Правовой статус вольноотпущенников
Вольноотпущенники (либерты, либертины) – отпущенные на волю своими господами рабы.
В древнейший период не существовало каких-либо ограничений в деле освобождения рабов.
В период поздней республики и ранней империи, когда численность рабов упала, контроль государства в этой области возрос, а именно в 4 г. н.э. законом Элия Сенция было установлено:
1. господин, которому нет 20 лет может отпустить на волю рабов только при наличии должных оснований, которые доказывались перед особой комиссией;
2. если рабу нет 30 лет, то отпустить его на волю можно только при специальном разрешении;
3. запрет отпускать раба на волю, сделанное во вред кредиторам в предвидении своей несостоятельности;
4. запрет отпускать на волю по завещания всех рабов: если рабов 3 штуки, то можно отпустить – 2; если рабов от 4 до 10 штук, то можно отпустить половину, если рабов 10-30 штук, то можно отпустить – одну треть и т.д., но не более ста рабов можно отпустить на волю.
Гражданское имя вольноотпущенника:
он носил имя в собственном смысле слова и наименование семьи или рода патрона, указывая и имя последнего в родительном падеже в качестве имени отца и превратив свое прежнее имя раба в прозвище.
Правовой статус вольноотпущенников:
1. правоспособность – ограничена:
· запрет вступать в брак со свободнорожденными до начала правления императора Августа;
· запрет вступления в брак с лицом сенаторского происхождения до правления императора Юстиниана.
2. в сфере публичного права вольноотпущенники:
· не служили в римских легионах;
· не имели права голоса в Народном собрании;
· не могли избираться в Сенат (в период империи это правило отменено было);
· не могли избираться в магистратуру (в период империи это правило отменено было).
3. институт патроната (бывший господин) – клиентелы (либертин, который обязан патрону своей гражданской жизнью), который включал в себя три группы обязанностей вольноотпущенника, фиксируемых в торжественной клятве:
· высказывать почтение (не мог вызвать патрона в суд, не мог обвинить его в уголовном преступлении);
· оказывать услуги личного характера;
· оказывать материальную помощь в случае необходимости (это право переходит к детям патрона, пока не умрет либертин);
· право патрона наследовать по закону после вольноотпущенника, не оставившего нисходящих и умершего без завещания.
Основания для утраты патроната:
1. патрон отказывается выплачивать вольноотпущеннику алименты;
2. попытка патроном продать свое право патроната;
3. возбуждение судом обвинения по инициативе патрона, грозящее либертину смертной казнью.
Вывод: права и обязанности патрона и клиента носили взаимный характер.
Формы отпущения рабов на волю:
1. Manumissio vindicta –отпущение на волю с использованием судебной процедуры (мнимый судебный спор): ликтор объявляет перед претором, что раб свободен; хозяин говорит, что согласен; претор подтверждает это).
2. Manumissio censu –раб заявляет, что он является римским гражданином; хозяин дает на это согласие, цензор вносит вольноотпущенника в список римских граждан.
3. Manumissio testamento –отпущение по завещанию, что делал сам господин либо его наследники способами № 1 или № 2.
4. Неформальные способы(по цивильному праву в этих случаях вольноотпущенник не становился юридически свободным, но фактически свободу получал):
· Объявление в кругу друзей;
· Усаживание господином раба за стол рядом с собой;
· «вольная» - объявление об освобождении в письме;
5. Отпущение раба на волю в силу закона (эпоха принципата):
· 380 г.н.э. выдача рабом убийцы своего хозяина;
· 380 г.н.э. выдача рабом солдата дезертира;
· Если раб в течении 20 лет своей жизни жил как свободный, то он становится свободным по давности лет.
6. Заключение рабом доверительного соглашения с третьим лицом о том, что оно выкупит раба на свободу за деньги самого раба;
7. Церковная форма отпущения на волю – заявление господина, сделанное в церкви.
Положение вольноотпущенников различалось в зависимости от условий их прежнего рабского состояния. Отпущенные из рабства, связанного с военным пленом, никогда не могли приобрести прав римского гражданства. Только отпущенные на свободу в самом Риме считались римскими гражданами, но не полноправными.
Дата добавления: 2016-11-28; просмотров: 719;