ПОСЛЕДСТВИЯ ВЫНУЖДЕННОЙ МИГРАЦИИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ С МИГРАНТАМИ

 

Концепция государственной миграционной политики России представляет собой систему основных принципов и приоритетов федеральных органов государственной власти субъектов Федерации в сфере регулирования миграционных процессов, а также механизмы и формы их реализации. В ней раскрыты причины миграции, намечены цели и поставлены соответствующие задачи в политической, государственно-правовой, социально-экономической, духовной сфере, в области внешней политики.

Большие миграционные потоки ведут к перенаселенности ряда районов, что может вызвать определенные социальные осложнения (падение уровня жизни, увеличение безработицы, криминализацию, возрастание конфликтности, угрозы эпидемий, прерывание обучения значительного числа детей и др.). По данным МВД и Федеральной миграционной службы, насыщенность беженцами и вынужденными переселенцами в среднем составляет (в %): по России — 0,339, тогда как в Ингушетии — 25-30, в Северной Осетии — 6,099, Воронежской области — 0,778, Липецкой — 0,541, Саратовской — 0,778, Самарской — 0,584, Ульяновской — 0,536, Москве — 0,145, Санкт-Петербурге — 0,048. В Ставропольском крае более 50 тыс. беженцев (данные на конец 1995 г.).

В Федеральной программе действий в области прав человека отмечены «явно недостаточное, не соответствующее масштабу проблемы финансирование, нехватка квалифицированных кадров, отсутствие опыта». Кроме того, отмечаются примеры негативного отношения к «пришельцам» со стороны постоянно проживающего на данной территории населения, которое порой поощряется местными органами власти. Для ослабления социальной напряженности названный выше проект предусматривает необходимую материальную поддержку социальных прав мигрантов, коммуникативную и информационную поддержку (учреждение массовой газеты, освещение проблемы миграции населения), а также реализацию социальных программ юридической подготовки и переквалификации (с особым упором на права человека) для различных категорий служащих, в частности для социальных работников. Предусматривается также совершенствование законодательной базы и осуществление поэтапных шагов по расширению органов социальной защиты и социального обслуживания, специализации социальных работников для работы с мигрантами. Работа на федеральном уровне в этом направлении ведется (например, подготовлены Методические рекомендации для региональных программ), но она все еще недостаточна. В 20 субъектах Федерации, в том числе в Московской области, приняты и реализуются свои миграционные программы, чем смягчается и общая неблагоприятная обстановка[33].

Для социальных работников объектом приложения их профессиональных знаний становится работа в миграционных службах, которые сотрудничают со службами социальной защиты, социального обслуживания и здравоохранения, социально-эпидемиологическими службами. Наиболее сложные условия работы в центрах временного размещения вынужденных мигрантов. В зоне осетино-ингушского конфликта, а также в Ставропольском крае на 14,5 тыс. человек создано 24 таких центра. Здесь действовали центры медико-психологической реабилитации беженцев, подвергшихся насилию в зоне вооруженных конфликтов. Создан подобный центр и в Московской области, на базе пансионата «Ватутинки». Несколько временных пунктов было создано в Ингушетии и Чечне после военных действий 1999-2000 гг. На их обустройство в 2000 г. Правительство России выделило 200 млн рублей. Для социальных работников в таких условиях наиболее важно снять или смягчить негативные последствия насилия с помощью индивидуальной и групповой психотерапии, технологий устранения конфликтности, развития способностей к коммуникативности, самостоятельности и терпимости.

Более благоприятные условия для реинтеграции мигрантов создаются в местах компактного проживания переселенцев. По России предусмотрено 107 таких мест, наиболее крупное из них в г. Борисоглебске Воронежской области для нуждающихся мигрантов Таджикистана (22 тыс. человек). Иногда в новом месте сохраняется сплоченный коллектив вынужденных переселенцев. Например, в Орловскую область, в тургеневские места, переехала сначала группа духоборов из Грузии, создав свою общину (колхоз), а затем группа молокан. В таких новых биотических условиях социальные работники могут опереться на общности переселенцев, практикуя методики «группы самостоятельного опыта», «развития через группу психосоциальной компетенции».

Для значительного числа мигрантов при поддержке Федеральной миграционной программы проводится или подготавливается некомпактное расселение (936 тыс. человек — 9,3 тыс. семей). Здесь проблемы реинтеграции могут быть осложнены в зависимости от различных параметров среды и характеристик самого мигранта, Но еще сложнее условия реинтеграции для значительного пока количества вынужденных мигрантов, которые не попадают в поле государственной защиты в силу недостатка организации, значительного наплыва беженцев, нарушений прав.

Во время второй чеченской войны из 213 тыс. беженцев, проживающих в Ингушетии, только 15 тыс. проживали в лагерях (палатках и вагонах), остальные ютились в так называемом частном секторе, лишенные какой бы то ни было помощи государства. Те, кто уехал в Россию, находились на положении нелегалов и были лишены каких-либо прав.

В работе с мигрантами приходится рассматривать предпосылки и характер солидарности, складывающейся на новом месте, а также общую атмосферу в регионе и обществе, располагающую или не располагающую к солидарности, в том числе и мигрантов. Социальный работник учитывает при этом весь комплекс ценностей и механизмов социальной интеграции на старом месте, причин переселения, механизмов дезинтеграции, а также особенности ценностей и механизмов реинтеграции на новом месте. Каково встречное отношение мигранта и новой общности к естественно-антропологическим, духовно-культурным, профессиональным правам? Каково соотношение индивидуализма, корпоративности, коллективизма в старом и новом сообществах? Какова динамика статуса мигранта? Все эти и многие другие вопросы приходится решать мигранту и вместе с ним социальному работнику. Он должен в нынешней ситуации действовать в нескольких направлениях, расширяя сферу свой компетенции.

Сочетаются индивидуальная, семейная, групповая, общественная социальная работа и социальное административное планирование. Помимо индивидуальной и групповой работы с мигрантами чрезвычайно важно сотрудничать с органами власти, со средствами массовой информации в формировании своеобразной идеологии.

Это идеология единства соотечественников, абсолютной ценности каждого человека, связей переселенцев с Россией как с исторической родиной, идеология терпимости и единой судьбы. В этом плане важны специальная пропаганда прав человека, разъяснение прав вынужденных переселенцев. В индивидуальной работе применим весь арсенал методов специалиста социальной сферы: психологических, психотерапевтических, психоаналитических, социометрических, возрастной психологии, медико-социальных, консультационно-правовых. В групповой работе продуктивны методики «группы самостоятельного опыта», «группы взаимопомощи», групповая психотерапия, поддержка соседских общностей (в местах компактного проживания переселенцев), общностей земляческого характера для представительства интересов переселенцев.

Социальный работник здесь так или иначе влияет на восстановление биотических условий, их отражение в виде актуализации естественно-антропологических прав мигранта. С этим связана и необходимость сотрудничества с миграционными службами в вопросах идеологии, трудоустройства. Все это работает на реинтеграцию переселенцев и их общностей в новых условиях. Видимо, целесообразно для социального работника участие в вопросах профессиональной ориентации, а также вместе с социологами — в профессиональной адаптации мигрантов. Специализация социального работника на вопросах миграции обязательно включает в себя названные направления.

При этом социальный работник непосредственно или опосредованно опирается на помощь некоторых специализированных государственных и общественных центров. Среди них Координационный совет помощи беженцам и вынужденным переселенцам, ведущий просветительскую работу; Российский центр помощи беженцам «Соотечественники», помогающий создавать рабочие места, предприятия; Международная организация по миграции, оказывающая экспертную и консультативную помощь, организующая семинары, помогающая инструментами и машинами, начавшая в Тамбове и Новгороде осуществлять пилотные проекты расселения вынужденных мигрантов; ЭКО-центр «Среда обитания», разрабатывающий проекты расселения и строительства жилья для вынужденных мигрантов с их участием; благотворительная организация помощи вынужденным переселенцам «Гражданское содействие». В Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации предусмотрено содействие государства и местных органов власти общественным организациям мигрантов.

В данный момент на переднем плане оказались экстренные виды миграции. Это налагает отпечаток на характер социальной работы и отношение к ней. В будущем, однако, социальные работники смогут уделять внимание не только экстренной миграции, но и остальным ее видам, участвовать в разработке и реализации научно обоснованной политики переселения и реинтеграции. Важным подспорьем в такой работе является Концепция государственной миграционной политики Российской Федерации, где разработано и такое направление, как регулирование социально-экономических миграций.

 

УЧЕБНЫЕ И ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ

 

1. В чем заключается естественно-антропологическое содержание миграции?

2. Что такое вынужденная миграция?

3. Какие формы социальной работы приемлемы для решения проблем вынужденных мигрантов?

4. Проанализируйте реинтеграцию мигрантов на известном вам материале.

5. Сделайте подборку правовых нормативных актов по проблемам миграции.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

1. Вынужденные мигранты: интеграция и возвращение. — М., 1997.

2. Вынужденные мигранты и государство. — М., I999.

3. Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации//Российская газета. Приложение «Экономический союз». — I999. — 10 июля.

4. Российская энциклопедия социальной работы. — М., 1997.

5. Сакс И. Население, развитие, занятость//Международный журнал социальных наук. — 1995. — № 6.

6. Серии М. Социальная интеграция и перемещение населения: вклад социальных науку/Международный журнал социальных наук. — 1995. — № 10.

7. Тарасов Е.Н. Миграционная политика в Московской области на пороге XXI века/Под ред. С.В. Устименко, В.М. Данилиной, В.М. Капицына. - М., 1999.

8. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах»//Российская газета. — 1997. — 3 июля.

9. Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» от 22.11.95 г.// Российская газета. — 1995. — 30 ноября.

10. Шеляг Т.В. Толерантность как принцип социальной работы//Российский журнал социальной работы. — 1995. — № 2.

11. Энциклопедия социальной работы: В 3 т./Пер. с англ. — М., 1993-1994.









Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 1743;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.007 сек.