СУЩНОСТЬ И ЭВОЛЮЦИЯ «ЖЕНСКОГО» ВОПРОСА
Понятие «женский вопрос» по своему содержанию широкое. Оно охватывает социальное положение женщин во всех сферах общественной жизни, и прежде всего в экономике и политике, проблемы их дискриминации, организации действий в защиту правового и фактического равноправия.
Поиски социального равенства женщин и мужчин шли через отвоевывание прав — натруд рядом с мужчинами (которые длительное время препятствовали приему женщин на работу, опасаясь конкуренции); наобразование (доступ к высшему образованию женщины получили в Европе только в конце XIX в.); научастие в выборах (суфражистки — участницы движения за предоставление женщинам одинаковых с мужчинами избирательных прав — в начале XX в. полагали, что это автоматически откроет женщинам Доступ к институтам власти). Каждое отвоеванное право было не только победой, но и своеобразным поражением, так как фактически прибавляло женщине обязанности, не меняя ее второстепенного положения в обществе.
Отправным пунктом решения «женского» вопроса в нашей стране следует считать 1918 год, когда принцип равенства женщин и мужчин во всех сферах жизни — гражданских и юридических правах, труде, образовании, семейной жизни — был не только провозглашен, но и закреплен в первой Конституции Советского государства, ряде других политических актов и законов. Уже в 1918г. проходит первый Всероссийский съезд женщин — работниц и крестьянок, тогда же создаются женотделы, которые ведут культурную, воспитательную и организационную работу среди женщин. Движение женщин за равноправие принимало в стране все более массовый характер, оно встречало поддержку и со стороны мужчин. Традиционные взгляды в обществе на отношения между полами начинали изменяться. В значительной степени это было обусловлено тем, что женщины приобретали экономическую самостоятельность, правовую независимость, получали равное с мужчинами образование. Проводились массовые дискуссии по различным аспектам отношений между мужчинами и женщинами: брак и семья, свободная любовь, родительский дом, свобода женщины распоряжаться собой и своим телом.
В эти же годы, несмотря на переживаемые страной военно-экономические трудности, издавались женские журналы «Коммунистка», «Работница», «Крестьянка», «женские странички» в ряде центральных и местных газет, издания серии книг и брошюр «Библиотечки для женщин». Все это способствовало распространению идей о равноправии женщин в стране. До 1926 г. продолжали выходить и некоторые популярные издания для женщин, существовавшие еще в дореволюционное время.
Однако первоначально демократическая социальная политика в отношении женщин постепенно трансформировалась. В 1934 г. под предлогом, что в большинстве центральных районов страны решена женская проблема, была свернута и затем прекращена особая работа среди женщин. Мотивировалось это тем, что большинство женщин вовлечено в общественное производство в городе и в кооперативной деревне и, таким образом, преодолена их социальная отсталость.
Общие идеологические и социально-экономические процессы в нашей стране оказали специфическое влияние на положение женщин. Индустриализация, осуществляемая экстенсивными методами, требовала новых дешевых рабочих рук. Распределение продуктов по карточкам, реализация лозунга «Кто не работает, тот не ест» обеспечивали почти стопроцентную и мужскую, и женскую вовлеченность в общественное производство. Коллективизация и массовое раскулачивание подорвали экономические основы патриархальной сельской семьи и тем самым также вынудили женщину идти на заработки в колхоз или в город, — чаще всего это была тяжелая, непрестижная, малооплачиваемая работа. Уже к 1940 г. удельный вес женщин в общей численности рабочих и служащих составил 38,9%. Резко возрос данный показатель в военный и послевоенный период.
Но в таком виде дарованное женщине «право на труд» явилось не средством обретения экономической независимости, а дополнительной нагрузкой, добавившей к традиционным семейным обязанностям женщины еще и трудовые. Политика в отношении женщин стала определяться с позиции того, что они должны дать обществу. Нужны были стране рабочие руки — иди и работай, понадобится повысить рождаемость — иди и рожай, причем в послевоенные годы этому «способствовали» такие правовые санкции, как запрещение разводов, абортов и подачи исков на установление отцовства и взыскание алиментов.
Однако, несмотря на некоторые дискриминационные меры, российские законы в отношении равноправия женщин были самыми прогрессивными и оказали существенное воздействие на «женское» законодательство в других странах. Кроме того, не сбрасывая со счетов волюнтаристские подходы и трудности 30-х годов, следует признать опыт решения «женского» вопроса в нашей стране бесценным и остро необходимым в современных условиях возрождающегося женского движения в России. Ведь отношение к женщине у нас до сих пор патриархально-функциональное. Общество использует силы и потенциал женщин на производстве, в семье, в общественной жизни, не особенно заботясь о том, что оно дает ей в свою очередь.
Итог же социальных трансформаций в России состоит в том, что фактически женщин лишили многих социальных завоеваний:
резко снижен их социальный статус, которым они располагали в обществе до так называемой перестройки и реформ; общество пришло к социальной дискриминации женщин во всех сферах общественной жизни. Изменился социально-психологический настрой в женском социуме. По данным ВЦИОМ, на конец 1999 г. почти 40% женщин испытывали напряженность, раздражение, 15,4% — страх, тоску. И только 4,3% могли сказать, что их настроение прекрасное.
Женщины с большим трудом адаптируются к новым политическим, социальным, духовным условиям, сложившимся в обществе, при этом видоизменяя не только общую направленность своего социального поведения, но и конкретные поступки в конкретных сферах деятельности. Фактически положение женщин в России — это пример нарушения важнейших положений Конвенции о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1979 г. и вступившей в силу в сентябре 1981 г.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 700;