МОЛОДЕЖЬ КАК ОСОБАЯ СОЦИАЛЬНО-ДЕМОГРАФИЧЕСКАЯ ГРУППА
Переход к рыночной экономике вызвал значительные изменения социального положения различных групп населения, в том числе и таких, которые традиционно считались носителями передовых идей. Одно из главных мест в новых условиях принадлежит молодежи. Выбранные ею социальные ориентиры во многом определят будущее общества.
В социологическом плане выделяют две стороны влияния общественного прогресса как объективного фактора на тенденции социального развития молодежи. С одной стороны, изменяющиеся объективные и субъективные условия макросреды опосредуют особенности включения молодежи в социальную структуру общества, что сказывается как на формировании социального облика молодого поколения, так и на степени развитости самой социальной структуры. С другой стороны, факторы общественного прогресса, отображаясь в сознании молодых людей, влияют на их потребности, интересы, ценностные ориентации в их поведенческих программах, что в конечном счете также отражается на социальном облике молодежи.
Молодежь характеризуется теми общественными отношениями и общественными формами, которые определяют ее как самостоятельную (относительно других) социально-демографическую группу Молодежь как особая социально-демографическая группа имеет ряд особенностей, вытекающих прежде всего из самой ее объективной сущности. Социальные особенности молодежи определяются специфической позицией, которую она занимает в процессе воспроизводства социальной структуры, а также способностью не только наследовать, но и преобразовывать сложившиеся общественные отношения, т. е. потенциальными сущностными силами молодого человека. Противоречия, возникающие внутри этого процесса, лежат в основе целого комплекса специфических молодежных проблем.
Молодежь как формирующийся субъект общественного производства характеризуется также особенным содержанием личностной, предметной и процессуальной сторон конкретно-исторического бытия. Подобное проявление социального качества молодежи связано со спецификой ее социального положения и определяется закономерностями процесса социализации в конкретных общественных условиях.
Конкретные условия бытия молодых людей определяют особенности молодежного сознания, диалектическое единство структурных элементов которого и образует побудительно-мотивационные сущностные силы молодежи. Внутри этого единства возникает многообразие противоречивых детерминации, опосредующих специфику их отношений к окружающей действительности и мотивацию социальной деятельности.
Перечисленные проявления социального качества молодежи в процессе развития переходят одно в другое, взаимно дополняют друг друга, обусловливая ее социальную сущность, которая реализуется посредством деятельности.
Таким образом, молодежь — это особая социально-демографическая группа, переживающая период становления социальной зрелости, положение которой определено социально-экономическим состоянием общества.
Границы молодежного возраста подвижны. Они зависят от социально-экономического развития общества, достигнутого уровня благосостояния и культуры, условий жизни людей. Воздействие этих факторов реально проявляется в продолжительности жизни людей, расширении границ молодежного возраста от 14 до 30 лет. Нижняя возрастная граница определяется тем, что именно в этом возрасте подросток впервые получает право выбора в социальном плане: продолжить учебу в школе, поступить в технический или гуманитарный колледж, лицей или поступить на работу. К тридцати годам человек, как правило, достигает профессиональной зрелости, завершается формирование его семьи, он занимает определенное положение в обществе.
Сегодня в стране идет интенсивный процесс депопуляции молодежи. За период с 1987 по 1997 г. родилось на 6 млн детей меньше, чем за предыдущие 10 лет. Количество молодежи уменьшилось на 3 млн человек (10%).
На 1 января 1998 г. число молодых граждан России в возрасте 16—29 лет составило чуть более 31 млн человек.
Падение рождаемости в Российской Федерации привело к «старению» молодежи: увеличилась доля 25—29-летних.
По данным государственной статистики на конец 90-х XX в., смертность среди молодежи в 2 раза больше, чем среди пожилых людей.
В последнее время резко обострилась проблема здоровья детей и молодежи. Число больных детей в подростковом возрасте уже превышает 90%. Разрушают физическое и нравственное здоровье молодых социальные «болезни». За последние 7 лет в 52 раза возросла заболеваемость подростков болезнями, передаваемыми половым путем.
Демографическая ситуация осложняется ростом числа убийств и самоубийств. Только в 1998 г. добровольно расстались с жизнью 762 человека. Кроме того, за последние 5 лет более чем в 3,5 раза увеличилась численность потребителей наркотиков (возрастная категория наркоманов — 13—25 лет); в 6—8 раз возросла наркомания среди школьников и студентов в крупных городах. Широкое распространение получили токсикомания и алкоголизм.
Молодежь составляет почти 41% населения России в трудоспособном возрасте. В народном хозяйстве заняты около 22 млн молодых людей. Однако доля молодежи, занятой в народном хозяйстве, постоянно снижается, особенно в промышленности, строительстве и на транспорте. В связи со структурными изменениями, происходящими в экономике, растет доля молодежи в непроизводственной сфере. Среди 2,5 млн «челноков» и полумиллиона охранников молодежь составляет более 90%. Данные ученых за последние годы показывают, что деятельность 45% молодежи не соответствует их профессиональной подготовке. Численность молодежи на селе за 10 лет сократилась на 19% и составляет лишь 18,5% сельского населения России.
Внедрение рыночных отношений обострило проблему социальной защищенности в сфере труда. Молодые рабочие первыми попадают под сокращение и пополняют ряды безработных. К началу 1999 г. безработица в России достигла (по официальным данным) 8,6 млн человек, или 11,2% экономически активного населения; 32% всех безработных — молодые люди до 30 лет.
На рубеже XXI в. в России вновь встает проблема безграмотности детей — более 2 млн (общее число учащейся молодежи — 22 млн человек) не учатся, растет число безграмотных и малограмотных среди служащих в рядах Вооруженных Сил России.
К числу особо тревожных тенденций в молодежной среде относится отставание уровня образования от уровня, достигнутого наиболее развитыми странами; ускорение падения престижа общего и профессионально-технического образования; увеличение числа молодежи, начинающей трудовую деятельность с низким уровнем образования и не имеющей желания продолжать обучение; ориентация многих звеньев образования на «поточное» воспроизводство рабочих, служащих и специалистов без учета требований потребителей; неподготовленность кадров высшей, профессиональной и средней школы к работе в новых условиях; усиливающееся отставание материально-технической базы всех уровней от нормативных требований; снижение интеллектуального уровня аспирантского корпуса — будущего российской науки, отток одаренных юношей и девушек из многих вузов и из страны.
Негативные проявления заключаются прежде всего в том, что молодежная среда становится опасной криминогенной зоной.
Нарастают такие неблагоприятные тенденции, как омоложение преступности, усиление ее группового характера. При этом выросли не только количественные показатели, преступные деяния стали более жестокими. В течение 1998 г. подростками совершено 1300 убийств; 6,5 тыс. преступлений совершили дети, не достигшие даже 14 лет. Немалая доля среди таких преступлений принадлежит детям-сиротам. Всего за 1993-1998 гг. уголовный мир пополнили более миллиона нарушителей, которые еще не получили паспорта. Около 15% из них — «бывалые».
Из года в год растет число «женских» преступлений. Большую тревогу у правоохранительных органов вызывает тенденция к «омоложению» женской преступности. В трех имеющихся в России воспитательно-трудовых колониях для несовершеннолетних содержатся сегодня около 0,5 тыс. девочек-подростков. Большая их часть осуждена за тяжкие преступления, в том числе за детоубийство. Как правило, на убийство детей идут молодые женщины, не нашедшие себя в жизни: без семьи, без средств к существованию, без жилья.
Молодое поколение в большинстве своем оказалось без надежных социальных ориентиров. Разрушение традиционных форм социализации, основанной на социальной предопределенности жизненного пути, с одной стороны, повысило личную ответственность молодых людей за свою судьбу, поставив их перед необходимостью выбора, с другой — обнаружило неготовность большинства из них включиться в новые общественные отношения. Выбор жизненного пути стал определяться не способностями и интересами молодого человека, а конкретными обстоятельствами.
К сожалению, существующие экономические и социальных программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев социальной работы с молодым поколением.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1520;