Общественное сознание и его структура
Сознание как идеальное отражение действительности
В истории философии взглядов на сознание и его отношение к материи было несколько подходов.
1. Идеалисты утверждали, что сознание более широкое понятие, чем материя, и оно порождает материю. "Пределы моего "Я" - утверждал Мах, - могут быть расширены до такой степени, что оно, в конце концов, включает в себя весь мир".
2. Дуалисты Кант и Декарт рассматривали материю и сознание как два равнозначных понятия.
3. Вульгарный материализм утверждал, что сознание материально.
4. Диалектический материализм диалектически переработал все эти положения и пришел к выводу, что сознание не существует само по себе, наравне с материей, до нее и независимо от нее.
Объективный мир, воздействуя на человека, отражается в его голове в виде представлений, мыслей, идей. Эти духовные образы и формируют сознание. Однако прежде, чем разобраться в сознании, рассмотрим понятие "отражение".
Отражение — это общая способность всех материальных систем в процессе взаимодействия воспроизводить в себе особенности друг друга, реагировать на внешние воздействия.
Простое отражение — это свойство любых объектов пассивно отзываться на внешнее воздействие (например, нагрев камня от солнечных лучей).
Информационное отражение — это свойство живых материальных систем активно реагировать на внешнее воздействие (например, растения уже не просто воспринимают лучи солнца, а тянутся к нему, идут в рост).
Высшей формой информационного отражения является сознание — свойство высокоорганизованной "мыслящей" материи (человеческого мозга) отражать материальную действительность в духовных образах, т.е. субъективный образ объективного мира. Эти образы идеальны и существуют благодаря нервным процессам при воздействии внешних предметов на органы чувств. Отражение действительности человеком—осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим чисто биологическим потребностям благодаря первой сигнальной системе. Сознание—это функция общественного человека, а не функция мозга как органа, данного человеку природой. В то же время оно не отделимо от мозга, т.к. оно существует пока функционирует мозг. Мозг—лишь предпосылка сознания. Сознание человека продукт длительного исторического развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление в связи с этим членораздельной речи. Благодаря языку, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно.
Исходя из сказанного, можно определить следующие аспекты сознания:
1) Онтологический аспект — (греч, ontos— сущее, logos— учение). Сознание вторично по отношению к материи, производно от него. Установить происхождение сознания — значит проследить, как в связи с переходом от неживой материи к живой, а от нее к мыслящей, неживое пассивное отражение превратилось в присущее живому активное, избирательное отражение, а от него развилась способность мыслить. Сознание, таким образом, проявляется на особом уровне. развития материи лишь у высокоорганизованных материальных образований, каким является человек. Оно необходимо связано с материей, не может существовать без нее. Материя же не зависит от сознания, она существовала до его возникновения.
2) Естественнонаучный аспект - он связан с раскрытием отношения сознания к мозгу. Как уже отмечалось, сознание есть свойство высокоорганизованной материи — человеческого мозга. Однако нельзя считать, что оно дается человеку от природы вместе с мозгом, так же, как зрение с глазами. Мозг — лишь предпосылка сознания. Сознание — это функция общественного человека, а не функция мозга, как органа, данного человеку природой. В то же время, сознание неотделимо от мозга, т.к. оно существует до тех пор, пока функционирует мозг.
Учение Павлова убедительно показало, что мозг и происходящие в нем процессы представляют собой основу человеческого сознания, материальное условие, без которого мыслительная деятельность невозможна. Но одного мозга для функционирования сознания недостаточно, т.к. сам по себе мозг не способен мыслить. Необходимо воздействие на него окружающего мира. Зрительные, слуховые, осязательные и другие ощущения возникают в мозгу только под воздействием объективно существующих предметов. следовательно, особенность сознания, как свойства мозга, состоит в его способности отражать материальный мир.
3) Гносеологический аспект (гносеология — теория noзнания). Он раскрывает соотношение сознания с внешним миром. Сознание в этом плане есть высшая форма психического отражения объективной реальности, субъективный образ объективного мира. По своему содержанию эти образы идеальны, ибо в них нет ни малейшей доли вещества. Идеальные образы существуют благодаря первичным процессам, возникающих при воздействии предметов внешнего мира на органы чувств,
В сознании человека возникает не только образ существующих предметов и явлений, но и тех, которых нет в действительности.
Человек способен создавать образы будущих зданий, машин и т.п., которые появляются на основе отражения уже существующих, на основе знания человеком окружающей его объективной действительности.
Отражение действительности человеком — осознанный процесс. Животные отражают внешнюю среду только соответственно своим чисто биологическим потребностям, благодаря первой сигнальной системе, которая у животных единственная (она не является осознанной).
Сознание человека характеризуется абстрактным мышлением, которое обусловлено наличием у него второй сигнальной системы. Сущностью ее является отвлечение от действительности, обобщение. Мышление человека представляет собой, таким образом, высшую форму отражения действительности, переход от ощущений, восприятий к понятиям, суждениям и умозаключениям, т.е. к логическому мышлению. Это осознанное активно-теоретическое отражение действительности.
4) Социально-исторический аспект, раскрывает связь сознания с развитием трудовой деятельности человека и членораздельной речи. Сознание человека — продукт исторического общественного развития. Решающим фактором становления и развития сознания является труд и появление в связи с этим членораздельной речи.
Благодаря речи, мысли не только формируются, но и передаются и воспринимаются. Существование языка и сознания изолированно друг от друга невозможно. Таким образом, сознание возникает под воздействием материальных факторов, зависит от общественных условий бытия.
Необходимым компонентом индивидуального сознания является самосознание, т.е. выделение человеком своего "я" из окружающего его мира, осознание им самого себя. Самосознание имеет 3 уровня (формы):
самочувствие—элементарное осознание человеком своего тела, его состояния и места в мире окружающих вещей и людей;
самоосознание на уровне "я один из..."—т.е. осознание себя в качестве человека, принадлежащего к той или иной группе и культуре;
личностное самоосознание — осознание своих особенностей и себя как личности, способной совершать самостоятельные поступки, контролировать и оценивать их, нети за них ответственность.
Таким образом, бытие и сознание тесно переплетены и взаимодействуют. Сознание—духовная составляющая бытия, его элемент. Как элемент оно вторично, т.е. бытие определяет сознание.
Сознание является особым свойством высокоорганизованной материи, сознание нельзя абсолютно противопоставлять материи.
В то же время сознание возникает не случайно. Материя приходит к развитию мыслящих существ в силу своей природы. Сознание, следовательно, является необходимым свойством высокоорганизованной материи. Оно возникает в процессе развития человеческих индивидов при наличии благоприятных социальных основ и биологических предпосылок, то есть сознание возникает с необходимостью на определенном этапе человеческой истории и возникновение сознания заложено уже в природе самой материи. Каким это образом? Через наличие у материи такого фундаментального свойства, которое позволит на определенной ступени развития сформировать сгусток высокоорганизованной материи, функцией которого и выступает сознание.
Таким общим свойством материи, лежащим в основе сознания, является свойство отражения. Отражение - это объективно присущее материи свойство, выражающееся в способности материальных объектов реагировать друг на друга в процессе взаимодействия. Отражение присуще всем формам движения материи и специфически проявляется в каждой из форм /отражение света от зеркальной поверхности, отскок мяча от пола, химические реакции - все это формы отражения в неживой природе/. Это так называемые допсихические формы отражения.
Биологическое отражение возникает на уровне живой природы /процессы, протекающие в клетках, раздражимость/. Высшей формой отражения в живой природе является психическое отражение. Психическое отражение существует в виде ощущений, восприятий, представлений, безусловных и условных рефлексов, возбуждения и торможения и т.д.
Отражение как свойство материи проявляется тем сильнее, чем сложнее форма движения. Например, раздражимость присуща низшим живым организмам. У позвоночных уже есть возбуждение и торможение, безусловные и условные рефлексы. Высшие животные: обезьяны, собаки уже обладают предметным мышлением. Но от предметного - мышления до понятийного мышления дистанция огромного размера. Сознание как понятийное мышление свойственно только человеку Оно формируется только в условиях коллективной трудовой деятельности рода человеческого при благоприятных биологических предпосылках, каковыми являются развитая условно-рефлекторная деятельность и соответствующая структура головного мозга. Исходя из сказанного, можно дать краткое определение сознания.
Сознание - это функция особым образом организованной материи человеческого мозга, заключающаяся в идеальном отражении объективного мира на уровне абстрактного мышления.
Сознание - это высшая форма отражения действительности, свойственная только человеку. Животные не имеют сознания. Они не способны отражать действительность в логических образах, а только в конкретно-чувственных образах.
Сознание есть функция мозга, оно тесно связано с физиологической деятельностью мозга, но не сводится к ней. Это подтверждает и тот факт, что развитие сознания не связано жестко с объемом мозгового вещества. Так у И.Тургенева объем мозга равнялся 2012 см2, а у И.Канта и А.Франса - около 1000 см2. А микробиолог Луи
Пастер работал только левой половиной мозга, правая была парализована.
Сознание объективно по содержанию и субъективно по форме. Объективность содержания сознания означает, что не мозг порождает образы, а они являются слепком реально существующих предметов. Субъективность, сознания по форме означает то, что идеализированные образы зависят во многом от наследованных человеком признаков, уровня его развития, состояния психики, общего состояния здоровья и др.
Сознание - это не пассивное отражение действительности, а активное, преобразующее действительность отражение. В этом заключается творческий характер сознания.
Сознание включает в себя самосознание. То есть человек тем и отличается от животных, что он способен смотреть на себя и оценивать себя изнутри, через нравственные и эстетические категории и, прежде всего через совесть.
Сознание человека отличается от психики высших животных рядом признаков:
логической ступенью мышления; - самосознанием;
творческой активностью сознания;
опережающим характером отражения действительности.
Сознание идеально по своему характеру, но оно материализуется с помощью языка, речи, письменности. Язык - это система знаков, обладающих значением и служащих для приема, хранения, переработки и передачи информации. Речь - это процесс, средство, способ формирования и использования языка. Различают устную, письменную и символически-двигательную речь.
Язык и речь развивались вместе с сознанием. Но нельзя полностью отождествлять мышление с языком. Язык и мышление действительно органично связаны, они едины, но это единство носит противоречивый характер. Язык есть материальная форма выражения мысли, а мысль есть идеальное содержание знаков, языка. Нет понятия без слова и нет слова без его идеального образа в сознании. Понятие - это идеальное содержание слова. Слово - это материальная оболочка понятия. Одно и то же понятие может быть выражено разными словами. Язык более консервативен, чем мысль. По этой причине наука в период бурного развития испытывает определенные затруднения в связи с необходимостью ввести новые слова.
Таким образом, мысль /идеальное/ нигде, никогда не существует как чистое явление, как особая сущность. Оно информационно кодируется и реализуется в языковых речевых конструкциях и процессах, в поведении и практической деятельности.
Сознание имеет определенную структуру, которая включает в себя три основных элемента.
1. Знания - это основной структурный компонент сознания. Благодаря ему осознаются объекты внешнего мира, отношения, оценки, цели и стремления. Существуют две основные ступени знаний:
чувственная ступень /ощущения, восприятия, представления/']
рациональная ступень /понятия, суждения, умозаключения, гипотезы, теории/.
2. Воля - это осознанное стремление, это подчинение деятельности человека достижению поставленной цели, это умение управлять своим поведением в экстремальных ситуациях.
3. Эмоции - это отражение внешнего и внутреннего мира в переживаниях, это осознание переживания, отношения, оценки.
Функции сознания
■ Основная функция сознания - познавательная. Познание - это осознанное отражение действительности, это процесс получения, хранения, переработки и передачи информации.
■ Функция целеполагания. Сознание человека способно проявить свою активность только в результате подчинения деятельности человека поставленной цели. Знания, эмоции и воля сплавляются в этой функции.
■ Функция продуктивного творчества. Суть ее в том, что сознание не только получает, хранит и перерабатывает информацию, но и создает новые образы, прототипов которых нет в реальной действительности. В этом процессе большую роль играют эмоции и научная фантастика.
■ Функция управления, регулирования. Сознание человека управляет его поведением, его производственной и общественной деятельностью.
Таким образом, структура и функции сознания детерминируются внешней средой и потребностями субъекта.
.Общественное сознание и его структура.
Рассматривая проблемы бытия, мы говорили о его структуре, выделили четыре основные его формы, в том числе, бытие духовного (идеального), в котором выделили индивидуализированное и объективированное духовное. В данной лекции мы более подробно рассмотрим последнее, т.е. объектированное духовное.
Человек —общественное существо, и в своих отношениях с миром, с другими людьми выработал способность различным образом отражать действительность. Существуют не только индивидуальные формы сознания, но и надындивидуальные, характерные для всего общества или отдельной его части. Это, так называемое, общественное сознание, которое представляет собой совокупность идей, теорий, взглядов, чувств, привычек, традиций данного общества.
Общественное сознание имеет социальную природу. Оно возникает из общественной практики людей, как результат их производственной, семейно-бытовой и иной деятельности, как отражение материальной стороны жизни общества, материальных отношений. Различные общественные явления и их отражения в образах и понятиях, идеях и теориях - это две стороны практической деятельности людей, диалектически связанные между собой.
Будучи отражением явлений общественной жизни, общественное сознание в то же время обладает относительной самостоятельностью, которая выражается, во-первых, в его способности активно воздействовать на общественное бытие. Это воздействие не прямое, а через сознание людей. Идеи, овладевшие сознанием, становятся материальной силой, направляя деятельность людей.
Во-вторых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его способности опережать общественное бытие или отставать от него, т.е. общественное сознание, не просто копирует общественное бытие, а осмысливает его, анализирует общественные явления и процессы. Причем осмысление это может осуществляться с различной степенью глубины: от явления к сущности
и т.д.
В-третьих, относительная самостоятельность общественного сознания, проявляется также в преемственности идей, теорий, взглядов, благодаря которой сохраняется и развивается духовное наследие поколений.
В-четвертых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется в его активном воздействии на общественную жизнь. Такое воздействие может иметь и прогрессивную и реакционную направленность. Важно учитывать, насколько те или иные идеи, взгляды, моральные принципы, направления в искусстве и другие проявления общественного сознания соответствуют интересам народа той или иной страны интересам ее будущего.
В-пятых, относительная самостоятельность общественного сознания проявляется во взаимодействии и взаимовлиянии его форм, в том, что в различных исторических условиях они играют различную роль и имеют свою внутреннюю логику развития, свои традиции и принципы.
Все это говорит об огромной роли общественного сознания в жизни современного общества, в формировании его духовности, вне которой и без которой люди не могут нормально жить и работать.
Общественное сознание имеет сложную структуру, включающую различные элементы, их взаимосвязи и взаимодействия. Структурный анализ общественного сознания может быть проведен по различным основаниям:
1. По глубине отражения действительности в духовных процессах (уровни отражения),
2. По способу отражения (формам общественного сознания);
3. По носителям - субъектам общественного сознания (индивидуальное, групповое, национальное);
4. По социальным функциям,
Рассмотрим более подробно структуру общественного сознания по первым двум основаниям, а с особенностями индивидуального, группового, национального сознания, их диалектикой, а также с функциями общественного сознания студенты знакомятся в ходе самостоятельной работы.
По глубине отражения действительности структуру общественного сознания можно представить следующим образом (См.схему).
Идеология | Естественнонаучные знания | |
Общественная психология | Эмпирические знания | |
Т | К. | |
2-й уровень теоретическое ►знание
1-й уровень
обыденное
знание
О.Б
Обыденное сознание возникает раньше теоретического и формируется под влиянием повседневной жизни людей. Оно позволяет судить о событиях общественной жизни с позиции "здравого смысла" и принимать в целом правильные решения.
Обыденное сознание представляет собой совокупность мыслей, взглядов, социальных* чувств, эмпирических знаний и заблуждений, вырабатываемых социальными общностями под влиянием повседневной жизни. Обыденное сознание включает в себя:
• Эмпирические знания, как комплекс представленных навыков, умений, формирующихся на основе опыта людей, например, народная медицина, приметы погоды и т.д.
• Общественную психологию как совокупность социальных чувств, настроений, обычаев, нравов, традиции, идеалов и целей, проявлений моды и т.д. Она выступает как единство эмоциональных и интеллектуальных отношений людей к условиям их жизни, к их общественному бытию.
Общественная психология отражает действительность с позиции больших масс людей: классов, наций, народов. Ее особенность состоит в том, что это отражение несистематизированное, как правило, на уровне явлений, а не сущности.
В общественной психологии различают, во-первых, психический склад, как совокупность, исторически сложившихся традиций, привычек, устоявшихся черт национального характера, психологии класса, профессиональной группы. Во-вторых, это психические на-
строения, чувства, переживания, стремления, желания. Они носят более подвижный характер, зависят от ситуации. Значение обще- | ственной психологии в жизни заключается в том, что она формирует ценностные ориентации людей и установки на поведение, мотивы их деятельности.
Вторым, более высоким уровнем общественного сознания, яв- | ляется теоретическое сознание. Это та часть общественного сознания, которая отражает действительность в теориях, взглядах, оформленных в концептуальные система.
Теоретическое сознание выступает как система логически взаимосвязанных положений. Поэтому создателями его выступают не все люди, а только специалисты, ученые, теоретики
Теоретическое сознание включает в себя:
» Естественнонаучные знания как систему теоретических знаний об окружающем нас мире, о достижениях в областях общественных, естественных и технических наук.
• Идеологию как систему идей, теорий, взглядов, отражающих социальную действительность с позиций определенных классов, наций, выражающих потребности и интересы различных социальных сил.
Идеология это систематизированное отражение, в котором выражается отношение тех или иных классов, партий к политической системе, государственному строю, отдельным политическим институтам и т.д. Она, как правило, стремится найти сущность общественных процессов, обнаруживать закономерности в развитии.
Идеология создается не массами, а наиболее подготовленными людьми, теоретиками. Она не стихийно усваивается массами, а вносится в их сознание с помощью различных средств: устно, СМИ и т.д.
Идеология может быть научной и ненаучной, прогрессивной и реакционной. Все зависит от ее социально-классового содержания, форм и способов ее воплощения в жизнь. Можно считать нормальным, если большее распространение имеет та идеология, которая отвечает интересам большей части общества. Однако это бывает не всегда, т.к. сила влияния той или иной идеологии определяется положением в обществе тех классов, наций, социальных групп, интересы которых она выражает.
2) Многообразие взаимоотношений людей с природой и обществом выступает основой существования различных способов,
форм отражения действительности. Вошикшот p:i пшчш.к- формы ой щественного сознания. Они все взаимоснямиы, имени оГициг ч< piы и, вместе с тем, различны.
В чем они сходны? В том, что все они отражаюi оМцн мим ное бытие, взаимодействуют друг с другом, обладают шписшпи. ной самостоятельностью и имеют два уровня отражения, ivoprui ческий и обыденный.
А в чем их различие? В том, что они имеют различный предмет отражения, разными средствами отражают его. Они находятся в разной степени близости к экономическому базису. Такие формы общественного сознания, как политическая, правовая, ближе к экономическому базису, чем философия и религия. Они различаются по той роли, функциям, которые выполняют в обществе. Речь идет о познавательной, воспитательной, эстетической, идеологической функции, а также о функциях морального, политического и правового регулирования поведения людей и их общественных отношений.
Основными формами общественного сознания являются: политическое, правовое, нравственное, эстетическое, философское, религиозное сознание, а также идеи и взгляды о природе.
Политическое сознание - это совокупность идей и взглядов о том, кому должны принадлежать средства производства и власть в стране, об отношениях между классами, нациями, государствами и коалициями государств. Главное содержание политического сознания составляет отражение коренных интересов классов, наций, государств, в сфере экономики и по вопросам власти, государственного и политического устройства общества,
Наиболее активна в политическом сознании политическая идеология. Она вырабатывается идеологами класса, политологами и вносится в сознание масс в форме идей, программ, ценностей. Большое значение имеет и политическая общественная психология, представляющая собой политические настроения, чувства классов, социальных групп, их отношение к тем или иным политическим мероприятиям.
Политическое сознание - это активная сила в обществе, особенно в современных условиях. Понимание сути политических мероприятий, проводимых президентом, правительством Украины, обеспечивает поддержку их народом.
Правосознание - это совокупность взглядов, представлений социальных групп и классов о праве, обусловленная материальными условиями их существования и включающая в себя как оценку! действующего права, так и представления о желаемом в области] права, правовые требования.
В правосознании выражается отношение людей к действующему праву. Оно связано с представлением о том, что законно, а! что незаконно. В правосознании оценивается правовая практика органов власти, причем в социально неоднородном обществе эти оценки могут быть различны со стороны различных социальных групп.
Правосознание имеет два уровня:
• правовую идеологию в которой формулируются правовые нормы, | вырабатывается сама идея закона, возможности его трактовки и! определение границы его приемлемости;
• праеовую^)йще£твеннутпсихолагиюг представляющую совокупность чувств, взглядов, переживаний социальных групп по поводу тех или иных законов и правовых норм. В ней отражаются также противоречия между изменяющимися условиями и устаревшими законами.
Правосознание имеет огромное значение в современных условиях. Знание законов, их обязательное выполнение всеми, верховенство закона в обществе - необходимые условия формирования правового государства.
Нравственное сознание - это, совокупность идей и взглядов о поведении людей и их взаимоотношениях с позиции добра и зла, справедливости и несправедливости. Нравственное сознание предписывает, оценивает и побуждает личность и социальную группу к определенному характеру деятельности.
В нравственном сознании потребности и интересы людей выражаются в виде общепризнанных предписаний и оценок, подкрепленных силой примера, привычки, общественного мнения.
Нравственное сознание отражает действительность в совокупности моральных принципов, норм, выражается категориями морали: добро и зло, долг, честь, совесть и т.д.
Нравственное сознание включает
• теоретический уровень, выраженный в моральных программах, нравственных кодексах, заповедях, в которых в системном порядке излагаются моральные требования общества;
• абыАешый-уршень, в который включаются нравственные чувства, переживания (стыд, симпатии, антипатии и т.д.).
Роль нравственного сознания исключительно велика. Она проявляется в том* что многие положения, требования морали имеют общечеловеческий характер, за ними стоит сила убеждения, нравственного авторитета. А нравственное воспитание людей всегда было и остается важнейшим направлением духовной деятельности.
Эстетическое сознание - это совокупность художественных образов, идеалов и теорий, отражающих ценность предметов и явлений через понятия прекрасного и безобразного, возвышенного и низменного, комического и трагического.
Эстетическое сознание имеет два уровня:
• теоретический уровень - это искусство, эстетика, теории отдельных видов искусства. Искусство, как способ эстетического освоения мира, удовлетворяет потребности человека в красоте. Оно отражает действительность в художественных образах, через призму человеческих чувств, переживаний. Развитие искусства обусловлено общественно-исторической практикой людей, художественными традициями, состоянием духовной жизни общества.
• общгствениогпсихолагический уравешь^ отражающий действительность в виде эстетических эмоций, массовых суждений о прекрасном, комическом и т.д.
Эстетическое сознание является мощным средством эстетического воспитания людей, формирования эстетических ценностей и вкусов.
Философское сознание - это совокупность взглядов о мире, о человеке и его месте в обществе, о всеобщих закономерностях развития и познания действительности.
Объективный мир отражается в философском сознании с помощью всеобщих понятий, категорий, основополагающих идей-принципов.
В силу этого оно составляет ядро мировоззрения, так как наиболее глубоко проникает в сущность процессов и явлений.
Философское сознание выступает теоретическим осознанием мира, это наиболее общий взгляд на мир. Вместе с тем философское сознание предполагает глубокое осмысление сущности своего "я". Философское сознание, вне зависимости от того отражает оно мир с позиций материализма или идеализма, активно влияет на все стороны жизни общества.
Религиозное сознание - это совокупность идей, взглядов, догм и учений о сверхъестественных явлениях. Религиозные взгляды возникли на заре человеческого общества, прошли через века и существуют поныне. Его основа - вера в наличие сверхъестественного.•• Содержание его - это совокупность религиозных идей, чувств, взглядов и представлений о боге, бессмертии души и т.д.
В его состав входит:
Религиозная идеология- это часть религиозного сознания. Она; выступает как система идей, в которых теоретически обосновываются и излагаются религиозные взгляды на мир.
Религиозная психология ~ это несистематизированные религиозные чувства, представления, настроения, верования, которые; складываются стихийно, как непосредственное отражение бытия; людей. Религиозное сознание иногда представляется как иллюзорное сознание, ложно отражающее действительность, связанное с мифическим опытом человека.
Специфика религиозного сознания состоит в том, что его идеи не доказываются ни чувственно, ни логически, они основаны на религиозной вере. Религиозное сознание нельзя, наверное, оценивать только негативно, т.к. в нем обобщен большой ответ духовного от- М ношения человека к себе, к другим людям, отражается нравственный и гуманистический опыт людей.
Религиозное сознание, тесно переплетаясь с бытовыми традициями народов, составляет значительный пласт духовной культуры человечества.
Мы рассмотрели основные формы общественного сознания. Другие формы, в частности, естественнонаучную форму, как взгляды на природу, ее сущность, законы, студенты более подробно изучают | самостоятельно.
Тема: Познание и его основные формы
Тип занятия: Лекция - беседа
Актуализируются в работе ОК -1, ОК-2, ОК-8
Цели:
Учебная: ориентироваться в наиболее общих философских понятиях познания, определять основы философской теории гносеологии;
Развивающая: способствовать формированию умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
Воспитательная: способствовать личностному развитию обучающегося, побуждать самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации..
Метод реализации: изучение новой темы, актуализация знаний - выстраивать диалог между обучающимися и преподавателем .
Информационно-методическое обеспечение:
1. Кохановский В.П. Основы философии: учебник // В.П Кохановский. 2-е изд перераб. и допол.–М,: Академия, 2015.-232с.
2. Хрусталев Ю.М. Философия. Учебник // Хрусталев Ю.М. Рекомендовано НМС. –М,: Академия , 2009.-336 с.
Структура занятия
1. Организационный момент: Проверка присутствия студентов и их внешнего вида; проверка санитарного состояния учебного кабинета; проверка материально-технического обеспечения рабочего места студента согласно методических указаний– 3 мин.
2. Сообщение темы, цели и задачи урока – 3 мин.
3. Актуализация опорных знаний, умений, компетенций – понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами.
Берет на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий. - 5 мин.
4. Мотивация учебной деятельности обучаемых - Формирование навыков и умений организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. Тренировка коммуникативного взаимодействия обучающихся; повторение пройденного материала. Изучение нового.
Мин.
5. Основная часть – 60 мин.
6. Систематизация знаний, умений - актуализация знаний, полученных студентами в ходе обсуждения тем. Формирование навыков и умений на материале стандартных вопросов (тренировочные тесты , творческие задания); выдача индивидуальных консультаций , если у обучающихся возникают дополнительные вопросы по теме лекции.
– 10 мин.
7. Подведение итогов
задания для самостоятельной работы студента, контрольный тестовый опрос; подведение итогов занятия.
Оценивание результатов: В конце лекции проводим совместный анализ деятельности каждого студента.
Самостоятельная работа: Краткое комментирование внеаудиторной самостоятельной работы .
– 3-5 мин.
Преподаватель: _________________ Ю.А. Трифонова .
ТЕМА: Познание и его основные формы
План занятия
Основное содержание познавательной деятельности.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1160;