Во второй половине XX в. произошло как бы новое рождение
понятия "цивилизация". Наиболее распространенными подходами в трактовке понятия "цивилизация" являются:
—— культурологический подход, при котором цивилизация рассматривается как особый социокультурный феномен, ограниченный определенными пространственно-временными рамками, основу которого составляет религия;
— этнопсихологический подход связывает понятие цивилизация с особенностями этнической истории, со спецификой культуры и психологии того или иного народа;
—географический подход утверждает, что решающее воздействие на характер цивилизации оказывает географическая среда.
Однако в целом, преобладает культурологический подход. В большинстве словарей термин "цивилизация" интерпретируется как синоним понятия "культура". В широком смысле под цивилизацией подразумевают совокупность материальных и духовных достижений общества в его историческом развитии, в узком смысле—только материальную культуру.
Человечество движется к единству и целостности Эти тенденции присущи и культуре. Многообразие и пестрота традиционных "локальных" культур сначала уступает место национальным культурам, а затем постепенно перерастает в интернациональную форму и виды духовной деятельности: древние мифы и легенды сменяются мировыми религиями; возникает наука—всеобщее знание, по всему миру распространяется рок-культура, поп-музыка, авангард и т.п.
В настоящее время идет процесс глобализации культуры, который утверждает в качестве приоритетных общечеловеческие ценности. В их основу положено признание безусловной ценности каждой личности, независимо от места ее проживания, социального положения, национального происхождения, партийной принадлежности и вероисповедания.Таким образом, глобализация культуры — это процесс ее гуманизации.
Как уже подчеркивалось, понятия "культуры" и "цивилизации" часто употребляют как синонимы, но иногда противопоставляют их, заявляя о враждебности цивилизации к культуре. Еще Ницше утверждал, что "прогресс рождает маленького человека, чем дальше продвигается прогресс, тем более уменьшается человек". XX век уже не сомневается в том, что сделав жизнь человека удобнее, прогресс не сделал его счастливее, поэтому главная проблема культуры XXI века—духовность и бездуховность. Сохранение культуры есть сохранение человечества, ибо созданными человечеством техническими средствами оно способно уничтожить себя, поэтому перспектива на XXI век— это перспектива на культуру.
ТЕМА: ФИЛОСОФСКАЯ АНТРОПОЛОГИЯ
План
1. Образы человека в истории философской мысли.
2. Проблема природы сущности и существования человека.
3. Основные философские проблемы личности.
4. Личность и общество. Типология личности.
1.
Человек стал размышлять о том, кто он собственно такой, едва научившись выражать свои мысли и чувства посредством знаков и символов. Он издревле пытался понять
самого себя.
Древние эллины, как известно, создали культ человеческого тела. Даже боги приняли у них облик человека Человек мыслит всем телом, считали они, а следовательно, для того, чтобы хорошо мыслить, надо уметь хорошо бегать, хорошо метать диск, хорошо стрелять из лука. Открыв душу, они понимали ее как производное от телесного И хотя тело и дух едины, все же на первом месте у древних греков было телесное. В греческой философии и искусстве природа человека, его облик, его тело, его образ—ничто не подлежало сомнению, все представлялось идеалом совершенства и гармонии, которые непосредственно даны ему космосом, т.е. образ человека был космоцентричен.
Но уже к концу древней эпохи эллинские представления о человеке сменились другими воззрениями Сенека, например, считал, что индивид нравственно не стоек и не может противостоять всесильному пороку, что в самом человеке заложена греховность. Тело к этому времени стало рассматриваться лишь как временное хранилище души. Культ тела сменился прославлением нетленной души, которая понималась как чистая и неприкосновенная Дух, согласно Сенеке, выше тела в той мере, в какой божество совершеннее и выше всякой материи. Эти взгляды получили дальнейшее развитие в христианстве.
И если античный образ человека космоцентричен, то средневековой — теоцентричен. Человек был поставлен в зависимость от Бога, а не от природы. Он создан "по образцу и подобию Божьему", он — царь природы и венец творенья. Именно в христианстве произошла дискредитация человеческого тела, т.к. оно отвращает человека от высшего предназначения. Несовершенство вызвано грехопадением, а отнюдь не изъянами господнего творения. Религия, тем самым, хотя и изобличала греховность плоти, не ставила под сомнение полноценность самой человеческой природы.
Бессмертная душа была противопоставлена смертной плоти человека. Заботиться нужно только о спасении души, в том числе и при помощи истязания тела. Подлинной святостью окружается лишь фигура аскета, великомученика. Чтобы приблизится к идеалу, верующие бичевали свое тело, а иногда и наносили себе увечья.
Преодоление телесных влечений было возведено в принцип, Даже самые невинные наслаждения объявлялись непозволительными. Победа над голодом, жаждой, сном, над тягой к наслаждениям, половое воздержание становились смыслом земного бытия. Ревнители чистоты души так остервенело губили плоть, что превращались в диких животных. Даже знания человек не может добыть самостоятельно. Они открываются ему в откровении Божьем.
В эпоху Нового времени образ человека антропоцентричен. Бог постепенно смещается на периферию человеческой жизни. Человек отрывается от него. Он теперь верит не только в Бога, но и в себя. Глаза, в течение веков обращенные на небо, обратились внутрь человека. Субъективность - наидостовернейшая реальность. Более того, она — критерий всего существующего. "Мыслю, следовательно, существую". Главной сферой человеческой деятельности становится познание через экспериментальную науку.
Миром управляют разумные законы, и человек способен их познать и использовать для своего блага. Таким образом, христианская идея движения истории к Царству Божьему была со куляризирована в идею исторического прогресса.
Именно в Новое время на смену теистической концепции происхождения человека приходит антропосоциогенез, объясняющий процесс возникновения и развития человека с помощью таких факторов как труд, сознание и нравственность. Но здесь немало загадок. Более ста лет ученые всего мира ищут так называемое "недостающее звено", т.е. звено, которое соединяло бы периоды, когда человека нет и когда он появился. Американские генетики считают, что все люди на земле произошли от одно и единственно и праматери. Было это около 350 тысяч лет тому назад. Но человек начал расселяться по земле лишь 100 тысяч лет назад. Где он блуждал 250 тысяч лет9
Давно замечено, что человеческое существо плохо приспособлено к существованию в земных условиях. Этот мир чужд ему. Не здесь мы появились, — утверждают представители инопланетарной версии происхождения человека, — не здесь приобрели необыкновенно мощный мыслительный аппарат, который используется лишь на 10 процентов. Не может природа быть столь нерациональной.
Существует еще один любопытный факт, связанный с 24-часовым ритмом. Как ни прятать петуха, он будет кукарекать так, если бы воочию наблюдал восходы и закаты. Точно так же ведут себя все, кто населяет нашу землю. Для них это естественно, их биологические часы, от рождения сверенные с земными ритмами, никогда не дадут сбоя. У человека все по иному В закрытом пространстве он считает сутки длиннее, чем они есть на самом деле. Суточный ритм человека составляет не 24, а 30 часов.
Следовательно, и гипотетическая родина, — считают сторонники данной версии, —должна вращаться вокруг своей оси с таким же периодом обращения.
Наконец, человек - единственный, кто вынужден "рядиться в чужие шкуры". Он не защищен от суровой природы земли. На планете нет другого существа, столь уязвимого и зависимого от климатических условий и капризов погоды.
Однако и в инопланетарной версии многие вопросы остаются без ответа. В частности, где находится эта планета Икс?
Наука все более склоняется к тому, что мы одиноки во Вселенной.
В XIX в., особенно после создания Ч.Дарвиным эволюционной теории, получила распространение трудовая теория происхождения человека. Все сторонники этой теории считают, что именно труд создал человека. В ходе трудовой деятельность рука становилась все более гибкой и свободной. Одновременно развивался мозг, достигалось все более тесное сплочение людей и возникла потребность в общении. Таким образом, орудийная деятельность, сплочение в общество, речь и мышление, — считают представители трудовой теории, — есть решающие факторы превращения обезьяны в человека.
Но почему наши животные предки начали трудиться и почему трудовая активность превратила, в конечном счете, обезьяну в человека?
И на этом проблема антропосоциогенеза не заканчивается. В разных пониманиях сути антропосоциогенеза таится вопрос о соотношении биологического и социального в человеке, или, говоря иначе, вопрос о его природе.
2.
В философской литературе сложились несколько концепций по вопросу о природе человека. Согласно одной, природа человека всецело социальна. Таких взглядов придерживался и ранний Маркс, который считал, что человек—это "совокупность всех общественных отношений". Иначе говоря, сущность человека располагается "во вне" человека, в обществе.
Согласно другой, природа человека не только социальна, но и биологически нагружена.
Все концепции, выработанные сегодня в русле философской антропологии, можно свести в конечном счете к трем основным представлениям.
Первое: человек—это злобная и похотливая обезьяна, которая получила по наследству от животных предков все самое отвратительное, что накопилось в животном мире.
Второе представление, как бы в противовес первому, заключается в том, что человек изначально добр, альтруистичен, незлоблив. Однако его природные задатки будто бы вступили в противоречие с развитием цивилизации. Несомненно, социальность сыграла пагубную роль в судьбе человека, ибо она заставила его бороться за свое существование. Как раз оковы культуры и ослабили якобы природные, инстинктивные свойства людей, в частности, притупили охранительные чувства. Вот почему человек истребляет себе подобных. Ведь никто не станет отрицать того факта, что от каменного топора до ядерной бомбы прослеживается одна тенденция—стремление "расквитаться" с теми, кто стал собратом по цивилизации.
Приверженцы третьего представления убеждены в том, что человек сам по себе ни добр, ни зол. Его можно уподобить чистому листу бумаги, на котором и природа, и общество пишут любые письмена. Поэтому "мыслящий тростник" ведет себя как герой и как трус, как подвижник и как палач, как самоотверженный добряк и как подлый эгоист.
Для философской антропологии характерно признание того факта, что человек есть исключительное существо или особый вид сущего. Рядом с человеком просто некого поставить, если даже принять во внимание все многообразие известных творений природы: человек разительно отличается от всего. Каждый человек осознает отличие человеческого рода от иных существ, поэтому это есть факт самосознания, общий всем людям. Он находит свое подтверждение во многих проявлениях. Человек познает и преобразовывает природу, создает произведения искусства, планирует и рационально организует свою деятельность, обустраивает и совершенствует свой быт. Человек создал особый, грандиозный по масштабам мир: общество, культуру, производство. Технические достижения поставили его в господствующее над остальной природой положение. Все эти факты позволили и позволяют говорить о человеке как о существе разумном, думающем, способном к мышлению. Человек есть Homo sapiens— "человек разумный" —такова известная формула, выражающая специфику человека и его особое положение в мире. Вместе с тем, легко убедиться, что эта формула неполна, поскольку раскрывает только одну сторону дела. Многие факты говорят о противоположном —о неразумности человека.
Современная философская антропология не закрывает глаза на проявления агрессивности, на скрытые и темные импульсы, на "ночного"-человека. Она не рассматривает их как что-то случайное и второстепенное. Невозможность уклониться от теоретического признания темной стороны человеческой природы стала особенно очевидной после появления психоанализа— теории, автором которой явился известный психолог и философ З.Фрейд (1856-1939). З.Фрейд обнаружил, сколь значительную роль играет в жизни человека бессознательное.
Согласно З.Фрейду, бессознательные импульсы и влечения лежат в основе всех проявлений человеческого духа, в том числе самых возвышенных и благородных. Человек, по сути, постоянно переживает конфликт между сознанием и бессознательными влечениями. Особое место среди последних занимает сексуальное влечение, которое З.Фрейд обозначил особым термином "либидо". Именно либидо обусловливает творческую активность человека во всех сферах деятельности: искусстве, научном познании, в конечном итоге — во всех проявлениях жизни. Действие либидо не осознается непосредственным путем, но может быть выявлено специальными психологическими методами через анализ снов и других неконтролируемых проявлений психики (отсюда и название теории "психоанализ").
Бессознательное влечение, дающее человеку главный заряд психической энергии, может функционировать двумя различными способами. Во-первых, оно может сублимироваться. "Сублимация" буквально означает "возвышение". Иначе говоря, человек смутно чувствует импульсы, но это толкает его к развитию активности в какой-либо из сфер культуры и творчества; человек неосознанно возвышает (сублимирует) влечение. Благодаря этому, он может достичь успехов в избранной сфере деятельности, в том числе значительных, — в зависимости от силы влечения и правильности процесса сублимации. Сублимация -это нормальный способ функционирования бессознательных влечений. Другой способ называется "вытеснением". Вытеснение по своей направленности противоположно сублимации. Человек неосознанно загоняет свои влечения в самые дальние уголки психики, накладывает на них жесткий запрет. Но от этого они не исчезают. Они становятся источником отрицательной энергии, рождают агрессивность. Вытеснение приводит к различным психическим расстройствам и неврозам. З.Фрейд разработал специальные методы восстановления нормальной психической жизни посредством выявления скрытых влечений.
Учение З.Фрейда о бессознательном показывает, сколь сложен человек и сколь ошибочно рассматривать его только лишь как сознательное и исключительно разумное существо. Более
того, человек склонен к самообману; он неосознанно обманывает сам себя.
Таким образом, проблема сущности человека как раз и раскрывается в диалектике его биологической индивидуальности и личности, иначе говоря, сущность человека есть личностное выражение социального бытия мира во всех его проявлениях.
Интересна точка зрения на природу человека экзистенцио-нализма, который в своих нерелигиозных формах исходит из отсутствия природы человека как таковой. Например, один из основоположников экзитенционализмаЖ.П.Сартр пишет: "Нет никакой природы человека, как нет и Бога, который бы ее задумал. Каждый человек лишь частный случай общего понятия "человек". Нет и иного творца человека, кроме самого человека. Он сам творит свою экзистенцию, т.е. свою сущность. И делает это ежедневно. А если он творит свое бытие, то он и ответственен за него".
Говоря о существовании, т.е. бытии человека, целесообразно выделить в составе человеческого бытия три части. Эти части таковы: дух, душа и тело.
Понятие духа первоначально имело исключительно религиозный смысл. Так в христианстве Дух Святой есть одно из лиц божественной Троицы. Выражение же "духовная жизнь" означало и нередко означает сегодня жизнь религиозную. Это та часть жизни человека, которую он непосредственно посвящает Богу. Со временем понятие духа приобрело более широкий смысл, далеко выходящий за пределы религиозного. Однако известная связь между религиозным и философским понятием духа сохранилась. Дух -- это сфера ценностей неутилитарного характера. Это также сфера идеалов. В духе человек поднимается до определения и уяснения высших ценностей. Он мысленно освобождается от непосредственных потребностей и рутины повседневности В то же время человек может быть охвачен не только духом добра, но и духом злобы. Но и в том, и другом случае дух остается тем, что выше человека, управляет им. Если духовная жизнь складывается благополучно, то человек устремляет свою душу ввысь в поисках возвышенного и идеалов, способных облагородить его жизнь и его самого. В духовном процессе, при условии внимания к нему со стороны самого человека, формируются принципы, которые он считает незыблемыми и во имя которых он порой готов пожертвовать своей жизнью. Понятие духа фиксирует ориентацию человека на отыскание устойчивых оснований своего бытия.
Наиболее полно духовная жизнь реализуется в сферах духовной культуры: искусстве, литературе, науке, религии, философии и др.
Понятие души еще более древнее. Если понятие духа мы находим только в развитых религиозных системах, то понятие души присутствовало уже в первобытных верованиях. Примитивные племена склонны были одушевлять не только человека и животных, но и всю природу,
Понятие души сопоставимо с понятием духа, но не тождественно ему. В духе человек как бы поднимается над собой, душа же есть непосредственно данное. Душевная жизнь (в отличие от духовной)—это сфера непосредственных переживаний, впечатлений, мыслей. В понятии души больше присутствует интимно-личностный аспект. В понятии же духа ярче выражено общее, универсальное. Душа более подвержена колебаниям и более подвижна, чем дух, который стремится сохранить устойчивость и основательность.
Понятие тела отражает материально-вещественную сторону человека. Изучением телесных проявлений человеческого существа непосредственно заняты конкретные науки; биология, анатомия и физиология, медицина и др. Философию же интересует не столько тело само по себе, сколько взаимная зависимость тела, души и духа.
Конечно, человек не есть бесплотный, т.е. бестелесный дух. Но очевидно, что тело или вещество человека, не есть сам человек. Что же такое человек? Видимо, не все в человеке является собственно человеческим. Целесообразно, следовательно, отличить человеческое в человеке от того, что таковым не является, но тоже присутствует в человеке. Человеческое, с одной стороны, не есть скотское. С другой — человеческое не есть "ангельское", Собственно человеческое располагается между животной и идеальной сторонами человека. Следовательно, человек—это возможность стать человеком. Это свобода выбора. Человек может пасть даже ниже животного состояния. Но он может и возвыситься до высоких образцов благородства и духовности. В каждой точке своего бытия он заново стоит перед проблемой выбора. Человек как бы не завершен, он есть непрерывное становление. Свобода человека делает его отношения с миром и с самим собой исключительно сложными, подвижными, изменчивыми.
3.
Фундаментальное качество человеческой личности — свобода. Для личности обладание свободой является главным, непременным условием ее функционирования и развития. Именно благодаря свободе личности человек приобретает способность не просто приспосабливаться к окружающей действительности, но и преобразовывать ее в соответствии с этими целями.
Свобода — это одна из философских категорий, характеризующих сущность человека и его существование, состоящие в возможности личности мыслить и поступать в соответствии со своими представлениями и желаниями, а не вследствие внутреннего или внешнего принуждения.
Но свобода относительна. Абсолютной свободы нет и быть не может ни в каком обществе. Условия природного и социального бытия навязывают личности определенные рамки поведения.
Со свободой связана ответственность личности. Без свободы нет ответственности. Если человек не свободен, если он постоянно в своих действиях детерминирован, предопределен какими-либо материальными и духовными факторами, то он не отвечает за свои действия.
Свобода и необходимость — вопрос о соотношении свободной и активной деятельности людей с внешними ее условиями в первую очередь с действием объективных, не зависящих от сознания и воли людей закономерностей общества и природы.
Впервые более или менее четко проблема свободы и необходимости в философии была сформулирована Спинозой, который показал, что свобода действий человека определяется степенью их разумности.
Значительный шаг вперед представляет точка зрения Гегеля, учившего, что свобода есть познанная необходимость. Однако будучи идеалистом, он сводил вопрос о достижении свободы к познанию необходимости.
Марксистская философия рассматривает познание необходимости как одно из важных, но не единственных условий достижения свободы.
Одним из главнейших вопросов философской антропологии является вопрос о смысле человеческого существования. Человек—телесное существо. Природно-биологическан организация человека обуславливает с неизбежностью признание того очевидного факта, что он, как и все живое на Земле, смертей. Реальная ограниченность человеческого существования во времени, осознание своей смертности способны претвориться в позицию ответственности за свою жизнь, осмысленное отношение к своему времени. На этой основе формируется ценное* иная позиция человека. Это означает, что из признания смертности человека вытекает проблема смысла и цели жизни. Роли каждый индивид смертей, ради чего он живет? Ради чего вообще стоит жить? Есть ли какой смысл человеческой жизни?
Религиозные учения утверждают, что жизнь на Земле очень важный этап бытия индивида. Она для индивида имеет собственную ценность и значение. Но главный смысл земного бытия индивида состоит в том, чтобы подготовить его к жизни вечной. Поэтому каждый человек должен прожить эту жизнь так, чтобы обеспечить себе достойное место в "иной жизни". В христианстве, например, земная жизнь истолковывается как время "спасения души", преодоление наследственного греха, способ соединения человека с Богом.
Атеистические концепции утверждают, что смысл человеческой жизни в самой жизни. Эпикурейцы, как отмечалось pанее, учили: живи, то есть удовлетворяй свои потребности, обеспечивай биологическое и духовное существование и радуйся Перестанешь это делать, значит не будет никаких переживаний, никаких страстей. Будет— ничто или, иначе говоря, для тебя больше ничего не будет. Такая философская позиция имеет свои положительные черты, ориентируя человека на самоценность его жизни. Но в ней очень слабо отражены содержательные ориентиры жизненной позиции, духовно-нравственный критерий человеческой жизни. Человеку, как правило, мало просто жить. Ему хочется жить "для кого-то" и "во имя чего-то". Безрелигиозный выбор заставляет человека глубоко и серьезно задуматься о своем месте в мире, в обществе, среди людей
Марксистский подход к человеческой жизни связан с признанием ее самоценности и самоцельности. Но в отличии от эпикурейской концепции он утверждает общественную значимость человеческого бытия. Он подчеркивает тот факт, что человек живет в обществе, среди людей: окружающих, близких и далеких. И в связи с этими людьми заключен его реальный шанс на бессмертие и стимул надежды . В их кругу индивиду дана возможность самоосуществиться, обрести признательность, память о себе. Вечно живут в нашей жизни великие ученые, композиторы, писатели, поэты, борцы за свободу и счастье человечества. Но память о себе оставляют не только великие люди. Все хорошее, доброе, нравственное, что создал человек, остается с ближними, не пропадает. Мы продолжаем жить в наших детях, внуках, более дальних потомках. Человек как личность, реализуя в своих деяниях свой творческий потенциал, продолжает жизнь в жизни человечества.
4.
Понятие личности относится к числу сложнейших. Первым понятием, с которого следует начинать изучение личности, является "индивид". Это своеобразный "социальный атом", отдельный человек, представитель рода человеческого.
Гораздо сложнее понятие "индивидуальность", обозначающее уникальность и неповторимость человека во всем богатстве его личностных качеств. Т.е. индивидуальность — это самобытные неповторимые черты индивида. Она характеризует духовный мир человека, его ценности и авторитеты.
Понятие "личность" включает в себя совокупность всех социальных ролей данного человека, всех общественных отношений, важнейшие среди которых отношение к общественному долгу, к установлениям общественной морали, т.е. это индивидуальная форма бытия человеческой сущности.
Когда рождается личность? Очевидно, что к новорожденному ребенку термин "личность" не применим, хотя все люди появляются на свет как индивиды и как индивидуальности. Буквально с первых дней жизни, первого кормления формируется свой особый тип поведения ребенка. Его индивидуальность нарастает к двух-трехлетнему возрасту, который сравнивают с обезьяной по интересу к миру и особенно собственному "я". Первый год жизни ребенка психологи сравнивают с петухом, ибо плач и крик для него единственно доступные методы и способы дать знать о своих неудовлетворенных потребностях. Именно в 2-3 года появляются первые черты личности через личностное поведение. Дальнейшее развитие личности связано с прохождением других возрастных периодов, с особенностями развития девочек и мальчиков. Возраст, пол, профессия, круг общения, эпоха—все это формирует личность. Становление личности проходит в процессе усвоения людьми опыта и ценностей данного общества, что и называется социализацией. Важнейшими формами социализации являются обычаи и традиции, т.к. мы живем в их мире; государственно-правовые нормы, и наконец язык, с помощью которого мы унаследуем опыт поколений. Можно сказать так: личностью становится практически каждый человек в процессе развития своей индивидуальности. Если нет врожденных тяжелых дефектов и болезней, то становление личности это итог взаимодействия человека и общества.
Различают несколько крупных социальных типов личности.
1-й тип —деятели. Для них главное — активное действие, изменение мира и самого себя. Это рабочие, крестьяне, предприниматели, инженеры, военные. Развитие капитализма привело к культивированию именно такого типа личности. В этом типе личности всегда была потребность. Еще евангелист Лука приводил слова Иисуса Христа: "Жатвы много, а деятелей мало".
2-й тип — мыслители. Это люди, которые, по словам Пифагора, приходят в мир не для того, чтобы соревноваться и торговать, а смотреть и размышлять. Образ мудреца всегда пользовался огромным авторитетом. Недаром многие мудрецы и пророки; Будда, Заратустра, Моисей и Пифагор, Соломон и Лао Цзы, Конфуций, Христос и Мухаммед считались либо посланцами богов, либо обожествлялись сами. Еще с библейских времен известно, что "никакой пророк не принимается в своем Отечестве". Трагичны судьбы многих из них, но эти "маяки" человечества всегда будут вечно живыми для современников и потомков.
3-й тип — люди чувства и эмоций, которые остро чувствуют
как "трещина мира" (Г.Гейне) проходит через их сердце. Прежде всего это люди литературы и искусства, гениальное прозрение которых зачастую опережает научные прогнозы и прорицания мудрецов. Известно, что поэт А.Белый еще в 1921 г. написал стихи, где упоминалась атомная бомба, а А. Блок "слышал музыку революции" задолго до ее начала.
4-й тип — гуманисты и подвижники, отличающиеся обостренным чувством ощущения душевного состояния другого человека и пытающиеся облегчить его телесные и духовные страдания. Их сила —- в вере в свое предназначение,, в любви к людям и всему живому. Они сделали делом своей жизни милосердие. Евангелистское "Люби ближнего твоего как самого себя" их кредо (например, мать Тереза, А.Сахаров).
Подводя итог сказанному, следует отметить, что среди людей всегда будут "правильные" и "неправильные", идущие в стаде и своим, особым путем. Речь не может идти о выведении особой породы "нового человека", который разом преодолев все несовершенства мира. Жизнь и свободу, говорил шекспировский Фауст, заслуживает лишь тот, кто "вседневно и ежегодно" живет "трудясь, борясь, опасностью шутя". В этом бесконечном движении рождаются мудрость и радость – вечные спутники философствования.
ТЕМА: ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
План
1. Кризис современной цивилизации и пути его преодоления. Глобальные проблемы современности.
2. Перспективы социального развития.
1.
Характеризуя глобальную ситуацию конца XX начала XXI вв., следует отметить, что наступает кризис современной мировой цивилизации, охвативший природу, экономику, политику, культуру, и особенно самого человека.
Еще недавно мы жили в "двухполюсном" мире. В социально-экономическом и идейно-политическом отношении противостояли друг другу страны развитого рыночного хозяйства (капитализма) и страны социалистического содружества. Большая часть населения земли попала под неопределенную характеристику — "третий мир". Распад социалистического содружества и глубокие изменения, происходящие в постсоциалистических странах, резко и неожиданно изменили всю панораму мирового сообщества.
Характеризуя сложившуюся ситуацию, известный немецкий политолог Ральф Дарендорф писал: "Как будто огромный ураган разрушил весь политический пейзаж, уничтожив все ориентиры". Возникает многополярность, на первый план выходит то противостояние, которое условно можно было бы обозначить "Север-Юг". С одной стороны, относительно небольшая группа высокоразвитых стран с устойчивой политической системой, с высоким уровнем благосостояния, с другой — основная масса стран, живущих в рамках индустриальной, а то и аграрной цивилизации. Здесь массовая бедность, бурный рост народонаселения, нестабильность внутренней жизни.
В планетарном масштабе происходит неуклонный рост численности населения. К началу нашей эры на Земле насчитывалось около 200 млн. человек. Для удвоения этого числа потребовалось 13 веков, но следующее удвоение произошло уже за 6 веков. К началу ХЕХ в. на планете проживало 800 млн. человек. К концу того же столетия — 1 млрд. 600 млн., а в 1962 г. — 3 млрд. 200 млн. В начале XX? века население Земли превысит 6 млрд. человек.
В XX веке .произошло резкое ускорение развития социально-экономических процессов, причиной которого явился научно-технический прогресс. Всего за несколько десятилетий научной и технологической революции в развитии производительных сил и общественных отношений произошло больше изменений, чем за любой другой аналогичный промежуток времени в прошлом.
Названные факторы, как и другие, поставили перед человечеством задачи, ранее неизвестные. В частности, со всей остротой встали глобальные проблемы. Так их стали называть по той причине, что они затрагивают не отдельные регионы или страны, а человечество в целом.
Под глобальными проблемами современности понимается комплекс острейших социоприродных противоречий, затрагивающих мир в целом.
Кроме этого дополнительными характеристиками глобальных проблем являются:
Во-первых, это такие проблемы, которые затрагивают интересы не только отдельных людей, но могут повлиять на судьбу всего человечества;
Во-вторых, глобальные проблемы не решаются сами собой и даже усилиями отдельных стран. Они требуют усилий всего мирового сообщества;
В-третьих, они тесно связаны одна с другой.
Все глобальные проблемы можно подразделить на три большие группы.
Первую группу составляют те проблемы, которые связаны с отношениями между основными социальными общностями человечества, т.е. между группами государств, обладающих сходными политическими, экономическими и иными интересами:
Восток-Запад, Север-Юг, богатые и бедные страны. Эти проблемы называются интерсоциальными. К ним относится проблема предотвращения термоядерной войны и обеспечения мира, а также установления справедливого международного экономического порядка.
Вторая группа объединяет те проблемы, которые порождены взаимодействием общества и природы. Это проблемы экологии, проблемы обеспеченности энергией, топливом, сырьевыми ресурсами, проблемы разумного освоения Мирового океана и космического пространства.
Третью группу глобальных проблем составляют те, которые связаны с системой "индивид — общество". Сюда относятся проблемы здравоохранения и образования, а также вопросы контроля за численностью народонаселения.
Какие же угрозы современной цивилизации несут глобальные проблемы?
Во-первых, несмотря на позитивные перемены в мире, связанные с противостоянием двух систем, все еще сохраняется опасность термоядерной катастрофы.
Договоры о сокращении стратегических ядерных арсеналов хотя и подписаны, но не ратифицированы, а значит не приобрели статуса закона. Пока уничтожено лишь несколько процентов огромных ядерных запасов. Только на территории США и России находится около 25 тысяч ядерных боеголовок.
Опасность прямого военного столкновения ядерных сверхдержав вроде бы уменьшилась, но при этом не исчезла, а даже увеличилась угроза слепой технологической случайности— "чернобыльского варианта". Нельзя забывать, что на планете сейчас работает более 430 АЭС.
Идет расползание ядерной технологии. Уже произвели атомное оружие Индия и Пакистан, готовы к его производству в ЮАР, Израиле и в ряде других государств.
Вторая угроза — надвигающаяся близость экологической катастрофы. Наша колыбель и обитель в опасности. Растущее давление антропогенных (вызванных деятельностью человека) факторов на биосферу может привести к полному разрыву естественных циклов воспроизводства биологических ресурсов, самоочищения почвы, вод, атмосферы. Это порождает резкое ухудшение экологической обстановки, что может повлечь за собой гибель человечества. Уже давно говорят об уменьшении количества кислорода в атмосфере, нарастании "парникового эффекта", расползании озоновых дыр, загрязнении природных вод. Подсчитано, что не менее 1 миллиарда 200 миллионов человек живут, испытывая острую нехватку питьевой воды. За последние 400 лет с лица Земли исчезли 94 вида птиц и 63 вида млекопитающих, А хорошо известно, что видовое разнообразие есть важнейшее условие нормального функционирования всех природных систем.
Интенсивное сельское хозяйство истощает почвы в 20-40 раз быстрее, чем они могут естественно восстановиться. В мире и так резко не хватает сельскохозяйственных земель, С 1984 года мировое производство зерна возрастало лишь на один процент — в два раза медленнее, чем рост населения.
Процесс неудержимого прироста населения Земли (в 60-е гг. —8 тыс. человек в час, в 80-х— 10 тыс. человек в час, а сегодня — 12 тыс. человек в час) неравномерен. В развитых странах приросты минимальны, либо их вообще нет. Зато "третий мир" продолжает стремительно расти.
Мощь человека обернулась против него самого. В этом основное звено экологической проблемы. Решить ее невозможно без радикальных сдвигов в мировой экономике и политике, в сознании политических лидеров и миллионов простых граждан.
Третья угроза — опасность, нависшая над человеческой телесностью. Под опасностью находится наш организм, плоть, человеческая телесность. Тело—это то, с чем мы приходим в этот мир. Оно доставляет нам огромные радости и жестоко терзает болезнями. Телесное здоровье всегда было на одном из первых мест в системе человеческих ценностей.
И тем тревожнее слышать предупреждения медиков, биологов, генетиков о том, что мы стоим перед опасностью разрушения человечества как вида. Нарастает генетическая отягощенность человеческих популяций, наследственно отягощенных уродств, женского бесплодия и мужской импотенции. Налицо признаки физического вырождения, расползание наркомании и алкоголизма.
Наконец, четвертая, не менее страшная угроза — кризис человеческой духовности. XX век подарил миру две основные идеи — социалистическую и научно-технологическую. Считалось, что опираясь на них, люди Земли построят справедливое общество, утвердят свободу и достоинство личности. Но этого не произошло. Обе идеи сейчас в руинах. А новых—ярких, принципиальных, объединяющих идей сейчас нет. А мировые да и местные религии зовут в "мир иной".
Таковы угрозы современной цивилизации. Они реальны. Их нельзя не видеть. Однако не стоит опускать руки, впадать в пессимизм и драматизировать все и вся. Есть угрозы, но есть и надежды. Есть пути преодоления кризиса современной цивилизации, выхода из него.
Первый путь — развертывание информационной (компьютерной), биотехнологической революции как основы возможного выхода из кризисной ситуации. На этой основе возможно создание постиндустральной цивилизации, более гуманизированного и благополучного мирового сообщества. Именно такая революция создаст объективную предметную основу, которая позволит отвести термоядерную и экологическую угрозу, а также опасность, нависшую над человеческой телесностью.
Второй путь — создание мирового хозяйства на основе смешанной рыночной и социально ориентированной экономики. Эта форма экономических отношений будет способствовать увязке интересов разных хозяйственных субъектов, нахождению баланса между экономической эффективностью и социальной справедливостью.
Третий путь — становление принципа ненасилия и демократического согласия во внешней и внутренней политике. С немалыми издержками, через отступления и остановки, пробивает себе дорогу идея перехода от культа силы к диалогу, поискам согласия взаимоприемлемых решений.
Четвертый путь — неуклонная межэтническая и межкультурная интеграция при сохранении автономности и уникальности каждого этноса и каждой культуры. Культура объединяет народы. И хотя националистические страсти продолжают сотрясать человеческий род, но, думается, что это уродливый зигзаг истории. Он недолговечен. Настанет все же время, "когда народы, распри позабыв, в единую семью соединятся".
Таковы основные пути выхода современной цивилизации из глобального кризиса, в который она погружена.
2.
В определенной мере мы уже коснулись перспектив социального развития, рассматривая первый вопрос лекции. Во втором вопросе основное внимание будет сосредоточен на понятии "социального прогресса". При этом следует исходить из того, что решение глобальных проблем требует нового "объема" и "качества" взаимодействия государств, общественных движений. Нового подхода требует проблема соотношения государственного и общечеловеческого на путях сотрудничества, взаимодействия, компромиссов.
В связи с рассматриваемой проблемой целесообразно заметить, что сохранение человеку его среды обитания, окружающей природы, является важнейшей перспективой социального развития, которая помогает накормить голодных, вылечить больных, научить неграмотных, не допустить кризисных потрясений для миллионов простых людей. Это также позволит обеспечить социально-экономическое развитие, преодолеть отсталость, прогресс науки и культуры, обмен подлинными духовными ценностями, защитить человечество от загрязнений воздуха, воды и земли. Эта перспектива является главным содержанием общечеловеческих интересов и общечеловеческих ценностей в современную эпоху.
В условиях научно-технического прогресса жизнь общества возможна только за счет качественных факторов роста и сокращения расходов сырья и материалов, замены экстенсивного хозяйственного развития общества интенсивным.
Социальная практика требует учета действия социальных законов, закономерностей, детерминизма, органически присущих социальному миру. Важно подчеркнуть, что философского мировоззренческое осознание проблем социального развития является одной из объективных потребностей современной жизни, обеспечивающее диалектику общественного прогресса, выбор исторического варианта решения проблем глобального масштаба.
Важной особенностью социального прогресса является его необратимый характер. Научное предвидение позволяет на принципах объективности, знаний определенных закономерностей и тенденций исторического развития находить практические средства для решения социальных проблем. Второй особенностью социального прогресса является возрастание его темпов, динамики, стремительности поступательного развития общества, насыщенность переменами и интенсивностью научных открытий, технических изобретений, международного обмена в сфере науки и культуры,
Ученые говорят сегодня о пределах роста социального прогресса, ссылаясь на ограниченность природных ресурсов. Всемирный опыт истории подтверждает, что наличие "определенных" пределов роста социального прогресса скорее может послужить объективным стимулом общественного развития, нежели тормозом, ибо будущие поколения, как и в прошлом, находили, и в будущем найдут выход из трудностей с помощью своего интеллекта. Ибо, если бы не было пределов для охоты и .собирательства, то человечество и ныне охотилось бы и собирало пищу, не переходя к более производительному труду и его средствам.
Тема: Человечество как субъект истории. Проблемы мировой цивилизации на рубеже 20-21 веков.
План занятия
1. Современная философия о проблемах и перспективах развития цивилизации
2. Философия о проблемах и перспективах развития цивилизации
Тема: Человечество как субъект истории. Проблемы мировой цивилизации на рубеже 20-21 веков.
Тип занятия: Лекция - бесседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-7
Цели:
Учебная: Определение человечества как субъекта истории.Расмотрение проблем мировой цивилизации на рубеже 20-21 веков.
Развивающая: способствовать формированию умений работать в команде и эффективно общаться с потребителями, самостоятельно совершенствовать устную речь.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать к самообразованию .
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраить диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений составления диалога по предложенной ситуации на материале темы лекции. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
– 3 мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
Заключительный инструктаж: задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование выполнения внеаудиторной самастоятельной работы .– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова
1.. Человечество как субъект истории. Проблемы мировой цивилизации на рубеже 20-21 веков.
Современное миросозерцание человека конца XX в. требует выработки целостного философского воззрения на мир, учитывающего традиции и новации в философии. Наш сложный «полифонический» мир требует и "кооперальной коммуникации" в философии, что и проявляется в создании Всемирной федерации философских обществ и в проведении один раз в 5 лет философских конгрессов, на которых происходит обмен мнениями философов различных стран и регионов по актуальнейшим вопросам современности.
За последние годы прошли: XVII всемирный философский конгресс в 1983 г. в Монреале (Канада) под общей тематикой «Философия и культура», XVIII-ый в 1988г. в Брайтоне (Великобритания) по теме «Философское понимание человека» и, наконец, XIX - в 1993 г. в Москве по теме: «Человечество на переломном этапе: философские перспективы».
Какие общие черты философского процесса современности отразили эти конгрессы?
1. Различные философские направления вступили в своеобразный диалог друг с другом с целью выяснения смысложизненных ориентиров. Все больше проявляется интерес в совместном проведении анализа происходящих процессов, меньше - идеологических конфронтации. Марксистская философия в этом процессе выступила как одно из направлений мирового философского процесса, нацеленная на диалог с другими философскими направлениями.
2. Кардинальные социальные изменения в мире, приведшие по сути к однополюсному миру, усиливают развитие интеграционных процессов, а следовательно – прогностически конструктивную функцию философии, направленную на выработку новых идей, осмысливающих тенденции превращения человечества в целостную систему.
3. Характерной чертой современной философии является плюрализм (множественность) философских школ, отражающих множество мнений и поиск множества путей в решении сложных социальных прблем.
4. Преобладающими направлениями являются идеалистические школы, хотя сохраняются и материалистические: диалектический материализм, Научный материализм, эволюционная теория познания.
5. Усилился интерес к социальной философии, к проблемам развития современной цивилизации, роли науки з этом процессе, несколько усилился интерес к иррациональным проблемам бытия.
В современной философии сохранили свое влияние философские модели мышления, сложившиеся в 40-е годы, а также возникли новые школы.
Рассмотрим некоторые направления современной философии.
Феноменология-(Э.Гуссерль - 1859-1938 гг.). О ] и
Целью феноменологии является: построить науку о науке, на- ] укоучение. Э.Гуссерль считал, что начинать изучение жизненного) мира и науки следует с исследования сознания. Сознание - это ос-1 новной предмет философии. Феноменология стремится выделить Щ чистое, т.е. досимволическое сознание, или «субъективный поток». Главная характеристика сознания - направленность на внешние пред- ^ меты. Человек как бы вносит в предметы внешнего мира смысл, но в познании он как бы не видит «смыслов», а изучает объекты. То есть мир наполнен смыслами сознания, через которые мы восприни-маем объекты бытия. Оказывается, что сознание в чистом виде -«абсолютное Я» - как бы конструирует мир, внося в него «смысл».
Позитивизм Возникший в 20-е годы XIX века позитивизм (О.Конт, Г.Спенсер) эволюционировал через махизм (Э.Мах/Й Р.Авенариус), неопозитивизм 20х-30х гг. (М.Шлик, Б.Рассел, Л.Витгенштейн) к постпозитивизму (И.Лакатос, Т.Кун, П.Фейерабенд) и критическому рационализму (К.Поппер, У.Бартли) Для позитивизма вообще характерен мировоззренческий скептицизм, стремление объявить все философские вопросы «псевдонаучными». Очищению философии способствует «верификация», или опытная проверка знаний. Карл Поппер, например, выдвинул тезис о том, что факты не могут подтверждать Ни одно положение, но могут их опровергать
(фальсифицировать). Этот принцип приводит к отрицанию объективной истины, замене понятия истины «оправданностью». К.Поппер сомневался в способности человеческого разума, и его критицизм «сползает» в иррационализм.
Экзистенциализм. Возник в 20-е годы XX века. Обычно различают христианский экзистенциализм (К.Ясперс, Г.Марсель) и атеистический экзистенциализм (М.Хайдеггер, Ж.П.Сартр, А.Камю иЬ' др.) Важнейшим вопросом этой философии является вопрос о соот- * ношении сущности и существования.
Сущность - это эмпирическая действительность, мир фактов, явлений природы и общества. Они являются чем-то вторичным, производным от существования.
Существование - это человеческое самосознание. «Существовать - значит быть мыслимым». По выражению Г.Марселя, существование никогда не будет объектом. Оно представляет собой лишь род чувства, т.е. человек сначала существует, думает, чувствует, живет, а потом уже определяет себя в мире. Человек преобразует мир, ставит его в зависимость от себя, придает ему значимость. Нам кажется, что мир рационален, что есть некие законы мира, на самом же деле мир абсурден, бессмысленен, как и вся человеческая жизнь. Центральное место в экзистенциализме занимает вопрос о конфликте личности и общества, отчуждение между ними. Сознание человека свободно, и Он свободен в своем выборе от общества. Но часто он свободно выбирает несвободу.
В чем сущность человека? Она - в особом способе жизни, существовании в страхе, в осознании начала и конца (рождение и смерть). Поэтому существование человека это «бытие для смерти» (Хайдеггер). Это пессимистическое направление, хотя, например, Ж.П.Сартр утверждает, что экзистенциализм - это гуманизм.
Герменевтика. Гермес - в древ. греч. мифологии изобретатель языка, письменности, вестник воли богов. Воля богов часто изображалась аллегорически, в сжатой форме, в изречениях оракулов, которые надо было расшифровать, выяснить их скрытый смысл, герменевтика и стала означать искусство толкования полученного «свыше» знака, изречения. Основателем герменевтики нового времени - Ф.Шлейермахер (1768 -1834), позднее - В.Дильтей (1835 -1911), в современных условиях - Г.Гадамер.
Предметом философии должны быть тексты, которые для субъекта выступают объективной реальностью. Текст оказывается самостоятельным и по отношению автора и по отношению среды его эпохи. Поэтому задача герменевтики состоит в выяснении воз-можных интерпретаций текстов, т.е. не в репродукции старого смысла, а в производстве нового смысла на базе старого текста. Герменевтика связана и с логикой, и с аналитической философией. Гадамер говорит о языке как о важнейшем условии упорядочения связи событий в нашем понимании.
В кратком пособии невозможно дать характеристику таким направлениям, как прагматизм, философия психоанализа, философская антропология, биоэтика, структурализм. Студенты самостоятельно знакомятся с ними, используя учебники и учебные пособия.
Мы же отметим, что в наше неспокойное, бурное социальными событиями время усиливается значение и влияние религиозной философии, ее школ таких как персонализм, христианский эволюциионизм, неопротестантизм и неотомизм.
Наиболее влиятельна религиозно-философская школа неотомизм. (Жильсон - 1884-1978г.г., Маритен - 1882-1973г.г.) Главные принципы этого направления восходят к Фоме Аквинскому. Это единство веры и знания, науки и религии; признание двух истин: веры и разума; превосходства теологии над философией. Исходным принципом неотомизм является утверждение, что мир создан богом. Материальный; мир делится на мир физический, телесный, преходящий и на мир бессмертный, мир чистых и неизменных сущностей. Помимо этого существует особый божественный мир. И процесс познания включает так-1 же 3 ступени: чувственную, рациональную и ступень божественного Откровения. В неотомизме отстаивается принцип двойственности истины. Есть две истины - истина научная и истина божественного Откровения. В последние годы наблюдается сближение неотомизма с достижениями науки (Б.Лонерган « Метод в теологии»). И святое писание, и святое предание - это якобы не посылки для выводов теологов, а материал для дальнейшего исследования.
Неотомизм разработал и свою социальную доктрину, оказывает огромное влияние на мировые социальные процессы, на развитие цивилизации.
2,Философия о проблемах и перспективах развития цивилизации
Все философские школы и направления на рубеже тысячелетий задумываются над будущим человечества, над проблемами, встающими перед ним на рубеже веков. Современное человечество существует реально и объективно. Люди Земли едины, и такое единство имеет объективные (хозяйственные, политические, социальные, культурные) и субъективные (интеллектуальность, планетарное осознание общих интересов) основы.
Однако единое человечество состоит из множества отдельных социальных организмов, обществ, государств, цивилизаций. Английский историк А.Тойнби выделяет, например, 21 цивилизацию, а американский политолог С.Хантингтон в статье «Столкновение цивилизаций», утверждает, что XXI век будет веком столкновения 8 цивилизаций: западной, конфуцианской, японской, исламской, индуистской, православно-славянской, латиноамериканской, африканской.
Понятие «цивилизация» (от лат. civilis - гражданский, государственный) употребляется: 1) как синоним культуры; 2)как ступень развития общества, материальной и духовной культуры (например, античная цивилизация); 3) ступень развития общества, следующая за варварством (дикость - варварство - цивилизация).
Цивилизация включает в себя преобразованную, окультуренную человеком природу и средства этого преобразования, человека, усвоившего культуру и способного жить в окультуренной среде своего обитания, а также совокупность общественных отношений как форм социальной организации культуры, обеспечивающих ее существование и продолжение. В цивилизацию сегодня вносится также техногенный компонент, учитывающий влияние техники и технологии на развитие современного общества.
Таким образом, цивилизация - это фидософско-социологичес-кая категория для обозначения исторически определенного качества общества, выражающегося в специфической общественно-производственной технологии и соответствующей ей культуре.
О том, что современное человечество включает разные цивилизации, сомнений не вызывает. И сейчас и, наверное, в XXI веке в глобальной динамике социально-политического развития выдвигаются не просто межклассовые, а межцивилизационные отношения, происходит и будет происходить не только сотрудничество, связь цивилизаций, но и их соперничество по различным направлениям: геополитические (Атлантизм - Азия); социально-экономические (богатый север - бедный юг); расовые, этнические (межнациональные); конфессиональные (межрелигиозные).
Таким образом, образование «однополюсного» мира после рас-] пада СССР не означает, что исчезли все противоречия, все острые] вопросы.
Наоборот, возникли такие проблемы, которые носят всеоб-j щий, «глобальный» характер. Особенности этих проблем в том, что, во-первых, они неразрывно связаны между собой так, что решение одной невозможно без решения других; во-вторых, их решение требует объединения усилий всего мирового сообщества; в-третьих, глобальные проблемы являются комплексными, и в силу этого - очень] подвижны, динамичны.
Выделяется три группы таких проблем: 1) определяемые политическими реалиями: проблемы войны и мира, ликвидация экономи-i ческой и научно-технической отсталости; 2) формирующиеся в сфере] взаимодействия общества и природы экологические проблемы: мине-i; рально-сырьевая; энергетическая; загрязнения окружающей среды; 3)| складывающиеся в духовном мире личности и ее связи с обществом! демографические проблемы, охраны здоровья, нравственности.
Надо отметить, что эти проблемы, если их не решать, ведут кризисным ситуациям. Возможно ли разрешение кризисов, есть пщ для этого объективные и субъективные предпосылки?
Такими объективными условиями являются: расширяющиеся] межгосударственные связи; стремление людей совместными усили* ями предотвратить мировую войну; объединение усилий стран в борь-^ бе с международным терроризмом и др. К субъективным условиям можно отнести: общечеловеческие интересы и цели; приоритет об-' щечеловеческих ценностей.
Таким образом, в философии, в культуре идет поиск ответа; на сложные вопросы, выдвинутые современной цивилизацией, складывается новая цельная картина миропонимания.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 881;