовной жизни, идеологической и теоретической деятельности предотвращению межэтнических конфликтов может способствовать работа по выявлению так называемых «белых пятен», изучение истории, культуры, обычаев народов, подготовка содержательных и правдивых учебников, научных трудов по истории, культуре, этнографии многочисленных и малочисленных народов (социально-этнических общностей и групп), проживающих как в России, так и на территории СНГ. В этом плане важную роль может сыграть создание национальной социально-экономической статистики, которая бы давала полную картину экономической, политической, социальной и культурной жизни в республиках и других национально-территориальных образованиях, о жизни разных народов и социально-этнических групп.
Болезненной может быть (и является в определенных условиях) языковая проблема. Функционирование одного, двух или трех государственных языков на той или иной территории должно всякий раз сопровождаться изучением отношения к этой проблеме как коренных, так и некоренных национальностей, как больших, так и малочисленных социально-этнических общностей и групп. Возможность изучения языков коренной национальности и местных языков должна быть реализована в полной мере на территории каждого региона страны. Безусловно, не снимается проблема изучения и знания языка межнационального общения, каким был (да и во многом остается) русский язык в силу многочисленности населяющих страну социально-этнических общностей, преобладания русского населения в России, сложившейся практики межнационального общения.
Предотвращению межэтнических конфликтов, ослаблению их остроты способствует создание культурных автономий, культурных обществ, дворцов культуры для лиц некоренных национальностей в различных республиках и регионах как России, так и стран СНГ. Практика показала и показывает благотворную роль в деле культурного сотрудничества, общения между разными социально-этническими общностями и группами фестивалей народного творчества, обмена в области культуры, науки, туризма, спорта и т. д.
Как показывают социологические исследования, национальное самосознание, культура здоровых, цивилизованных отношений формируются уже в раннем возрасте. Поэтому соответствующая воспитательная работа должна проводиться в семьях, детских учреждениях, школах и т. д.
Нужны издания, которые бы специализировались на социально-этнической, национальной проблематике. Одно из таких изданий — созданная в 1993 г. газета «Федерация», отражающая актуальные проблемы межэтнических, межнациональных отношений в стране.
Особая ответственность в современных условиях в решении проблем межэтнических отношений, недопущения межнациональных напряженности и конфликтов лежит на средствах массовой информации (СМИ). Поэтому необходимо принять соответствующие законодательные акты об ответственности работников СМИ за содействие (прямое или косвенное) разжиганию межнациональных конфликтов.
Все сказанное выше явно показывает, что в разрешении проблем межэтнических отношений требуется активное и компетентное участие социальных работников во всех сферах жизни и на всех уровнях. Такое участие возможно только при высокой их профессиональной подготовке и прежде всего при понимании содержания и специфики межнациональных, межэтнических отношений. Поэтому необходима специальная подготовка таких профессионалов в рамках общей системы обучения и переобучения социальных работников.
Кроме того, необходимо также обобщить уже имеющийся опыт деятельности социальных служб в рассматриваемой области как России, стран СНГ, так и дальнего зарубежья. В частности, речь идет о службах экстренной неотложной психолого-социальной помощи населению; психоэтнических консультаций в трудовых коллективах и семьях; деятельности центров психолого-педагогической помощи многонациональным семьям; психологической реабилитации детей и взрослых, пострадавших в межнациональных конфликтах; деятельности миграционных служб и т. д.
Обобщение и распространение опыта социальной работы будет способствовать нормализации взаимоотношений между представителями разных социально-этнических общностей, оздоровлению всей гаммы межэтнических и межнациональных отношений, их цивилизованному функционированию и развитию.
УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
1. Определите сущность и особенности отношений между социально-этническими общностями.
2. Каковы основные причины обострения отношений между социально-этническими общностями?
3. Проанализируйте состояние межэтнических отношений в ваших трудовых коллективах, районе, городе, селе.
4. Покажите основные пути разрешения (предотвращения) межнациональных, межэтнических конфликтов в разных сферах общественной жизни.
5. В чем конкретно состоит роль социальных работников в нормализации отношений между социально-этническими общностями на современном этапе развития страны?
РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1. Абдулатипов Р.Г. Природа и парадоксы национального «Я». — М.:
Мысль, 1991.
2. Антология социальной работы: В 5 т. — Т. 3. / Сост. М.В. Фирсов. — М.: Сварогъ: НВФ СПТ, 1995.
3. Арутюнян Ю.В. О национальных отношениях в постэтнических общностях: межличностный аспект//Социс. — 1999. — № 4.
4. АрутюнянЮ.В., Дробижева Л.М., Сусоколов А.А. Этносоциология:
Учеб. пособие для вузов. — М., 1999.
5. Исаев К.И., Горборукова Г.Л. Русские в Кыргызстане//Социс. — 1998. — № 3.
6. Конфликтная этничность и этнические конфликты. — М., 1994.
7. Межнациональные отношения в России и СНГ: Семинар Московского центра Карнеги. — Вып.1. — М.: НЦ «АИРО»—«ХХ»: «Ратибор», 1994.
8. Социология: Учеб. пособие/Под ред. П.Д. Павленка. — М.: ГАСБУ, 1995.
9. Теория и методика социальной работы/Под ред. И.Г. Зайнышева. — Ч. 1. - М.: Союз, 1994.
10. Харников А.Е. Межнациональные отношения в СССР: причины, поиски, решения. — М.: Политиздат, 1990.
11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. — М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1993—1994.
12. Этнические процессы в современном мире. — М., 1987.
13. Этничность. Национальные движения. Социальная практика:
Сб. ст. — СПб.: Петрополис, 1995.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 2845;