ПРОСТРАНСТВА ЦЕННОСТЕЙ
Ценности и цели
Целесообразность существования систем проявляется на микро-, макро- и метауровнях и включает в себя два аспекта: ценностный и целевой. Первый связан с подчинением поведения системы и ее структурных компонент определенной системе ценностных принципов. Второй аспект – со стремлением системы к достижению некоторой наперед заданной цели (системы целей). В глобальном плане (на метауровне) целесообразность определяется предназначением системы в метасистеме.
Ценности имеют энергоинформационную природу. Реально они проявляются в виде тех или иных ценностно-окрашенных (т.е. ценностных) свойств своих носителей. И это проявление, очевидно, ситуационно неполное, частичное. Ценность структурного образования – это свойство, заключающееся в его способности оказывать определенное влияние на внутреннюю и внешнюю ситуацию некоторой системы. Типичными проявлениями ценностей, например, являются такие полезности, как: энергия, эмоции, стоимость, благосостояние, информация и т.п. Ценности могут быть частными, выражающими относительные свойства отдельных структурных компонент системы (ее образа), и общими, интегральными, т.е. характерными для всей системы в целом. Из приведенного выше определения следует, что проявление любой ценности относительно, так как оно возникает только при наличии определенных отношений между соответствующими структурными образованиями.
Однако системы могут приобретать или передавать это свойство другим системам в процессе обменных взаимодействий, поэтому ценности субстанциональны. Они как бы содержатся в структурных пространственно-временных образованиях, наполняя их. Ценности воплощают активное, энергоинформационное начало материи.
Обычно цель представляется в виде некоторого множества желаемых (полезных) для системы ситуаций или состояний. Цель может быть достижимой (реальной) или недостижимой (нереальной) в зависимости от тех ресурсов, которыми располагает система, и в зависимости от той ситуации, в которой она находится.
Цель может быть истинной или ложной относительно той совокупности знаний, которыми располагает система. Кроме того, по отношению к ней она может быть внутренней или внешней. Ошибки в определении цели, как правило, приводят к неизмеримо более опасным для системы последствиям, чем ошибки в выборе средств достижения этой цели.
Цель может задаваться как в ситуационном, так и в ценностном пространствах. Например, она может выражать желание построить дом или желание накопить капитал. В ценностном пространстве цель может выражать сама по себе весьма гуманистические стремления к справедливости, равенству, свободе, демократии и т.п. Однако попытки реального воплощения подобного рода целей зачастую приводят к разочаровывающим результатам. Недаром говорится: «Благими намерениями вымощена дорога в ад». Благие намерения тем и отличаются от цели, заданной в ситуационном пространстве, что они носят декларативный, расплывчатый и, главное, ситуационно-неконкретный характер, т.е. они не фиксируют достаточно четко некоторую конечную желаемую ситуацию или состояние, связанное с вполне конкретными системами. Именно эта размытость приводит к тому, что возможные исходы реального воплощения подобных целей, а значит, и будущие положения, затрагиваемых ими систем становятся неоднозначными и непредсказуемыми. И удивительно, что многие люди готовы воспринимать чуть ли не каждый провозглашаемый кем-нибудь лозунг, а иногда и просто надпись на заборе как некоторую цель, требующую своей немедленной реализации. В связи с этим мы должны весьма настороженно относиться к целям, представляющим собой некоторые ценностные установки, выражающие стремление добиться выполнения некоторого ценностного принципа. В этом смысле более предпочтительными являются цели, которые связывают между собой вполне определенные начальные и конечные ситуации или состояния и последствия реализации которых могут быть оценены в достаточной мере.
Цели в ситуационных пространствах локализуют влияние ценностных принципов, ограничивая и конкретизируя их действие в форме тех или иных законов.
Категория ценности снимает неестественное противопоставление цели и средств. Потери ценностей затрачиваемых ресурсов из-за неудачного выбора цели или способа ее достижения не всегда могут быть скомпенсированы ценностями, получаемыми при достижении последней. Классическим примером здесь может служить пиррова победа. Необходимость соотнесения в ценностном плане затрат и приобретений свидетельствует о ценностной измеримости конечной ситуации (состояния) и начальной, т.е. о ценностной измеримости целей.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 520;