ТРАНСФОРМАЦИЯ ОТНОШЕНИЙ СОБСТВЕННОСТИ. ПОИСК ОПТИМАЛЬНОЙ СТРУКТУРЫ: ПРИВАТИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛИЗАЦИЯ
Воздействие государства на формирование прав собственности, их спецификацию, регистрацию и защиту является ключевым компонентом институциональной политики, а сама совокупность складывающихся в экономике правомочий собственности — важнейшим институтом, определяющим стимулы к осуществлению хозяйственной деятельности и правила, регулирующие распределение их результатов.
Собственностьпредставляет собой отношения между людьми по поводу исключительных прав на использование полезных свойств благ. Права собственностисоставляют пучок правомочий, которые могут быть сосредоточены у одного лица и давать ему всю полноту прав на использование полезных свойств данной вещи либо могут быть расщеплены и распределены между экономическими субъектами различным образом. Чем сложнее процесс потребления вещи и совокупность возникающих в процессе потребления эффектов, тем подробнее должны быть определены права ее собственника и их распределение. Детальное определение этих правомочий и закрепление их за определенными лицами позволяет снижать неопределенность при осуществлении хозяйственной деятельности. Первичное распределение прав собственности выступает необходимой предпосылкой для заключения рыночных контрактов, права на использование полезных эффектов созданных благ, выступает стимулом для осуществления хозяйственной деятельности.
Неопределенность в распределении полезных эффектов ограничивает возможности производства, а в особенности его сложных форм. Если воровство урожая с дачных участков приобретает характер нормы поведения, то владельцы участка либо несут дополнительные издержки на охрану, либо переселяются за город и переквалифицируются в сторожей, либо перестают сажать что-либо полезное. В любом случае, неопределенность прав собственности ведет либо к растущим издержкам, либо к сокращению выпуска. До тех пор пока компьютерное пиратство остается почти легальной сферой деятельности, рассчитывать на развитие высокотехнологичных фирм в производстве программного обеспечения не приходится.
Любые меры государственной политики затрагивают права собственности, меняя относительную ценность благ или экономические возможности собственников ресурсов. Увеличение налога па имущество никак не означает его конфискации, но меняет его относительную ценность, признание дома памятником архитектуры ведет к ограничению возможностей и росту издержек жильцов этого дома, а развитие транспортной инфраструктуры повышает ценность жилья, никак не меняя характера собственности на него. Вместе с тем в проводимой государством политике можно выделить направления, непосредственно связанные с регулированием правомочий собственности, их спецификацией, защитой, формированием оптимальной структуры собственности на различные ресурсы.
Отношения собственности регламентируют экономическое поведение людей, ограничивая доступ к благам и ресурсам одних, оставляя другим право определять характер использования объектов собственности. Следовательно, отношения собственности всегда предполагают не только наличие собственника и объекта собственности, но и лиц, исключенных из доступа к данным благам или ресурсам, не собственников. Вместе с развитием производства и обмена идет эволюция отношений собственности, обеспечивая необходимую гибкость экономического поведения, с одной стороны, и четко определяя исходное распределение ресурсов и конечное распределение результатов, с другой. Как и любые другие правила игры, они должны быть известны экономическим агентам, поскольку только в этом случае они ограничивают потенциально возможные варианты экономического поведения и позволяют сделать оптимальный выбор.
Чтобы права собственности могли быть реализованы, они должны быть специфицированы.Спецификация прав собственностиозначает четкое определение правомочий собственности, возникающих по поводу использования данного блага и их закрепление за всеми лицами, вовлеченными в отношения собственности по поводу присвоения эффектов, порождаемых данным благом. Чем сложнее общественное устройство, чем больший круг благ вовлекается в хозяйственный оборот, тем сложнее процедуры спецификации собственности и выше издержки, направленные на фиксацию прав собственности, па информацию об их распределении и их защиту.
Так, если в процессе потребления вещи она уничтожается или деформируется, а порождаемые ею полезные эффекты не расщепляются и не отделимы от предмета потребления, то все правомочия собственности будут сконцентрированы у ее владельца. Это относительно узкий круг потребительских благ, информация о принадлежности которых обеспечивается самим фактом их потребления. Здесь не возникает особых проблем с определением и фиксацией прав собственности, и защита их обеспечивается обычаем, закрепленным в нравственных нормах ("не укради"), а позднее — законом. При любом общественном устройстве частная собственность па подобные объекты устойчиво воспроизводится и поддерживается. Издержки на спецификацию и защиту прав собственности в этом случае относительно невелики.
Чем сложнее объект прав собственности и более многообразны возникающие в процессе его использования эффекты, тем выше издержки на спецификацию прав, информацию для третьих лиц о принадлежности данных благ или ресурсов, их защиту. Если издержки на спецификацию и защиту прав оказываются выше потенциального полезного эффекта, возникает собственность открытого доступа — права на ресурс принадлежат тому, кто первый им воспользовался.
Спецификация прав частной собственности на жилье предполагает соответствующую запись в Едином государственном реестре прав по объектам недвижимости, которая осуществляется управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии соответствующего субъекта Федерации, входную дверь и замок. Право собственности на жилье позволяет осуществлять с ним весь круг операции — использовать для проживания, сдавать в аренду, продавать, наследовать и т.д. В советский период большая часть жилого фонда, которая на сегодня составляет большую часть жилой площади РФ, была государственной. Право на использование государственной квартиры фиксировалось ордером на жилое помещение, хранящимся в жилконторе. Ограничения в связи с этим возникали только при купле-продаже или наследстве, и то успешно обходились с помощью нехитрых манипуляций с пропиской. С 1992 г. граждане России получили право на бесплатнуюприватизацию жилья. При очень небольших затратах времени и денег можно оформить право собственности на фактически используемую квартиру. С 1995 по 2012 г. доля приватизированных квартир выросла с 36 до 77%, т.е. ежегодный прирост приватизированных квартир в среднем составлял 1,24%. То есть издержки на спецификацию прав граждане воспринимали как более значимые, чем дополнительную ценность возникающих у них правомочий. Еще более удручающие результаты показала "дачная амнистия" и передача прав частной собственности на землю.
Защита прав собственности обеспечивается силой, обычаем или законом. Поскольку права собственности исключают часть экономических субъектов из числа пользователей ограниченного ресурса, то чем бы ни были обусловлены преимущества одних перед другими, сохранение такого состояния требует определенных издержек. Возможность применения силы для поддержания или передела собственности превращает ее в важный экономический ресурс и заставляет распределять затраты между видами экономической деятельности таким образом, чтобы обеспечить уровень силы, достаточный для удержания своей собственности и (или) захвата чужой.
Издержки сохранения собственности снижаются за счет традиций и моральных норм. Осуждение со стороны окружающих и внутренние моральные нормы оказывается ограничением более серьезным для поддержания прав собственности, чем репрессивный аппарат государства. Существование закона и обычая отнюдь не обеспечивают "незыблемости права собственности", они только определяют тс затраты, которые придется понести при отклонении от санкционированного поведения. Возможность наказания выступает в качестве дополнительных издержек, учитываемых экономическими агентами при выборе оптимальной стратегии. В свою очередь содержание централизованного насилия в лице государства оказывается экономически более выгодным, чем использование частных ресурсов. В этой сфере, также как в производстве, возникает эффект масштаба.
История знает немало примеров, когда защита прав собственности со стороны государства дополнялась или подменялась защитой прав, построенной на применении частной силы. Ослабление государства создает возможность использования силы для передела собственности и ведет к увеличению расходов на ее охрану. В 1990-е гг. любая сфера приносившей доходы экономической деятельности либо контролировалась криминальными структурами, обкладывавшими данью собственников, либо находилась в собственности криминальных структур, располагавших достаточными возможностями для ее защиты, либо владельцы предприятий обзаводились собственными службами безопасности, мощь которых должна была быть пропорциональна привлекательности объекта собственности. Граждане в этот период активно меняли деревянные двери на металлические, устанавливали дверные замки повышенной сложности и врезали оконные решетки. При этом распад государственной системы защиты прав собственности превращал ряд находившихся в частной или государственной собственности объектов в собственность открытого доступа. Воровство цветных металлов принимало угрожающие для работы железных дорог масштабы, дачи граждан в зимний период становились местом жительства для бродяг, а остававшееся там имущество — источником дохода для них.
Объединяемый в понятие "право собственности" пучок правомочий может быть представлен более детализировано. На сегодняшний день наиболее широко применяемой и цитируемой в российской экономической литературе детализированной классификацией является классификация, представленная английским юристом А. Опоре.
Этот перечень включает в себя правомочия, которые могут существовать как в определенных сочетаниях, так и раздельно, выступать объектом сделок по продаже, передаче и т.д. Сюда входят: право владения; право пользования; право управления; право на доход; право на отчуждение, потребление, промотание, изменение или уничтожение вещи; иммунитет от экспроприации; право на переход вещи по наследству или по завещанию;
бессрочность; запрет на вредное использование; ответственность в виде взыскания, т.е. возможность отобрания вещи в уплату долга; остаточный характер, т.е. ожидание "естественного" возврата переданных кому-либо правомочий по истечении срока передачи или в случае утраты ею силы по любой иной причине.
Процесс защиты прав собственности порождает высокие издержки. Они связаны как со следованием юридическим нормам (регистрация, оформление сделок, процедуры, связанные с их выполнением и т.д.), так и с эффективностью институтов, обеспечивающих их реализацию. Рейдерство, или перехват собственности с использованием незаконных методов, связано не столько с недостатками законодательства, сколько с особенностями правоприменения. Возможность потери собственности в результате слабости государственных институтов и коррупции влечет за собой серьезные затраты. Офшоризация российского бизнеса и бегство капитала среди иных причин, объясняющих эти процессы, содержит и проблему обеспечения иммунитета от экспроприации. Стремление обезопасить собственность реализуется через запутанные схемы владения, сокрытие конечных собственников, порядка принятия решений и т.д. Это порождает дополнительные издержки — содержание подставных фирм, дополнительных счетов, организацию дополнительного оборота, снижение качества управления, непрозрачность бизнеса для собственника, воровство.
Защита прав собственностидекларирована как одна из стратегических целей социально-экономического развития страны до 2020 г., реализация которой позволит повысить эффективность производства. В случае, когда правомочия всех участников точно определены, последующее перераспределение осуществляется на основе обмена, а трансакционные издержки невелики, то они достанутся тому, кто оценивает данное свойство наиболее дорого.Это положение в экономической теории получило название теоремы Коуза. "С помощью рыночных трансакций всегда возможно изменить изначальное юридическое разграничение прав. И, конечно, если такие трансакции совершаются без издержек, такое перераспределение прав будет происходить всегда, если оно открывает путь к росту ценности производства".
Развитие хозяйственной жизни требует постоянных изменений в системе отношений собственности, которая должна создавать условия для таких форм комбинации производства, которые снижают совокупность трансформационных (связанных с производительными силами) и трансакционных (связанных с общественной формой производства) издержек. И наоборот, неэффективное производство свидетельствует о неэффективной структуре прав собственности. Государство в рамках проводимой институциональной политики способствует формулированию правовых норм, которые должны отражать насущные потребности экономических взаимодействий и содействовать максимизации общественного богатства.
Радикальная трансформация форм собственности, изменение в распределении ресурсов и прав на их использование осуществляется в ходе революционных преобразований. На протяжении XX в. такие изменения в отношениях собственности в России происходили дважды. В ходе социалистической революции национализация путем конфискации повлекла за собой полное огосударствление производства, в 1990-е гг. раздаточная приватизация ликвидировала господство государственной собственности, но не обеспечила создание эффективной экономической системы. Последующее регулирование отношений собственности в российской экономике осуществлялось без революционных радикальных изменений, путем "точной подстройки" и реформирования.
Общественная собственность на средства производства, а фактически, при всех отличиях колхозно-кооперативной и государственной форм собственности, это была государственная форма собственности, в советской экономике господствовала безраздельно. За исключением крайне узких сегментов, частная форма собственности в производстве существовала только в виде полунатуральных форм производства — личного подсобного хозяйства и дачных участков.
Распад советской системы и "дикая приватизация"
Советская система управления экономикой была построена на перераспределении правомочий собственности между различными уровнями и звеньями государственного аппарата. Множественная система контроля над использованием собственности дублировалась, и остаточный доход концентрировался в государственном бюджете. Права собственности расщеплялись между государственными и партийными чиновниками различных уровней и ведомств, при этом правомочия, связанные с текущим управлением, были сосредоточены у директоров предприятий. Изменение в распределении прав происходило в ходе хозяйственных реформ. Отделение стратегического управления и контроля от текущего управления обеспечивало в целом управляемость государственной собственности.
Неэффективность советской экономики была обусловлена избыточной централизацией. Предприятиям сверху устанавливали набор обязательных для выполнения плановых показателей, по достижению которых оценивалась их деятельность. Соответственно директорат стремился к занижению данных о реально располагаемых ресурсах и к выполнению тех показателей из набора, которые оценивались как наиболее значимые. Отсюда стремление к минимизации плановых заданий и расширению подконтрольных ресурсов безотносительно эффективности их использования. С расширением масштабов экономики процесс планирования и управления усложнялся, асимметрия информации складывалась в пользу низовых хозяйственных звеньев, располагавших наиболее достоверными данными о своих реальных производственных возможностях и нс заинтересованных в их полном использовании. Отсутствие точной картины побуждало центральные органы управления планировать деятельность низовых звеньев по принципу "от достигнутого". Нарастающие проблемы в управлении экономикой проявлялись в замедлении темпов экономического роста, хронических дефицитах как на потребительском рынке, так и в системе материально-технического снабжения, отторжении производством научнотехнического прогресса. Сложившаяся конфигурация правомочий собственности делала агентские издержки разрушительными для функционирования экономической системы.
Серьезное расширение прав предприятий произошло в ходе реформы 1987 г. Предприятия получили частичные нрава на распоряжение активами, на формирование стратегических направлений развития. Была введена выборность директорского корпуса трудовым коллективом. Распределение правомочий собственности начало смещаться в пользу менеджмента предприятий. Директорат, осуществляя текущее управление чужой собственностью, фактически вышел из под контроля государства. Это позволило де-факто распоряжаться безнадзорной собственностью в силу своего должностного положения, тогда как государство, оставаясь формальным собственником, утрачивало правомочия, через которые этот статус мог реализовываться. Вывод подконтрольных директорам финансовых потоков и активов в принадлежащие им на правах частной собственности структуры принимал массовые масштабы. Этот процесс получил название "дикая приватизация".
Последующая приватизация, призванная упорядочить права собственности, создав тем самым условия для эффективных форм производства, фактически узаконила результаты ее "дикого этапа" и велась сходными методами со сходными результатами.
Дата добавления: 2016-12-08; просмотров: 617;