Римская семья. Понятие родства в римском праве

Семья (familia) в древнейший период римской истории – это социальный институт, основанный на агнатическом родстве, делении ее членов на лиц «своего» и «чужого» права, существующий при первобытнообщинном строе.

Признаки:

1. агнатическое родство членов семьи;

2. деление членов на лиц «своего» и «чужого» права;

3. существует при первобытнообщинном строе[36] (архаический период).

4. патриархальный тип отношений внутри семьи (неограниченная власть отца).

 

Агнатическое родство (agnatio) – юридическое, некровное родство, родство по факту совместного проживания и труда.

Агнаты– члены одной большой семьи, объединенные властью одного отца семейства (домовладыки); кровные родственники только по мужской линии.

 

Ближайший агнат:

А) в большой семье – младший брат;

Б) в малой семье – старший сын.

 

Основания для выхода из агнатической семьи:

1. эмансипация взрослого сына;

2. смерть домовладыки (в этом случае сыновья сами становятся домовладыками);

3. выход дочери замуж (в этом случае дочь утрачивала связь с прежней семьей и становилась агнаткой своего мужа или его домовладыки).

 

Лицо своего права (persona sui iuris[37]) –только взрослый римский гражданин мужского[38] пола, не находящийся ни под чьей властью; это домовладыка, отец семейства, обладающий неограниченной властью:

· право признать или нет новорожденного ребенка;

· право лишить жизни непризнанного ребенка (выбросить уродца – monstrum с Тарпейской скалы – одного из утесов Капитолийского холма в центре Рима);

· право продажи детей в рабство;

· право манципации (продажи) третьему лицу своего сына в наем или в возмещение ущерба в порядке «нокзального» иска[39], но не более трех раз;

· право собственности на все собственные приобретения и приобретения, сделанные агнатическими родственниками;

· право давать или не давать согласие на сделки, совершенные членами семьи (дача согласия влечет юридическое признание сделки).

 

Лицо чужого права (persona alieni iuris)– это любой член агнатической семьи, находившийся в подчинении домовладыки, правовой статус которого состоит в следующем:

· полная публичная правоспособность;

· неправоспособность в частноправовой сфере (право собственности на приобретения лица чужого права имел не он сам, а его домовладыка; необходимость получать согласие домовладыки на совершаемые сделки).

 

К лицам чужого права относились:

1. рабы;

2. сыновья и их жены;

3. дочери;

4. внуки и правнуки;

5. законная жена;[40]

6. племянники и т.д.

 

 

Семья в постклассический период римской истории – это социальной институт, основанный на когнатическом родстве, возникший в период государствообразования и усложнения хозяйственной жизни страны.

 

Признаки:

1. возникновение в период поздней республики, империи;

2. в основе появления такого типа семьи лежат экономические факторы;

3. когнатическое родство членов семьи.

Экономическая основа появления семьи такого типа:

изменение производственных отношений

развитие торговли

разложение патриархальной семьи

усиление самостоятельности взрослых членов семьи

ослабление власти домовладыки, которое выражалось в следующем:

· произвольное убийство домочадца карается смертной казнью;

· наказывать детей можно только в целях воспитания, а не жестокости;[41]

· продажа детей в рабство возможна только, если они новорожденные и только в случаях крайней нужды;

· введена уголовная ответственность за выбрасывание детей-уродцев;

· введена уголовная ответственность за принуждение дочери заниматься проституцией;

· дети получили право жаловаться на отца в магистратуру и требовать алименты.

Когнатическое (когнатское) родство – это кровное родство.

Когнаты (cognatio) – сорожденные, рожденные вместе, кровные родственники, как по прямой, так и по боковой линии.

Степени когнатического родства:

1. отец и сын;

2. родные братья; дед и внуки;

3. дядя и племянники;

4. двоюродные братья.

Родственники по прямой восходящей линии: внук – сын – отец;

Родственники по прямой нисходящей линии: отец – сын – внук;

Родственники по боковой линии: сестра и брат; дядя и племянники; двоюродные братья.

От «родства» следует отличать понятие «свойство» - это отношения между мужем и тещей; свекром и тещей; отчимом и падчерицей; опекуном и подопечным и т.д. Таким категориям людей было запрещено вступать друг с другом в брак.

 

2. Брак: понятие, виды, способы заключения, условия вступления и прекращения брака.

Брак (matrimonium) –социально значимый союз мужчины и женщины, определяющий положение детей, рожденных в этом союзе, регулирующий личные и имущественные отношения между супругами, а также их наследственные права.

Брак – это юридический факт.

Брак – это то, что определяет статус человека (к примеру, если гражданин попал в плен, утратив свободу, то брак распадается).

Брак – это сделка.

 

Условия для вступления в брак (ius conubii – т.е. право вступать в законный квиритский брак):

1. согласие домовладыки (оно постепенно уходит на второй план);

2. согласие жениха и невесты;

3. достижение брачного возраста:

а) для юношей – с 14 лет;

б) для девушек - с 12 лет.

 

4. отсутствие препятствий к вступлению в брак:

а) безумство;

б) двоеженство;

в) родство или свойство будущих супругов;

г) принадлежность брачующихся к разным социальным слоям:

· до 445 г. до н.э. запрещены браки между патрициями и плебеями;

· до 18 г. до н.э. – между вольноотпущенниками и свободнорожденными;

· между сенаторами и вольноотпущенниками;

· при императоре Августе – между свободнорожденными и лицами низкой морали (сводни, актрисы, проститутки);

д) религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

 

Заключению брака предшествовала помолвка (обручение) – договор в форме клятвенного обещания вступить в брак (sponsalia). Помолвка представляла собой двойную стипуляцию: отец обещал жениху передать невесту и наоборот.

Обручение и брачная церемония могли следовать одно за другим непосредственно по времени, но могли быть и отдалены друг от друга даже несколькими годами. Во время обручения предполагаемые будущие брачные партнеры выражают намерение заключить между ними брак и обмениваются подарками подобающей социальному уровню партнеров стоимости; обручение может быть совершено и представителями будущих супругов – их родителями, опекунами и т. д. Обмен подарками придавал обручению некий вид частноправовой сделки. Факт обручения, брачные намерения и факт обмена подарками закреплялись специальными письменными документами (в более раннее время – присутствием свидетелей-гостей).

При помолвке вносился задаток. Если жених отказывался от брака, то он терял задаток. Если отказывалась от брака невеста, то ее домовладыка платил задаток в четырехкратном размере, а с 472 г. – в двойном.

Обручение можно было расторгнуть как по взаимному согласию, так и в порядке судебной процедуры как отказ от обязательства. Такое расторжение не считалось разводом и не могло в дальнейшем служить препятствием к заключению других браков партнерами. В древнейшее время нарушение обручения давало другой стороне право потребовать возмещения причиненного ущерба. По преторскому праву нарушение обручения влекло за собой только infamia и ограничение права выступать в суде в качестве представителя чужих интересов. В период империи сторона, нарушившая обручение, теряла право на возвращение сделанных ею подарков

 

Убийство женихом невесты и наоборот считалось убийством родственника.

 

Формы союза мужчины и женщины в Древнем Риме:

I. Законный брак[42]

 

Брак с властью мужа (matrimonium cum manu) –правильный, строгий брак; древнейшая форма брачных отношений   Брак без власти мужа (matrimonium sine manu) -неправильный, нестрогий, неформальный брак
Обязательный переход женщины на жительство в дом мужа Жена переходит в дом мужа на жительство после своего согласия  
Жена теряла юридическую связь со своими кровными родственниками и становилась агнаткой мужа Жена оставалась юридически чужой своему мужу и детям, т.е. юридически стояла вне семьи мужа  
Женщина оказывалась под властью мужа или его домовладыки Женщина обладала имущественной правоспособностью  
Жена не вправе была требовать развод у мужа, а муж такое право имел Жена имела право требовать развод (правда, в дальнейшем эта возможность была существенно ограничена)
Муж имел право наказывать жену вплоть до лишения жизни, отдать ее в кабалу Муж имел право убить жену только в случае прелюбодеяния (в дальнейшем это было запрещено)  
Жена в семье занимала место дочери, а для своих детей была старшей сестрой Самостоятельное положение женщины в семье    
Дети, даже будучи взрослыми, подчинялись своему домовладыке в личном и имущественном плане Военное жалование, добыча, подарки полководца (так называемый военный или лагерный пекулий), полученные сыновьями оставались в собственности самих сыновей, а не домовладыки

 

 

II. Конкубинат (concubinat) –форма постоянного и разрешенного законом сожительства между мужчиной и женщиной, которые не могли заключить брак ввиду разного социального положения.

 

Примеры:

· Сожительство между римлянами и перегринами;

· Сожительство между римлянами и рабами;

· Сожительство между лицами сенаторского сословия и вольноотпущенниками и т.д.

 

Признаки конкубината:

1. устойчивость семейных отношений;

2. постоянство партнеров;

3. дети (конкубины), родившиеся от такого незаконного брака, не попадали под власть отца;

4. мужчина имел право состоять в законном браке с одной женщиной, а в конкубинате - с другой. Женщин за такое ждала смертная казнь;

5. конкубина (женщина) не имела прав «законной жены».

 

Способы заключения брака cum manu:

1. заключение брака путем религиозного обряда:

· присутствие жениха и невесты, 10 свидетелей и жреца;

· жрец произносит торжественные формулы;

· «совместное вкушение полбы» - принесение в жертву хлеба

· такое заключение брака доступно преимущественно для патрициев.

 

2. светский способ заключения брака:

· невеста покупалась будущим мужем (за символическую плату) путем манципации («Я заявляю, что эта женщина принадлежит мне по праву квиритов», говорил будущим муж);

· необходимо наличие 5 свидетелей и весовщика.

 

3. неформальный способ по признаку пробретательной давности:

· жена (сожительница – конкубина или жена «нестрого» бракаsine manu) должна была жить в доме мужа непрерывно 1 год;

· если жена не хочет, чтобы над ней была установлена власть мужа, то ей надо не ночевать дома 3 ночи в году. В этом случае давность прерывается.

 

Способы заключения брака sine manu:достаточно согласие обеих сторон + мужчина должен был отвести женщину в свой дом.

Условия для вступления в брак (ius conubii – т.е. право вступать в законный квиритский брак):

5. согласие домовладыки (оно постепенно уходит на второй план);

6. согласие жениха и невесты;

7. достижение брачного возраста:

а) для юношей – с 14 лет;

б) для девушек - с 12 лет.

 

8. отсутствие препятствий к вступлению в брак:

а) безумство;

б) двоеженство;

в) родство или свойство будущих супругов;

г) принадлежность брачующихся к разным социальным слоям:

· до 445 г. до н.э. запрещены браки между патрициями и плебеями;

· до 18 г. до н.э. – между вольноотпущенниками и свободнорожденными;

· между сенаторами и вольноотпущенниками;

· при императоре Августе – между свободнорожденными и лицами низкой морали (сводни, актрисы, проститутки);

д) религиозные различия возможных партнеров: правовой брак мог быть заключен только между лицами единой религии и по правилам одной религиозной процедуры.

 

 

Основания для прекращения брака:

1. смерть одного или обоих супругов. К смерти приравнивалось безвестное отсутствие одного из супруга;

2. утрата свободы(capitis deminutio maxima);

3. утрата римского гражданства (capitis deminutio mediae);

4. развод, основаниями к которому могли послужить:

 

а) уважительные причины:

· бесплодие, нежелание одного из супругов иметь детей;[43]

· возведение мужа в жреческий сан;

· поступление мужа на военную службу;

· болезнь супруга.

б) вина одного из супругов (на виновную сторону возлагались определенные имущественные санкции в виде штрафа или потери добрачного имущества):

· прелюбодеяние[44];

· покушение на жизнь другого супруга;

· отравление детей;

· кража ключей от винного погреба и др.

О разводе можно было сообщить через вестника, в письме, объявить лично в присутствии 7 свидетелей.

Брак, заключенный путем религиозного свадебного обряда, подлежал расторжению только при принесении жертвы Юпитеру и произнесении определенных слов с участием жрецов.

Брак, заключенный в результате покупки жены, и узуальный брак расторгались фиктивной продажей жены в рабство или кабалу с последующим отпущением на волю.

 

Расторжение брака осуществлялось без вмешательства гражданских и религиозных властей, однако в дальнейшем развод по обоюдному согласию супругов был запрещен Юстинианом.

 

Повторный брак

В республиканский и классический периоды никаких ограничений к вступлению во второй брак не было.

В постклассический период под влиянием христианства безбрачие стало нормальным явлением, поэтому появился ряд ограничения для вступления в повторный брак:

· вдова должна выдержать «траурный год» (это делалось, чтобы не только выразить уважение к покойнику, но и облегчить процесс установления отцовства в случае рождения ребенка и сомнений в отношении того, кто его отец). Если это правило не было соблюдено, то брак оставался действительным, но женщина подвергалась бесчестию.

· в случае развода, во второй брак можно ступить по истечении 10 месяцев.

 

 








Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 1605;


Поиск по сайту:

При помощи поиска вы сможете найти нужную вам информацию.

Поделитесь с друзьями:

Если вам перенёс пользу информационный материал, или помог в учебе – поделитесь этим сайтом с друзьями и знакомыми.
helpiks.org - Хелпикс.Орг - 2014-2024 год. Материал сайта представляется для ознакомительного и учебного использования. | Поддержка
Генерация страницы за: 0.032 сек.